Король пришел к мастеру научиться садоводству
Притча.
Король пришел к мастеру научиться садоводству. Мастер обучал его три года, и у короля появился прекрасный большой сад – там работали тысячи садовников – и что бы ни говорил Мастер, король шел и экспериментировал в своем саду. По прошествии трех лет, сад был абсолютно готов, и король пригласил Мастера посетить его. Он очень нервничал, потому что Мастер был строгим: «Оценит ли он?» — это должно было стать главным экзаменом –«Скажет ли он; Да ты понял меня».
И он позаботился обо всем. Сад был настолько прекрасен и совершенен; ничто не было упущено. Только тогда король привел Мастера посмотреть. Но тот с самого начала был грустен. Он оглядывался вокруг, он двигался в саду от одного места к другому и становился все более серьезным. Король очень испугался. Он никогда не видел его таким серьезным: «Почему он выглядит таким печальным? Разве есть что-то неправильно?».
А Мастер снова и снова качал головой и повторял про себя: «Нет».
И король спросил:
- В чем дело? Что не так? Почему вы мне не говорите? Вы становитесь таким серьезным и печальным и отрицательно качаете головой. Почему? Что не верно? Я не замечаю никакой ошибки! То что вы мне говорили, я практиковал в саду.
Мастер ответил:
- Это настолько завершено, что мертво. Это настолько совершенно – поэтому я качаю головой и говорю: нет. Это должно оставаться незавершенным. Где погибшие листья? Где сухие листья? Я не вижу ни единого сухого листа!
Все сухие листья были убраны – на тропинках не было высохших листьев, их не было и на деревьях, не было сухих листьев, которые пожелтели. Где же листья?
И король ответил:
- Я приказал моим садовникам все убрать. Сделать это настолько идеальным, насколько это возможно.
Мастер сказал:
- Вот почему все выглядит таким скучным, искусственным, делом рук человеческих. Сделанное богом не завершено.
И он устремился за пределы сада. Все листья были в кучах: он принес в ведре немного и бросил их на ветер. Тот подхватил их, стал ими играть и они полетели по тропинкам. Мастер был в восторге и воскликнул:
- Посмотри, сколько в этом жизни!
С сухими листьями появились звуки – их музыка, ветер играет с ними. Теперь в саду есть шепот; иначе он был мертвым и монотонным, подобно кладбищу. Эта тишина была не живой.
Слишком совершенно всегда ошибочно. Должна быть незаконченность, как надежда на любой новый шаг.