17 декабря 2012, 20:47 Business FM
Политический подход к делам Навального
Ранее у блогера и одного из фигурантов «списка Магнитского» нашли общие бизнес-схемы на Кипре. По делу о мошенничестве братьям Навальным грозит до 14 лет лишения свободы
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Стало известно, что следствие возбудило в отношении Алексея Навального еще одно уголовное дело. Об этом написал сам Навальный в своем блоге, он при этом не уточнил, о каком именно деле идет речь. «Подписка о невыезде у меня теперь двойная. В этот раз, правда, только Москва, без области», — сообщил Навальный.
Сегодня блогер побывал в Следственном комитете, где его официально уведомили о возбуждении уголовного дела о хищениях на грузоперевозках.
Ранее СМИ сообщили о том, что у фирмы блогера Алексея Навального и компании фигуранта «дела Магнитского» Владлена Степанова имеется одна и та же «кипрская схема». Как сообщают «Известия», их бизнес имел общих номинальных владельцев.
«Главное подписное агентство» Алексея Навального через которое, по версии следствия, было похищено 55 млн рублей, на 99% принадлежит кипрской фирме Alortag Management Limited, учредителем которой также является оппозиционер.
В выписке из кипрского реестра сообщается, что эта компания с уставным капиталом в одну тысячу евро создана в декабре 2007 года фирмой Koureon Management Limited, которая является в ней же директором. Секретарем в ней, якобы, значится Horacen Secreterial Limited. (Все компании, зарегистрированные на Кипре, должны иметь директора и секретаря, причем, их функции могут выполнять как физическое, так и юридическое лицо).
Вместе с тем Koureon являлась 100-процентным акционером Arivust Holdings Limited, которую приписывают Владлену Степанову — одному из фигурантов «дела Сергея Магнитского». Секретарем в Arivust, якобы, была все та же Horacen Secreterial.
По словам партнера Московской коллегии адвокатов «Анексус» Андрея Боксера, на основе только одинаковых номинальных владельцев нельзя говорить об аффилированности фирм Навального и Степанова, как и нельзя утверждать о «серых схемах»: «Кипр — это одна из самых популярных юрисдикций. Там могут быть какие-то пересечения по линии бизнеса у разных людей — в этом нет ничего удивительного. Юридических фирм с хорошей деловой репутацией не так уж и много, поэтому могут быть одинаковые директора или адреса. Если проанализировать рынок нефти, производств, то везде, так или иначе, будет использоваться в структуре кипрская компания. Это нормальные, законные схемы, позволяющие экономить немного налогов на дивидендах, это всё предусмотрено соглашением между нашими странами».
По данным в Интернете, регистрация офшорных компаний на Кипре стоит от 2500 долларов.
Руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Вячеслав Феоктистов в интервью Business FM рассказал о своем видении перспектив этого уголовного дела: «Подобные ситуации в брокерской деятельности, то есть деятельности участников, людей, которые торгуют непосредственно на бирже, можно также подвести по этой форме под уголовно-правовую статью. Я думаю, что здесь дело немножко в ином. На мой взгляд, кому-то, возможно, кажется, что необходима ситуация, в рамках которой Алексей имел бы статус подозреваемого или обвиняемого на определенный период времени. Это дает возможность правоохранительным органам, как мне кажется, держать его, мягко говоря, на коротком поводке. Мало кто из коллег и правоприменителей допускает саму возможность направления подобного дела при таких обстоятельствах в суд и оценивает вообще какую-либо перспективу. Речь идет о коммерческой деятельности, цели коммерческой деятельности, предпринимательской деятельности. Насколько мы помним статьи Гражданского кодекса, это извлечение прибыли. То есть человек получил прибыль в таком виде, при таких обстоятельствах, которые он сам создал, не нарушая, на мой взгляд, никакого закона».
Дело против Навального следует рассматривать как политическое давление, соглашается глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«Похоже, на сегодня политического решения об аресте Навального не принималось. То есть имеется определенная подготовка почвы, есть целенаправленное создание ожиданий, но понятно, что итоговое решение будет политическим, — рассказал Виноградов Business FM. — Предъявляемые обвинения достаточно любопытны в том плане, что, с одной стороны, они сулят какими-то страшными сроками лишения свободы, а с другой — выглядят не очень убедительными в глазах внешней аудитории. И если дела распадутся или закроются, никто, собственно, не удивится. Трудно понять, чего здесь больше: желания найти какую-то правовую основу или создавать информационные поводы, призванные показать, что у власти есть зубы и она тоже готова их как-то показать. Но в целом, насколько можно судить по первой реакции, деловое сообщество, скорее, высказывает удивление в связи с тем, что экономическая сделка, не имеющая изначально криминальной подоплеки, позиционируется публично как заведомо спорная с правовой точки зрения».
Отметим, Алексей Навальный и Владлен Степанов ранее уже упоминались вместе в одном скандале. Весной прошлого года Степанов требовал от Навального в качестве компенсации морального вреда 1 млн рублей. Поводом к иску послужил ролик, который оппозиционер опубликовал у себя в блоге. В нем Степанов предстает одним из основных участников коррупционной схемы, которую раскрыл юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, скончавшийся в СИЗО. Степанов выиграл суд, но компенсация ему была снижена до 100 тысяч рублей.
О возбуждении уголовного дела против братьев Алексея и Олега Навальных было объявлено на прошлой неделе. Мать братьев связала это с запланированным на 15 декабря оппозиционным «Маршем свободы», в котором Навальные должны были принять участие. Теперь их подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. Братьев обвиняют в присвоении 55 млн рублей при организации грузоперевозок по маршруту Ярославль-Москва в 2008-2011 годах. Наказание предусматривает до 14 лет лишения свободы.