Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Какие кризисы бывают в детском возрасте ...

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Прогулки по минному полю: кризис двух лет

Лена Чарлин   13.12.2012 17:40

http://letidor.ru/upload/iblock/b45/b45777a86b86b550927c386c3c3ab365.jpg

Из письма подруге: «Сегодня забирали посылку на почте. По пути обратно Марик сел на асфальт и отказался идти дальше, потому что никто не брал его на руки. Я могла его взять, но лишь в одном случае: если бы он сам держал здоровенную коробку и еще пакет с хлебом, творогом и молоком. Как говорил Чебурашка: «Давай, я возьму чемодан, а ты меня». Я даже предложила Марику такой вариант, но он резонно отказался: коробка  уж очень большая. Поэтому мы минут пятнадцать сидели на асфальте и сетовали на несовершенство мира. Хорошо, что лето. А, кстати, перед самим выходом мне пришлось переодеваться, потому что Марик разрыдался, заметив, что я в новой юбке. Это очень красивая юбка, просто он никогда ее на мне не видел и вот от смятения чувств расплакался. Логики в этом, конечно, мало. Но мы живем в эпицентре кризиса двух лет, и  логика не имеет никакого значения, а вот любое действие может сыграть против нас…»

Когда я оглядываюсь и вспоминаю то время, оно кажется мне смешным. Это очень полезное и, пожалуй, лучшее свойство памяти – забывать о трудном и плохом. Но тогда, в эру «ужасного двухлетки», мне казалось, что Земля сошла со своей оси и мой ребенок, еще вчера такой беспроблемный, понятный, улыбчивый, вдруг стал хмурым, неприветливым мальчиком, который всегда на всех в обиде и готов в любой момент расплакаться и закричать. Я всерьез думала, что теперь это наша вечная фаза луны.

Что такое кризис двух лет?

Это время, когда опасность детского плача и сопротивления поджидает ежесекундно. Например, Марик попросил нарисовать солнышко, и я взяла желтый фломастер. А нужно было зеленый. В каше обнаружился изюм, а сын, оказывается, любит только вишни (он только что так решил). Или мы обуваем серые сандалики вместо оранжевых, которые он имел в виду (в своем уме). Или я поворачиваюсь на бок, когда укладываю его спать, а ему нужно, чтобы я лежала на спине.

Кто не проходил через подобное, наверняка, отрежет: «Обыкновенный избалованный ребенок. Потакайте дальше, и получите на выходе эгоиста, чье мнение в семье ставится во главу угла». Но к счастью, большинство моих знакомых – бывалые родители, поэтому к рассказам о запрещенной юбке и сидении на асфальте относятся с пониманием. У них самих дети раскидывались на снегу звездой, отказываясь сделать шаг по направлению к дому.

У них так же сдавали нервы, когда ребенок начинал визжать за обедом, потому что огурец ему порезали длинными ломтиками, а нужно было кружочками! Они сами с ужасом думали о предстоящей прогулке, ведь нужно поймать, зафиксировать, одеть, одеться самому и увидеть, что джинсовый комбинезон уже болтается на дверной ручке, а носитель комбинезона, пять минут назад нывший, как ему хочется лепить куличики в песочнице, вооружился веником и подметает пол, шкаф и заодно ванну и подозрительно косится в сторону мамы, чтобы не ушла без него (хотя сам он, собственно, уже никуда не собирается).

В такие моменты хочется скрутить маленького человека в бараний рог, найти кнопку «выкл» на малыше капризном и достать до кнопки «вкл» на хорошем, добром малыше.

Легко любить послушного безропотного ребенка. «Посадишь его, а он играет себе с игрушками, два часа может не сходить с места» – наверное, каждый родитель слышал этот древнемладенческий миф. Как, действительно, легко любоваться занимающим самого себя человеком.

Искусство же начинается там, где проявляют себя первые сознательные капризы, проверка границ, отчаянные слезы, когда ребенок сам не понимает, почему ему плачется. Когда ты, его родитель, ищешь в себе силы не срываться, не падать духом, и на собственной шкуре осознаешь, как это все непросто. Потому что эмоции. Усталость. И потому что ты не идеальный.

А ему два года, он все на свете «сам» и очень многое «не будем». Голова иногда идет кругом от вечных «нет», «сам» и «не будем». И диалог:

- Марк, ешь яблоко.
- Не будем яблоко.
- Хорошо, не ешь яблоко. Дай его мне.
- Хочу яблоко. Дать яблоко Марику.

Такое поведение - это классика двухлеток, под которой мы ставим свою согласную подпись и заверяем ее долгим вздохом.
Я не знаю, что бы мы делали тогда без чувства юмора. Мы над ним, обиженным на весь свет, то и дело подтрунивали. Усталые, недосыпающие и готовые все время держать удар, мы все равно шутили, что у нас в семье кризис императора. И еще мы говорили, что двадцать четыре часа в сутки гуляем по минному полю. Шаг влево – слезы, шаг вправо – возмущенный крик.

Не знаю, что бы мы делали без «третьего глаза». Но, кажется, именно третий глаз мы с папой Марика отрастили в тот непростой период, стараясь предугадать, какая ситуация может повлечь за собой всплеск эмоций. Знали, что голодный ребенок – опасный ребенок, поэтому даже в короткие поездки брали с собой контейнер с фруктами: на еду еще и внимание легко переключить, если вдруг что-то пойдет не так.

Пользовались хитростями: за столом не просто ставили тарелку с приготовленным завтраком, а заранее выясняли: «Будешь кашу или творожок?»  Перед прогулкой: «Наденем синие шорты или красные?» Это кажется банальной и озвученной во всех источниках тактикой, но как бы там ни было, эта тактика работает.

Мы запоминали, что любит наш сын и в какой последовательности. «Ужасные двухлетки» внезапно становятся ультра-консерваторами и контрол-фриками, и родителям нужно приложить усилия, чтобы не колебать их устойчивый мир. Перед сном читать две книжки, не одну, не три, а ровно две. Сначала собирать пазл про Лунтика, потом про Простоквашино, а уже в конце - про Карлсона. И ни в какой другой последовательности. Это не вопрос вседозволенности и потакания, это действительно важные в данный период вещи. Ключевые слова - «в данный период».

Мы, конечно, выходили из себя и удалялись из комнаты, где ребенок в необъяснимом порыве рвал пластилин на кусочки и разбрасывал их по комнате. Брали сына в охапку и уносили его на пике каприза с улицы. Но взаимностью мы ему не отвечали, не поддерживали стиль, который предлагал он, проверяя нас на прочность.

Просто мы подумали, что, поскольку примерно на тридцать лет старше и опытнее своего ребенка, на такую удочку просто так не попадемся. И это действовало: когда на любую свою истерику ребенок получал не ответную родительскую истерику, а спокойную реакцию и сдержанный тон, его это охлаждало. Интерес кричать два часа подряд, когда тебя никто не слушает, быстро пропадает.

Мы уступали, решив, что многие вещи нужно просто позволить. Захотел мальчик надеть теплые ботинки в 35-градусную жару? Ну, так пусть надевает! Захотел лечь на землю, пускай полежит. Что хорошего, если родитель все время на взводе и старается не сдать позиции главного в семье? Ребенок и так понимает, кто в доме хозяин. А вот последствия своего выбора даже маленький человек может оценить сам: в теплых ботинках жарко и неудобно, а лежать на земле, в то время как освободились любимые качели, просто глупо.

Приходилось призывать на помощь выдумку. Чтобы дать жаропонижающее без концерта, мы накрывали его шапкой сгущенного молока. А чтобы остановить вот-вот зарождающееся недовольство температурой воды в ванне, цветом носков и вкусом зубной пасты, отвлекали, щекотали, заводили внезапный разговор на совершенно другую тему. В этом плане замечательно свойство детей легко увлекаться и переключаться, забывая о том, что их интересовало пять минут назад.

Наш кризис двух лет запомнился мне навсегда, и то, сколько он длился – ровно девять месяцев – тоже очень хорошо запомнилось. Мне кажется, это была лучшая школа закаливания. Но я пишу эти слова, когда Марику уже четыре года. Даже четыре с половиной. И я пишу для тех, кто сейчас еще там, на минном поле, чтобы поддержать и обнадежить: «Все проходит».

Просто поверьте (но сделайте глубокий вдох, терпение – ваш главный козырь сейчас). Все проходит на удивление за одну ночь. Так мой жизнерадостный ребенок вернулся ко мне однажды утром. «Спасибо за блинчики, –  сказал он, слезая со стула, и добавил, – ты очень хорошая».

В иной день что-то снова нахмуривалось в его личной небесной канцелярии, и он говорил: «Я никого не люблю», а потом слышал, что у меня болит горло, накрывал своим одеялом и важным голосом доктора Пилюлькина сообщал: «Я тебе подую сейчас на горло, и все пройдет». И он дул мне на горло.

Я не знаю, как работает этот механизм. Как дети перерастают свои кризисы. Но они их перерастают – факт. Может, это мы помогаем своим принятием, любовью и пониманием, что поведение двухлетки – это не желание свести родителей с ума, а первая демонстрация самостоятельности и независимости. Может, они сами волевым решением прекращают вести с нами войну и подписывают перемирие. А может быть, просто в один день заканчивается это пресловутое минное поле, и наши дети выходят на ровную дорогу.

http://letidor.ru/article/progulki_po_m … riz_32898/

0

2

Кризис семи лет

21.08.2012

http://letidor.ru/upload/iblock/034/034f6bc98fdac7525885ff8ca3225295.jpg

Обычно про него и не говорят особенно. Ну кризис и кризис. Довольно тихий по сравнению с кризисом 3 лет или подростковым. Совершенно неинтересный, на первый взгляд. Ну что там интересного? Смена ведущей деятельности с игровой на учебную - ну так в 6-7 лет в школу идут, это всем понятно.

Но на самом деле этот возраст ничуть не менее сложный для ребенка, чем любой другой "переходный". И от того, как ребенок проживет это время, зависит очень много в его жизни. Подчеркиваю - именно проживет, то есть пройдет все положенные моменты и этапы.

Почему именно 7 лет?

Я психофизиологию учила мало, скудно и самостоятельно, поэтому деталей не расскажу. Но именно к 7 годам, плюс-минус, дозревают лобные доли мозга. Соотвественно, меняются многие процессы мысли - речи - чувства и прочего.

Что происходит?

Во-первых, меняется восприятие себя любимого.

Если у дошкольника есть аксиома "Я успешен", то в кризис 7 лет на смену приходит " я хочу быть успешным" и одновременно вопрос "я могу быть успешным?  Я-реальное и Я-идеальное. Определяются критерии успешности.

Успешный - значит взрослый. Дети хотят быть взрослыми. Поэтому они совершенно не горят желанием участвовать в семейном просмотре их младенческих фотографий на горшке и в лопухах. Они обижаются, если мама их хвалит за что-то, что, по их мнению, само собой разумеющееся для больших детей и хвалить за это можно только малышей.  Иногда дети отказываются учиться чему-то в саду: "там все для малышей и буквам там по-детски учат", При этом в школе на подготовке буквам будут учить так же, но ребенку будет всё нравиться, потому что школа - для больших.

Успешный - значит правильный. Отсюда и "давай не скажем папе, что я что-то сделал", и детская ложь, желание что-то скрыть, и суперпослушание образцовых девочек. Успешен ли я?  Кризисы первого года жизни - "я есть"! Кризис трех лет - "я есть и они есть (люди - мир)!" Кризис семи лет: "какой я есть?" Формируется самооценка и умение оценивать себя.

Дошкольникам свойственно себя переоценивать - это нормально. Ребенок в 7 лет уже теряет детскую непосредственность и способность восхищаться собой: от ушей до какашек, не говоря уже о рисунках.  Ребенок начинает сравнивать себя с другими, себя с самим с собой. Если он нарисовал каляку, а мама захлебнулась от восторга, он маме не поверит. Он хочет хорошо учиться. Он сомневается. Он будет спрашивать: а что будет, если я вдруг получу четверку с минусом? Что будет, если я не сделаю этого...

И тут очень важно, с одной стороны, не уронить самооценку ребенка.  С другой - научить его адекватно оценивать свои поступки. Он готов признавать ошибки - только если он их признал, не надо его за это наказывать. И вообще лучше сначала поговорить, если ребенок сделал что-то не то.

Если хочется похвалить что-то ребенкино, особенно несовершенное - разбейте задачу на детали. Вот это у тебя получилось хорошо, а это - не очень. Но вообще молодец и стараешься. НА выходе должно быть "я хороший, я могу" в сочетании с адекватной оценкой своих дел "ровно нарисовал/криво нарисовал". И если не хвалят или ругают за что-то, я все равно хороший, просто работу надо переделать или доделать.

Меняется мотивация - могу работать, потому что НАДО. Или потому, что хочу это научиться делать, даже если сложно и противно.

Возникает произвольность. Та самая, без которой в школу идти нельзя. Развивается абстрактное мышление. То самое, которое позволит Буратине предположить, что он отдал некту 2 яблока.

Игровая деятельность сменяется учебной. Ребенок хочет учиться. Реально сидеть и обучаться чему-то. Например, печь блины или шить (в кого у меня такой ребенок?)

Во-вторых, у ребенка меняются отношения с окружающим миром.

Появляется самоконтроль, в том числе самоконтроль эмоций. Могу потерпеть, могу захотеть и не заплакать. Появляется четкое разделение внутренней и внешней жизни. Во внутреннюю жизнь допускаются далеко не все. Бывало так: ребенок плачет и рыдает в подъезде, входит кто-то чужой - ребенок тут же замолкает, даже если плакал от реальной обиды. Он не хочет, чтобы посторонние видели его чувства.

Переживания сейчас очень важны для ребенка. Для дошкольника они само собой разумеющееся. Весело - смеюсь, грустно - рыдаю. После 7 лет идет анализ, переживания могут отрываться от конкретной ситуации. 

И не только переживания. Ребенок начинает разрывать и связь "человек - ситуация".  Для дошкольника в чужом человеке первична его функция, его вещи. Врач - это белый халат. А после 7 лет белого халата для врача мало, ребенок может четко сформулировать: "эта тетка не врач, она не хочет помогать людям". Ребенок осваивает не только предметный мир взрослых, но и отношения между людьми. Начинает понимать, что значит "недоговорить, не надо рассказывать тете, что...".

Ребенок начинает более критично оценивать взрослых. В том числе и своих родителей. Про школу все лучше знает учительница и мама тоже должна ее слушаться. Именно поэтому в началке так велик авторитет учителя: "а Марьсеменовна сказала, что". С этим надо обращаться бережно, но разумно. Сказать, что Марьсеменовна - дура, проще всего. Но ребенку нужен авторитет. А признавать авторитет, если она дура - тоже не стоит...

Надо осторожно подводить к мысли, что мир несовершенен и авторитеты бывают разные. Тем более, что ребенок уже начинает понимать, что мир несовершенен. Перестает верить в чудеса. Не до конца, конечно, до конца никто не перестает. Но фразу " в жизни так не бывает" - услышать от ребенка после кризиса реально.

Как все это проявляется?

1. Оно кривляется. Подарили ребенку что-то хорошее, а он идиотски мычит и паясничает, типа радуется. Коверкает речь. Ведет себя, как дешевый актер. Бесит. Меня вот лично особенно бесит пункт "речь", на который было положено куча денег и сил.

Но важно понимать - ребенок осознал, что у него есть эмоции, есть воля и.т.п. И он пытается научиться этим всем пользоваться. Как у младенца сначала просто есть руки, но что с ними делать - непонятно. Потом их надо обсосать и засунуть во все места и все ими подрогать, а потом они уже снова есть и уже не удивляют. Так и тут. Сначала есть непроизвольная радость. Потом - вот это самое кривляние. А потом уже будет и просто радость, когда радостно, и умение улыбаться, когда хочется плюнуть в лицо (такое полезное во взрослой жизни).

2. Оно пререкается. Не просто скандалит, как малыш. А так реально пререкается. Ты слово - он в ответ несколько, и с такой еще подковыркой. Ты ему "почисть зубы" - а он  в ответ анализ твоих слов. Бесит.  Но это тоже надо. Он учится понимать вас. Не принимать по умолчанию -  "мать сказала, мать заставила, мать переключила внимание" - а понимать. Ага, "я-сообщения" нас должны спасти.

3. Оно зависает. Оно залипает, как дурная клавиша. Человеческим языком говоришь "сделать это". И ребенок даже делает это, но после паузы. Долгой, противной, пока мать не заведется и не напомнит еще много раз.  Причем новое делает нормально, привычное - с паузами. Бесит. А тут еще и педагоги - психологи пишут "если ребенок вас "не слышит" - это первый признак трудновоспитуемости". Бесит.

Люди вообще трудновоспитуемы. Я бы даже сказала, вообще не воспитуемы, только приспосабливаемы под друг друга. Не надо орать (слышишь, Тукка, не надо орать), надо подойти, дотронуться и повторить. И еще раз повторить. А иногда не надо повторять 25 раз - пусть сам это решает. Отдайте это на его ответственность, а дальше пусть работает метод естественных последствий.

4. Оно  козлит. В смысле оно упрямится. Он хочет носить только эту идиотскую шапку. Он не хочет идти спать по команде.  Забивает на почистку зубов.  Бесит. Но это неизбежно. Потому что он уже дорос  до того, чтобы сам отвечать за эти вещи и сам решать. Доходит до смешного. Скажешь, "нельзя печенье" - скандал. Скажешь, "реши сама, можно ли тебе печенье" - подумает и скажет "я лучше не буду, а то у меня сейчас диатез".

5. Оно хитрит и не краснеет.  Тоже доходит до смешного. По полчаса убирается в шкафу в саду, чтобы прогулять утреннюю зарядку.  Бесит. Не надо орать (слышишь, Тукка, не надо орать). Надо поделить все ситуации хитрости на "красные - желтые - зеленые".  И пусть она на фиг прогуливает эту утреннюю зарядку. Пусть это будет зеленым. А другое - будет красным.

6. Оно соблюдает правила или делает все назло. В дошколятах был топик про то, что ребенок подставил на собеседовании в школу  и говорил "не знаю". Ребенок нарушал правила. Мама сказала, надо отвечать - он нарушал. Или наоборот, ребенок увидел значок "без обуви"  на батуте, и хотя все прыгают в обуви - разулся. Это связано с самооценкой.
"Хочу быть правильным. А что будет, если я буду неправильным?" Вот этот пункт вариативен. Тоже бесит, или повод для гордости.

Хотя, как барышня с комплексом отличницы, который пришлось изживать долгие годы, точно могу сказать - ребенок должен быть в меру пакостным. Если он всегда послушный и все соблюдает - научите его делать гадости. Очень полезно для самооценки: " я хороший, даже если я ни хрена не сделал и налил марьсеменовне на стол кетчупа".

Что делать родителям?

Застрелиться. Учиться относиться к ребенку по-новому. У ребенка уже своя внутренняя жизнь. Пока вас туда еще пускают. Но уже пора спрашивать приглашения. И разрешения на огласку.

Еще надо отдавать ребенку ответственность за самого себя. В разумных пределах, конечно, но надо. Если ребенок ее не возьмет в кризис 7 лет - не возьмет и потом. Сейчас - хочется взять, а потом уже не захочется.

Надо перестать думать о ребенке "МЫ". Ни разу не вы! И двойку за ненарисованную белку получили, не вы, а он. И пятерку получили не вы, а он.  И в бассейн вещи должен собирать он, а не вы. Потому что в бассейн идет он. И вам может быть стыдно за какой-то поступок ребенка, но вы не можете себя чувствовать виноватыми за него...

Снова даем почувствовать ребенку, что границы этого мира никуда не делись. Только теперь они вот такие. Ну и еще, естественно, развивать и поощрять познавательную активность.

В заключение: в первые кризисы ребенок выделяет себя их окружающего мира. В кризис семи лет - он учится общаться с собой, понимать себя, подчинять себя самому себе. Это очень-очень сложно.

И еще: если ребенку еще нет даже шести, а у него все это - это как? В пять с хвостом - это тоже нормально. Это как ужасные двухлетки, которые на самом деле кризис 3х лет. И тут - начали в 5 с хвостом, за год прошли все этапы... Кризис 7 лет - это не значит, что начнется в семь. Это, во-первых, "плюс-минус". Во-вторых, это обычно к 7 будут новообразования возраста. А чтобы получить их, к плюс-минус семи нужно достаточно времени. Это дело не двух месяцев.

Update: кризис 7 лет в художественной литературе

"Лапуся" (Михалков)

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: - Дверь открыта!
Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: Сам закрой!

За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай!
- Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай!

Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
А они ко мне: - Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!..
А они ко мне: - Сыночек,
Положить еще кусочек?
А они ко мне:- Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..

Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?

И еще, конечно, все "Денискины рассказы". Особенно - "Ничего изменить нельзя"

http://letidor.ru/article/48_krizis_semi_let_29516/

0