Иван Григорян, Екатерина Тропова
В вагоны московского метро вместят еще по 100 человек
Московский метрополитен планирует «разгрузить» столичную подземку при помощи вагонов нового типа — с откидными сиденьями, а также увеличить доходы от рекламы, предложив размещать ее на полу. В правильности решений сомневаются эксперты
Фото: РИА Новости
Новый подвижной состав Московского метрополитена с 2014 года пополнится новыми вагонами — в час пик в них будут опускаться сидения, а когда волна пассажиров спадет, сиденья будут возвращаться обратно. Об этом заявил глава московского метрополитена Иван Беседин.
Сейчас московское метро ежесуточно перевозит более 7 млн человек. Во время недавних снегопадов, обернувшихся для Москвы многокилометровыми пробками, москвичи откликнулись на призыв столичных властей активнее пользоваться метро. В результате, столичная подземка перевозила в течение нескольких дней примерно на 30% пассажиров больше, чем обычно. Только 29 ноября количество людей в метро достигло 9,3 млн человек. Все это привело к столпотворению в час пик.
Сам Иван Беседин ранее сетовал, что почти все ветки столичного метро работают на пределе возможностей — количество пассажиров с начала года превысило 2,1 млрд человек, что на 3,7% больше, чем в прошлом.
Использование в вагонах откидных сидений частично поможет увеличить пропускную способность метро. Больше места в вагоне — больше пассажиров. Сейчас вместимость вагонов составляет до 330 человек. На специализированных «машиностроительных» порталах указывается, что если убрать сидения, то в вагоне одновременно окажутся примерно 420 человек. То есть почти на 100 пассажиров больше.
Поезда с убирающимися сидениями частично увеличат пропускную способность, но с нарушением комфорта для пассажиров, считает независимый эксперт в области транспорта Дмитрий Адамидов.
«Сидения — это решение от безысходности. В Москве транспортная инфраструктура с постоянно растущим населением не справляется, и уже, видимо, других способов увеличить пропускную способность метрополитена просто нет, — рассказал Адамидов BFM.ru. — Убирающиеся сидения, конечно, дадут определенный эффект, 15-20% [площади] это может сэкономить. Но тут вопрос комфортности проезда и санитарных норм. Это уже немного будет похоже на столыпинский вагон».
Способы увеличить пропускную способность предлагают и отечественные производители вагонов. Так, к примеру, на сайте Уралвагонзавода приводится мнение замгендиректора компании Сергея Млодика о том, что необходимо увеличивать или количество дверей в вагоне или ширину входного проема.
Как указывают эксперты, поезда с откидными сидениями идут вразрез с желанием руководства московского метро улучшить уровень комфорта перевозок. Некоторые меры по повышению комфортности уже озвучены — WiFi, нумерация выходов со станций, поезда с принудительной вентиляцией вместо кондиционера.
16 декабря стало известно, что у глав Мосгортранса и Московского метрополитена появятся заместители, отвечающие за обеспечение комфорта пассажиров.
Что точно не смутит пассажиров и не скажется на уровне комфорта, так это еще одно нововведение столичной подземки — реклама на полу в метро. Такой способ размещения может появиться уже в следующем году, заявил Иван Беседин. Экспериментальный состав, по планам, будет пущен уже в начале следующего года.
«Некоторые страны используют такую практику. Мы тоже хотим попробовать. Неудобства пассажирам реклама на полу не создаст. Зато, если дело пойдет, доходы метрополитена от рекламы могут вырасти», — подчеркнул Беседин.
Ежегодные рекламные доходы метрополитена составляет более 2 млрд рублей.
Однако пол вряд ли можно назвать эффективным и перспективным способом размещения рекламы, считает Вячеслав Черняховский, академик Российской академии рекламы. «Трудно представить эффективную рекламу известных брендов, которую будут топтать пассажиры, — пояснил он BFM.ru. — Эстетики и этики нет. Графика и текст будут «убиты». В лондонском метрополитене активно внедряют digital и успешно используют 31 тысячу мест под постеры. Ничего нет на полу вагонов. Популярность набирают современные технологии. Доход московского метро может увеличиться значительно, если будут проведены исследования его потенциала как рекламоносителя. Много можно придумать для почти 3,6 тысяч вагонов метрополитена, особенно, держа в голове, что ежегодно метро в Москве перевозит около 2,4 млрд человек. Оставьте пол в покое! Берите выше».
Добавим, сейчас московское метро обновляет подвижной состав. В следующем году планируется закупить около 340 новых вагонов. В 2014–2016 годах — около 860. До 2020 года будет закуплено 3,5 тысячи вагонов. Парк будет обновлен на 64%. Выбор поставщика нового подвижного состава будет осуществляться на конкурсной основе. Готовность участвовать в конкурсе уже выразили 14 компаний, большая часть из них — зарубежные, сообщала в октябре этого года московская мэрия.