Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



На чем строим грядущую Россию?

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

На чем строим грядущую Россию?

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20121205180833_21147.jpg

В основе современной цивилизации лежит признание ценности личности. В том числе — самоуважение. (Последнее — не гордыня, когда надутые щеки и грудь колесом, а такое отношение к самому себе, при котором человек не позволит уронить свою честь, сделать подлость, предать.) Да, именно отсутствие или наличие уважения к личности задает тип государства и общества. Отрицание идеи личности неминуемо порождает авторитарное или тоталитарное государство и недемократическое общество.

Западного человека уже не одно столетие отличает высокая степень самоуважения. Немецкий философ Карл Экартсгаузен в популярном у современников наставлении для молодежи «Благоразумие, соединенное с добродетелью» писал: «Когда ты являешься к своему начальнику или великому человеку, не делай никаких жалобных мин: твердое присутствие духа и спокойствие да господствуют в чертах лица твоего, но взор твой должен при том быть важен и почтительности исполнен». А в главе «О непрезирании простых людей» Экартсгаузен подчеркивал: «Оказуемое же простому человеку уважение всегда основывается на внутреннем достоинстве». (Нашим бы всевозможным начальникам это вызубрить.) Так что самоуважение считалось важной чертой в Германии уже в XVIII веке. Но это задавало и уважение к личности в обществе в целом.

Яркий представитель плеяды шотландских мыслителей Адам Фергюсон отмечал в своем труде «Опыт истории гражданского общества»: «В демократических системах граждане, чувствуя себя обладателями суверенитета, не так озабочены разъяснением, обеспечением или реальным статусом их прав, как это бывает при других типах правления. Они доверяют личностям, партийной поддержке и общественному мнению». Между прочим, книга вышла в 1767 году, то есть через 60 лет после принятия Унии, которая не только привела к основанию Великобритании, но и помогла Шотландии воспринять достижения Англии.

Нельзя сказать, чтобы в России не думали на тему личности, хотя это было уделом довольно узкого круга мыслителей. Так, известный русский историк и философ XIX века Константин Кавелин подчеркивал: «Личность, сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство… есть необходимое условие всякого духовного развития народа». А кумир нынешней власти Иван Ильин в статье «Большевизм как соблазн и гибель», вышедшей в 1950 году, писал: «Когда мы помышляем о грядущей России, то мы должны, прежде всего, поставить перед собой основной вопрос: на чем мы будем строить грядущую Россию — на личности или на обезличении человека. Этим определяется и предрешается многое, основное, может быть — всё». (Кстати, выделение сделано Ильиным.) К сожалению, эти и подобные им слова не стали руководством к действию. В России никогда не было уважения к личности. У нашей страны особый путь.

Идея важности личности оспаривалась в царской России: ее видели подчиненной столь многим социальным институтам, от общины до государства, что сам принцип, породивший современную цивилизацию, в которой мы живем, благами которой успешно пользуемся, оказывался упраздненным. Вот что пишет в своей книге «Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса» известный философ Владимир Кантор: «Нигде в Европе государство не обладало такой властью над жизнью и собственностью своих подданных, как в России. Соответственно, и независимая индивидуальность в такой стране появлялась с трудом, с чувством вины за свою особость, исповедуя культ народа, общинного сознания, что вело к отрицанию самой идеи личности либо к появлению весьма специфического типа личности вопреки, а в конечном счете к так называемому "культу личности"».

Трудно не согласиться с выводом, сделанным Кантором: в Российской империи, впрочем, как и в СССР, личность не защищена и стремится укрыться в некую мифическую соборность. «Но эта пресловутая российская соборность говорит как раз о неумении, неспособности русского человека быть самим собой. А общество, где личность не сформировалась, есть соединение людей, не способных каждый сам по себе нести за себя всю полноту ответственности, а потому деструктурирующих социум, превращающих его в некий социокультурный хаос… В том обществе, где человек не сам по себе, а лишь частица единой силы, единого общества, этот человек оказывается чрезвычайно одинок и беззащитен. Государство не печется об отдельном человеке. Он может полагаться только на собственную изворотливость, умение терпеть и быть незаметным. Иными словами, не имея сообщества независимых людей, которые могли бы ему помочь, он, не становясь личностью, становится гораздо большим индивидуалистом, чем любой буржуа на Западе. На правительство у него надежды нет, а близкий его, как он понимает, столь же бессилен. В периоды катастроф (скажем, сталинских репрессий) жизнь по принципу "каждый за себя" выявила себя как ведущая общественная константа».

На уровне страны отсутствие личностей приводит к отсутствию гражданского общества, даже предпосылок к его появлению.

Руководители СССР и в довоенное, и в послевоенное время не были заинтересованы в становлении личностей. Наоборот, они осознанно делали ставку на обезличение человека. Насаждавшееся единомыслие представляло собой лучший способ, чтобы это осуществить. Советская власть хотела иметь не желающих рассуждать, послушных исполнителей, за которых думает начальство, а их задача — выполнять приказания. Отсюда идея человека-винтика, части целостного механизма, которым должно являться государство. Но человек-винтик не может быть личностью, у него рабская психология, у него по определению нет самоуважения. Поэтому он не может быть частью современного общества. Вот почему в СССР, как и в Российской империи, фактически не было общества в истинном значении этого понятия — как совокупности людей, имеющих общность происхождения, интересов и целей, осознающих свою причастность к происходящему в стране и свою ответственность за ее будущее. С причастностью и ответственностью всегда была проблема. Была и остается по сей день.

Казалось бы, нынешней власти, позабывшей о коммунистической идеологии, не связанной догмами марксизма-ленинизма, ближе позиция Кавелина и Ильина, а не КПСС. Но после падения коммунистической власти в 1991 году те, кто пытался строить новую, постсоветскую Россию, не задались поиском ответа на вопрос, поставленный Ильиным: на чем строить — «на личности или на обезличении человека»? Ни демократические лидеры романтической поры, ни бывшие советские партработники, крепкие хозяйственники или чекисты, вставшие во главе государства позже, не понимали ключевого значения этого вопроса и выбора, который он ставил перед страной. Россия сохранила привычные основы, и самоуважение, как и уважение к личности, никоим образом не стали опорой для движения вперед, фундаментом реальной модернизации, которая превратила бы наше общество, застрявшее в традиционализме, в постиндустриальное, а нашу экономику — в современную, высокотехнологичную, не страдающую сырьевой зависимостью. Населению России стоило бы понять, что наши застарелые экономические и социальные проблемы невозможно решить усилением авторитаризма и тотальным насаждением православия вкупе с полным слиянием РПЦ с государством.

Рабская психология довлеет над нашей страной. Губернаторы, как правило, во всем готовы следовать указаниям федеральной власти, при этом рассчитывая на рабское подчинение со стороны чиновников, да и остальных жителей вверенного им субъекта Российской Федерации. То же самое происходит на уровне городов, населенных пунктов. Трудно рассчитывать на иное в отношении руководителей регионов — их по-прежнему фактически назначает президент России. Но мэры городов, руководители муниципальных образований избираются населением. Однако и они успешно встраиваются во властную вертикаль, чему сильно способствует их финансовая несамостоятельность.

Ценностные установки, бытующие у подавляющей части населения, определяют нашу нынешнюю жизнь. Все мы помним ужасные события в станице Кущевской. Вроде бы справедливость скоро восторжествует. Но когда читаешь очередные сообщения о суде над бандой Цапка, становится ясно, что следствие и судьи не рассматривают участие, пускай косвенное, в деятельности преступного сообщества представителей власти, правоохранителей. А ведь не могла банда безнаказанно действовать 19 лет без помощи, содействия или бездействия милиции, прокуратуры, местной власти. Это ясно.

Но сейчас даже речь о другом — о людях, которые помогали банде Цапка совершать преступления. Ценностные установки представителей власти и правоохранительных органов позволяли им это делать. Почему-то все они, за редким исключением, лишены серьезного нравственного начала. Об уважении к человеческой личности и говорить нечего.

И такие ценностные установки отсутствуют у подавляющего числа россиян, включая лидера нации. То есть Кущевкой, в той или иной мере, у нас является вся страна. Что и подтверждается реалиями нашей жизни от Калининградской области до Камчатки. (Только что пришло сообщение из Кемеровской области об аресте преступной группы, долгое время терроризировавшей город.)

Пора задуматься о воспитании личностей. В предисловии к книге «Судьбы России» (сборник статей видных представителей русской эмиграции, изданный в 1957 году в Париже) есть такие слова: «… самые совершенные — в теории — народовластия, самые превосходные — на бумаге — социально-хозяйственные системы рассыпаются в прах или превращаются в рабовладельческие сатрапии, если они строятся на полном отрицании духовной автономии каждой человеческой личности, на варварском презрении к человеку, к самой его жизни!». Ни прибавить ни убавить, как говорится.

ИГОРЬ ХАРИЧЕВ

Из выпуска от 05-12-2012 рассылки «Ежедневный журнал»

http://digest.subscribe.ru/economics/so … 29800.html

0

2

Нищета заставляет быть преданными власти

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20121119152756_8600.jpg

Государство намеренно поддерживает социальное иждивенчество скудными подачками, потому что знает: нищета люмпенов парадоксальным образом заставляет их быть еще более преданными власти

Больше половины избирателей России сидят на государственной игле нищих пособий, зарплат и дотаций и не готовы сменить эту систему ни на что другое. Любой избранный ими президент станет очередным Путиным. И ситуацию в стране невозможно исправить с помощью большинства.

Карл Маркс подарил нам замечательное словечко «люмпен-пролетариат». Классический, по Марксу, люмпен-пролетариат - это люди, не желающие и не умеющие работать. Не имеющие ни собственности, ни этических норм, не умеющие планировать даже свою судьбу, они являются крайне безответственными избирателями и голосуют за столь же безответственных политиков.

После того как в XX веке различные государства стали платить люмпенам пособия, статус люмпенов изменился. Люмпен остался столь же безответствен, инфантилен и нищ, однако у него появился источник дохода - это его собственное нежелание работать, спонсируемое государством. Они преобразовались в новый социальный слой, который я назвала бы слоем госзависимых, по аналогии с наркозависимыми: слой гослюмпенов.

Зададимся вопросом - сколько в современной России таких людей?

10 млн не желающих работать

Согласно экспертам, работавшим над программой «Стратегия-2020», только среди мужчин их было 6,3 млн в 2009 году, причем за 9 лет это число возросло на 400 тыс. (при падении общего числа населения). «Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности», — отмечает «Стратегия-2020». Практически все эти люди существуют на копеечные, но государственные пособия.

Положим число люмпенов женского пола вдвое меньшее, чем среди мужчин (среди российской бедноты женщины деятельней), и получим около 10 млн человек трудоспособного возраста, которые просто не хотят работать. Это столько же, сколько в России сейчас трудовых мигрантов.

Это почти 14% от общего числа трудоспособного населения России в 75,5 млн человек.

Мы наблюдаем парадокс. В современной России физическая работа неплохо оплачивается. Таксист или домработница в Москве, вкалывая, заработают до 2 тыс. долл. в месяц. Вместе с тем в городках и поселках огромное количество людей живет на пособия 3—4 тыс. руб., не пытаясь изменить судьбу. Гастарбайтеры в России получают больше люмпенов.

Что такое люмпен с электоральной точки зрения? Это избиратель, голос которого покупается. За счет чего? За счет других избирателей. В демократическом обществе люмпены голосуют за того политика, который пообещает им как можно больше. В авторитарном обществе люмпены голосуют за правящего альфа-самца.

700 тыс. охранников

Количество мужчин, не желающих работать, не исчерпывается насчитанными «Стратегией-2020» явными люмпенами.

Приведу пример: на Сколковском шоссе, там, где в конце его строят наукоград, перекрыли движение. Сначала его перекрыли бетонными блоками и поставили рядом с блоками будку с охранниками. Каждый день там стояли два охранника — здоровые мужики трудоспособного возраста — и ничего не делали. Потом, в дополнение к бетонным блокам, перекрыли еще два отрезка шоссе и тоже поставили на них по будке. Охранников стало уже четыре. Потом бетонные блоки заменили шлагбаумом и тоже поставили возле шлагбаума одного охранника. Учитывая, что охранники у нас дежурят сутки через трое, получается пятью четыре — итого двадцать здоровых мужчин трудоспособного возраста, которые ничего не делают.

Согласно официальным данным, в России 24 700 охранных фирм объединяют 678 600 лицензированных специалистов — или почти 1% трудоспособного населения России.

Все эти 700 тыс. охранников заняты на очень специфическом сегменте рынка труда. С одной стороны, они физически часами ничего не делают (в Сколкове несколько раз в день они поднимают шлагбаум, чтобы пропустить важное авто). С другой стороны, они маленькие, но начальники. Важной составной частью их работы является чувство превосходства над простыми гражданами, тем большее, чем меньше на самом деле они отличаются от этих граждан по уровню зарплаты.

Конечно, не все эти 700 тыс. — люмпены.

Однако в большинстве случаев сомнительно, чтобы человек, работа которого состоит в том, чтобы не пущать и охранять, в какой-то момент начал работать.

Важным также является то, что работа этих людей не увеличивает ВВП страны. Очень часто она ВВП уменьшает: в частности, работа охранников в Сколкове заключается в том, чтобы не позволять налогоплательщику пользоваться построенной за счет налогоплательщика дорогой.

Люмпен в погонах

1% трудоспособного населения, который работает частными охранниками, свидетельствует о неспособности государства поддерживать общественный порядок. При этом количество правоохранителей в России перевалило за все мыслимые пределы.

В СССР с его 300 млн населения в 1990 году в МВД работало 628 тыс. человек, в России с ее 140-миллионным населением количество работников МВД в 2012 году составило 1,1 млн человек. В СССР 1 милиционер приходился на 467 человек. В России 1 полицейский приходится на 129 человек.

За 20 лет количество полицейских в пересчете на душу населения даже формально возросло в 3,6 раза. На деле цифра еще выше, потому что из МВД выделились Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по контролю за наркотиками и пр. Кроме этого, в ФСО, СВР и ФСБ работает около 140 тыс. человек (без учета погранслужбы). Это в два с лишним раза больше, чем в Министерстве госбезопасности в 1953 г.

Общая численность людей, формально занятых обеспечением правопорядка (МВД, ФМС, ФСИН, ФСКН, ФСО, ФСБ и пр.), в России подбирается к 2 млн и составляет почти 3% от трудоспособного населения. Рост числа правоохранителей, однако, никак не соотносится с улучшением безопасности граждан. Ровно наоборот: уровень преступности по сравнению с СССР резко вырос. Реальный уровень убийств в России, видимо, составляет около 40 чел. на 100 тыс. населения, что в 40 раз выше, чем в современной Западной Европе и сравнимо с количеством убийств в Англии XVIII в. где полиции не было вовсе.

Такой резкий рост численности правоохранителей при таком резком падении уровня безопасности свидетельствует о том, что как класс правоохранители переродились в раковую ткань, занимающуюся не охраной общества, а паразитированием на нем: то есть в люмпенов.

При этом, в отличие от классического деклассированного люмпена, они не просто не увеличивают ВВП, они его активно уменьшают. Чтобы заработать тысячу долларов, они наносят экономике ущерб на миллионы.

К примеру, можно посчитать, что в результате бессмысленной и унизительной процедуры обмена внутреннего паспорта в 20 и 45 лет государство теряет около 2,4 млрд долл. в год. Общий объем взяток, который при этом получают сотрудники паспортной службы, разумеется, на порядок меньше. Система обладает своеобразным демультипликатором: чтобы получить 1 долл. прибыли, она должна нанести экономике на 20 долл. ущерба.

То же — наезды на бизнес: если шайка люмпенов в погонах отрэкетировала бизнесмена на миллион долларов, это не значит, что миллион долларов поменял хозяина. Это значит, что экономика страны (не считая поломанных человеческих судеб) понесла совокупный ущерб на порядок больший.

Еще раз: люмпен в погонах не охраняет общество. Он извлекает выгоду за счет причинения обществу ущерба, причем выгода эта обладает своеобразным демультипликатором: чтобы получить рубль взятки, нужно причинить на порядок больше ущерба. Понятно, что каждый такой гослюмпен будет всегда голосовать за того, кто обеспечивает ему паразитическую форму существования. А это как минимум два миллиона голосов плюс члены семей. Вошь всегда будет голосовать за того, кто дает ей возможность сосать кровь.

Люмпен с корочкой

Все то, что можно сказать о люмпенах в погонах, можно сказать и о российских чиновниках. Каждый в отдельности может быть приличным человеком. Как сословие они из инструмента обеспечения функционирования государства превратились в паразитический слой, который уменьшает благосостояние общества для увеличения собственного благосостояния — в еще одну разновидность гослюмпена.

Возьмем, к примеру, такую организацию, как Ростехнадзор.

Вот несколько типичных ситуаций. Металлургический комбинат строит трубу высотой 70 м, труба заполнена инертным газом. Приходит Ростехнадзор и говорит: «Ваша труба — выше 50 м, на ней должен быть пожарный лифт». Понятно, что пожарный лифт удваивает стоимость строительства. Но не понятно, на хрена пожарный лифт трубе с инертным газом.

Или: завод реконструирует электролизный цех. Закупает в Германии новейшее оборудование. Над ваннами в цехе ходит козловой кран. Приходит Ростехнадзор, говорит: «Мы не можем принять цех к эксплуатации, потому что в кране нет люка». Попытки объяснить, что в кране нет люка потому, что в нем нет машиниста, ни к чему не приводят. Вырезать люк тоже нельзя, если вырежешь, немцы прекратят гарантийное обслуживание.

Чем занимается де-факто Ростехнадзор? Его существование — достаточное условие тотальной неконкурентоспособности российской экономики. Его чиновники умудряются держать всю промышленность на уровне 1960-х годов в обмен на ничтожное количество взяток и некоторое количество садистского удовольствия. А ведь речь идет о сравнительно маломощной и малоизвестной структуре: это не Минфин и не Минтранс.

Как и российские правоохранители, российские чиновники как сословие превратились в слой, паразитирующий на экономике. В России — 1,6 млн чиновников. Их много меньше, чем 10 млн люмпенов. Однако в отличие от люмпенов они не просто являются инертной массой в экономике. Они существуют не на пособия. Они существуют на то, что приносят экономике ущерб.

Объем рынка коррупционных услуг в России составляет до 25% ВВП. Однако это не значит, что люмпены с корочкой вынимают у страны четверть денег, которые она заработала. Благодаря им каждый человек, который работает, зарабатывает в 5—10 раз меньше, чем он зарабатывал бы при отсутствии люмпенов с корочкой. Чем беднее Россия — тем богаче чиновник.

Люмпен с дипломом

Вузы России превратились из социальных лифтов в инструмент люмпенизации населения.

В СССР высшее образование получало 25% населения. Система высшего образования была селективна, в своей естественнонаучной части она была лучшей в мире и играла роль социального лифта. В современной России высшее образование получает 75% населения.

Количество людей, ежегодно получающих диплом, в полтора раза превышает количество выпускников школ (многие получают два-три диплома). Другой вопрос — реальная ценность этих дипломов. Зачастую она равна нулю.

Кого на самом деле массово производят российские институты? Ответ: они выпускают людей, которые разучились работать и амбиции которых не соответствуют их уровню образования — то есть люмпенов.

Куда идут эти люди? Наиболее удачливые становятся чиновниками, то есть люмпенами с корочкой, наименее удачливые пополняют сословие бюджетных работников, то есть врачей и учителей.

С «врачами и учителями» в России происходит удивительная вещь. «Врачей и учителей» у нас описывает два непересекающихся вида дискурса. Один вид дискурса — «врачам и учителям» платят мало, это подвижники, которые самоотверженно лечат больных и учат детей за 7 тыс. руб. в месяц.

С другой стороны, в блогах и СМИ постоянно рассказывают другие истории. Про конкретных врачей и учителей. Про пятигорский роддом, в котором умер новорожденный, потому что роженице несколько дней искусственно тормозили роды, потому что врачи, систематически получающие взятки, не могли договориться между собой, кто будет принимать роды бесплатно. Про краснодарскую больницу, в которой хирург неделю прогонял домой мать, у сына которой начался абсцесс после прививки. А после операции мать с грудничком стояла в коридоре, пока ребенок не истек кровью и не умер у нее на руках.

Нетрудно заметить, что это какие-то разные «врачи и учителя». Есть абстрактные «врачи и учителя», которые по непонятной, но, несомненно, возвышенной причине работают за нищенские зарплаты. А есть реальные врачи и учителя, значительная часть которых играет роль метастазов, поразивших российских общественный организм и разносящих по лимфатическим узлам рак далее.

«Достойному учителю достойную зарплату» — часто можно услышать лозунг. Но многие ли из учителей — достойные?

Еще раз: я говорю не о конкретных людях. Я говорю о сословии. В России есть честные менты, прекрасные учителя и врачи-подвижники. Но статистика неумолима. Наша страна занимает пятое место в мире по количеству врачей на душу населения и 130-е место в мире по эффективности медицинской системы.

Это значит, что, как это ни цинично с точки зрения устройства общества, главная функция врача в России — это не оказание медицинских услуг. Это создание атмосферы госзависимости (как и учителя, впрочем).

Врачи и учителя госзависимы сами и своим существованием препятствуют созданию рынка медицинских и образовательных услуг, формируя взамен госзависимость населения в том, что касается медицины и образования. Зайдите в любую избирательную комиссию, насчитавшую Путину почти 70% на президентских выборах, и вы увидите там врачей и учителей. Госзависимых, опору режима.

Общее количество школьных учителей в России — 1,36 млн человек, профессоров — 341 тыс. человек. Общее количество врачей в России составляет 690 тыс. человек.

Пенсионеры

Количество пенсионеров в России составляет 40 млн человек. (12 млн из них продолжают работать). Это около 40% голосов избира телей.

В стране с рыночной экономикой и накопительной системой пенсий пенсионер является одной из самых свободных и состоятельных категорий населения. Да, его доход меньше, чем когда он работал, но и его расходы меньше в разы. У него собственный дом, за который выплачен долг; его дети давно выросли, он не тратится на их образование; фонды, в которые он вложил деньги, дают стабильный доход. Кто путешествует в океанических круизах? Пенсионеры. Кто покупает себе недвижимость на Карибах или Кипре? Пенсионеры.

Не то в России: всю свою жизнь пенсионер работал, отдавая государству все, а под конец жизни он зависит от государства, которое дает ему гроши, и больше денег ему взять неоткуда. Считаные единицы российских пенсионеров являются свободными и состоятельными людьми. Как для социального слоя для них характерен стокгольмский синдром. Пенсионер и помнит, что это государство его обокрало, но он — госзависим. Он знает, что единственный, кто может ему дать денег, — это государство, и в силу своих социальных интересов (как слой) он всегда будет голосовать за того, кто обещает дать, раздать и поделить — потому что никаких других способов в 70 лет заработать денег у пенсионера нет.

Цапки вместо фермеров, «долбины» вместо бизнесменов

Правящее сословие России — чиновники и силовики, которые богатеют за счет того, что страна беднеет, — реально насчитывает около 5-6 млн человек. Вместе с членами их семей это уже около 10% избирателей. По сути говоря, это есть российский средний класс. Именно эти люди покупают машины и квартиры, сидят в ресторанах и посещают бутики. Если в XIX в. под средним классом понималась самостоятельная буржуазия, то в России средний класс — это менты и чиновники.

Одновременно опорой власти является куда более широкие слои людей, лишенные под благовидным предлогом самостоятельных источников дохода и поставленные на государственное довольствие. Это 40 млн пенсионеров, 10 млн настоящих люмпенов, существующих на то или другое пособие; это 2,5 млн врачей и учителей.

Фермеры, рабочие и бизнесмены в России составляют меньше половины избирателей.

Но даже они во многом госзависимы.

Самостоятельные земледельцы в России по возможности заменены цапками, которые забирают землю насилием, а хозяйствуют, получая ссуды от государства. Значительная часть рабочих трудится в госкомпаниях и предприятиях типа «Уралвагонзавода», которые неспособны существовать без поддержки государства. Что же касается бизнеса — то в России классических буржуа меньше, чем «долбинов» (должностных лиц с бизнес-интересами, по удачному выражению главы НРК Александра Лебедева). Российский бизнес как класс, очевидно, выиграет от уничтожения путинского государства. Но многие конкретные бизнесмены — от хозяина Русала Олега Дерипаски до «самого крупного землевладельца Европы» губернатора Ткачева — проиграют.

Механизм гослюмпенизации страны для своего правильного функционирования требует еще одного сословия: рабов-гастарбайтеров. Гастарбайтеры делают работу слишком дешевой, чтобы для человека с пособием 100—150 долл. имело смысл (с учетом расходов на жилье и транспорт) переезжать из поселка в крупный город, и позволяют чиновникам присваивать деньги с тех физических работ, которые иначе служили бы очень неплохим подспорьем студентам или пенсионерам.

В сущности, идеал путинского государства таков. Наверху — госпаразиты (с корочками и погонами), внизу — госзависимые (врач, учитель, безработный) и совсем внизу — гастарбайтеры-рабы. Власть стремится к тому, чтобы максимальное число избирателей было госзависимыми и чтобы минимальное их число было свободным. «Национальная смерть русского народа — это тот курс, по которому ведет страну нынешняя российская власть», — пишет Михаил Дмитриев в последнем докладе ЦСР.

Вырождение нации

«Владимир Путин управляет страной не сам по себе и даже не от имени пресловутых силовиков, а политически представляет неимоверно расплодившееся паразитическое сословие, которое благодаря ему конституировалось как господствующий класс», — пишет Владимир Пастухов в своей статье «Государство диктатуры люмпен-пролетариата».

На самом деле такая структура населения характерна для многих современных обществ. В Европе и США хронически растет количество госслужащих, госкомпаний и бюджетников. И те, кто зависит от государства — в первую очередь учителя и политики, — становятся проводниками философии nanny state.

Поощрение социального иждивенчества характерно и для закрытых мафиозных и авторитарных структур. Социальное иждивенчество поощряет ХАМАС - в секторе Газа намеренно поддерживается такой уровень насилия и нестабильности, при котором других источников денег, кроме ХАМАСа, нет. Примерно так же был устроен город Медельин при Пабло Эскобаре. Жители города были обязаны своей нищетой наркобаронам, но при этом боготворили Пабло Эскобара, потому что он был единственным благотворителем и источником денег.

Одна из очевидных разниц между демократической и мафиозной системами иждивенчества заключается в том, что демократия обеспечивает высокий доход иждивенцев. Наоборот, мафиозная система обеспечивает иждивенцам крайне низкий доход, но парадоксальным образом, при этом преданность люмпена альфа-самцу не уменьшается, а возрастает. Нищий сицилиец предан своему дону куда больше, чем американский безработный президенту Обаме.

Россию можно сравнить с наркологической клиникой, врачи которой вместо лечения занимаются тем, что продают героин пациентам. Врачи в такой клинике — преступники, но это не значит, что если пересажать всех врачей, то пациенты сразу перестанут быть наркоманами.

Каждый отдельный пациент такой клиники может хотеть завязать с наркотиками. Но если предоставить пациентам право голоса, то большинство их проголосует за обязательное всеобщее и бесплатное обеспечение граждан наркотиками.

Госзависимыми в России являются больше половины избирателей.

В таких условиях мало сменить главу клиники. Без радикального сокращения ментов и чиновников и пересмотра их полномочий, без радикального пересмотра налоговых моделей, без перестройки образования, медицинского и пенсионного обеспечения любой новый глава клиники станет вторым Путиным.

В России необходимо уничтожить систему гослюмпенизации, порождающую как тех, кто паразитирует на государстве сверху, так и тех, кто зависит от него снизу. В стране, где большинство составляют гослюмпены, это невозможно сделать с помощью большинства. Но речь идет о выживании нации.

Юлия Латынина

Из выпуска от 19-11-2012 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/so … 93476.html

0

3

Как власть может вернуть доверие

Народ находит причины коррупции в том, что общество не контролирует власть

Алексей Левинсон

11.12.2012

Ежемесячно «Левада-центр» просит своих респондентов назвать пять-шесть политиков, общественных деятелей, которым они более всего доверяют. С самого своего появления на высших позициях власти Путин занял верхнюю строчку среди тех, кому доверяют.

Такое же было положение и в марте 2012 г. (замер проводился вскоре после выборов), когда заявили о доверии Путину 44%. Данные наших опросов показывали (и мы об этом сообщали): в массовых слоях населения существовали ожидания, что новый президент обеспечит развитие страны в демократическом направлении. «Закручивания гаек» ждало или опасалось незначительное меньшинство. Соответственно, когда обнаружилось, что оправдываются не надежды большинства, а опасения меньшинства, число выражающих доверие новому главе государства стало снижаться. В апреле оно составило 42%. После произведенной летом явной демонстрации того, что выбран жесткий курс, показатель доверия продолжал падать и в сентябре — октябре прошел отметку 39%. В ноябре доля выразивших доверие Путину составляла уже менее 34%. Отметим, что стал снижаться не только показатель доверия, но и показатель, который у нас привыкли называть словом «рейтинг»: доля одобряющих деятельность Путина на его посту. Он составлял в марте 68%, в ноябре — 63%.

Эти изменения показателей широко обсуждаются в прессе. В падении своего доверия руководителю отдает себе отчет и само общество. Около 24% в ноябре находили, что доверие Путину с марта выросло, но 19% пришли к заключению, что оно за это время «несколько упало», а 17% — что «значительно упало».

Митинговая протестная активность по разным причинам снижалась, но ее поддержка в обществе — на фоне показательных репрессий — растет. В ноябре доля поддерживающих массовые акции протеста (40%) практически сравнялась с долей не поддерживающих (41%). Поддержка преобладает среди мужского населения (42% против 37%), среди рабочих (41% против 32%), но также и среди руководящих работников, бизнесменов, студентов.

Попытка перевести народный гнев с правителей на коррупционеров не дает и не даст успеха. Верят в то, что Путин «за ближайшие шесть лет выполнит свое предвыборное обещание снизить уровень коррупции как минимум в 2-3 раза», 35%, не верят — 50%, среди бедных — больше половины. Заверения некоторых обозревателей, что народ «хочет крови» коррупционеров и разочарован тем, что нет (массовых) посадок, не имеют подтверждения, они опираются лишь на старые стереотипы насчет народной души. Народ же находит причины коррупции в том, что «общество не контролирует власть, нет честных выборов, свободной прессы и конкуренции политических партий». С таким объяснением «целиком согласны» 33%, «скорее согласны» еще 44% — итого три четверти жителей России. Массовый запрос на движение в направлении правового государства, а не избирательного правосудия очевиден. Есть ясное указание, на каких путях можно вернуть доверие к власти.

Автор — руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»

http://www.vedomosti.ru/opinion/news/70 … tor-choice

0

4

Власть подзуживает убогих

От буксующей модернизации к прогрессирующему мракобесию

Александр Рубцов
Vedomosti.ru
13.12.2012

Говорят, язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, но часто он же предательски выдает. Поэтому за речью надо следить — если мы хотим что-то важное про себя вовремя понять.

Еще недавно «модернизация» не сходила с уст модного начальства и группы передовиков-интеллектуалов. Редкий выпуск приличной газеты был без статьи с этим звонким словом в заглавии или хотя бы в тексте. Теперь тандем выдавливает из себя это слово через силу, лишь когда без него вовсе скандал. Про «нефтяную иглу» забыли — страну сажают на иглу идеологическую. Зато идею «сменить вектор» реализуют — правда, в обратную сторону.

Разворот от буксующей модернизации к прогрессирующему мракобесию виден и на уровне событий, в резонансных новостях с идейной нагрузкой. Сколковский «авангард модернизации» уведомляет, что кадровое ядро экономики будет пополняться не из вузов. Осталось пополнять в обход вузов также и кадры науки. Открывают кафедры теологии, будто других проблем в образовании нет. Чудаки с нагайками рвутся регулировать уличную торговлю и светскую жизнь, выставки и театры. Неосторожным пророчеством завтра обернется шутка моего друга из ARD (первый канал немецкого ТВ): казачий батальон ГИБДД проверяет наличие иконок на торпедах, без чего ОСАГО недействительно. Новые идеи по части запретов и санкций уже и вовсе за гранью добра и зла. Из всех щелей лезет мрак, собирающийся под потолком и сгущающийся до черноты. И понятно, что оно не само полезло: есть чем воодушевляться и к чему притягиваться. Завтра лидер нации поедет фотографироваться уже не к рокерам, а в казачий разъезд, закрывать вернисаж или спектакль по Набокову?

Триумф бездельников

Казаки здесь имя нарицательное. Власть подзуживает убогих, которые сами ничего не могут — только приставать к другим. Триумф активных бездельников и агрессивных импотентов. От какого реального большого и нужного людям дела отрывают себя эти лбы, патрулирующие столицу, на какие деньги они здесь торчат и с чего вдруг им передают функции государства, в бюджет которого мы платим налоги? А в это время форум «Казачий круг» уже описывает ситуацию наотмашь: «Самое печальное, что поднявшаяся в последнее время волна скандалов и откровенного идиотизма, связанного с казачьим именем, но сотворенная чаще всего ряженой сволочью, сильнейшим образом ударила по всем казакам… Население РФ реагирует теперь на слово “казак” с раздражением, доходящим до ненависти». Далее выносим казаков за скобки — и получаем в общем виде отношение нормальных людей ко всей этой духовности в рясах и лампасах, к этой «культурной политике» и «идеологической работе», к вакханалии мелочного контроля и злобного вмешательства. Ряженая сволочь — сказано «до седла», но архетипично.

Понятно, что в такой атмосфере трудно выговаривать слово «модернизация», не подавившись. Наш белый человек на черном BMW с айфоном год назад вдруг объявил себя консерватором. Не иначе поэтому на Руси теперь по утрам так темно.

Но более удручает другая темень. Про модернизацию забыли не только начальники, но и сами эксперты, включая фронду. Интеллектуальное сообщество, смотрящее на власть сверху вниз и даже брезгливо, в плане смыслов оказывается ведомым и вторичным. Сверху сказали «модернизация» — и пластинка завелась; выплюнули это слово, как выпавший зуб, — и все о нем тут же забыли, будто модернизация нужна не стране и по жизни, а лишь для позирования руководства. Все тут же без особого концептуального давления сдали позиции и переместились на зады обороны — отмахиваться от подступающей черной сотни.

Считается, что в стране, в которой власть с мрачным удовлетворением наблюдает исход людей с мозгами и энергией, говорить о модернизации нелепо. Но тем самым мы своими же руками сдаем власти инициативу и повестку дня в говорении о важном — тот главный рубеж свободы, который, казалось бы, не отнять и на котором победа всегда будет за нами, потому что это наше дело. Когда все забывают, что говорилось с главных трибун еще вчера, не так заметны скорость падения и путь деградации, пройденный всего за год. Вопрос уже не о срыве в мракобесие, а о том, каким оно будет: тотальным или с отдушинами, людоедским или не совсем. Когда нет авангарда, не оценить и глубины тыла, в который нас всех заталкивают.

Суждения о том, что разговоры о модернизации в новом контексте бесполезны, не кажутся мне осмысленными. Также я не понимаю, почему суды не завалены тысячами гражданских исков по поводу вопиющих нарушений властями и экзекуторами от власти всех возможных норм и кодексов, включая Уголовный. То, что эти иски обречены, не аргумент: массив отклоненных обращений надо иметь. Это как нужные слова, которые остаются в тексте, даже когда их вычеркиваешь. Возможно, властям было бы не так комфортно фабриковать дела против протестного актива, если бы на каждое такое дело был ответ сотнями встречных исков, подкрепленных неубиенными свидетельствами и уликами, — «список Болотной».

Ступени модернизации

Сейчас полезно вспомнить, что тема модернизации развивалась ступенчато. Сначала речь зашла о преодолении технологического отставания. Потом поняли, что задача нерешаема без модернизации экономики. Экономика потянула за собой институты, всю институциональную среду. Далее пришлось признать, что для этого нужна модернизация политики, в свою очередь требующая пересмотра идеологии, изменений в сознании, ревизии целей и принципов, критики мифологии и архетипов. (Это в теории. На практике не был сделан шаг даже на вторую ступеньку: все еще пытаются что-то инновационное сгенерировать, не задумываясь о том, что со всем этим богачеством потом делать в экономике и институциональной среде, которыми любые инновации органически отторгаются.)

Зато движение вспять, наоборот, началось сразу сверху, с высот духа и глубин сознания, с культуры и идеологии. На Минкульт бросили потомственного рекламщика, по очень душевной простоте не скрывающего, что история для власти — не сфера ответственного познания, а инструмент промывания мозгов с последующим их загаживанием пропагандой, плюющей на факты и совесть. Религию и церковь тоже взяли в оборот. Когда власть не может сказать людям ничего внятного и разумного, ей остается делать вид, что там много чего есть за душой, хотя большего бездушия, чем мешать веру с политикой, не бывает. В итоге в массе воцерковленных и в самой клерикальной среде зреют ровно те же настроения, что и в казачьем кругу про своих ряженых.

Соответственно, и борьба с реакцией начинается с этих уровней — с тех пластов сознания, где хранятся идеи и принципы, понятия о «моральном» и «духовном», нормы и представления о допустимом. И в том числе — модели будущего. В этих пространствах идейной реакцией все заранее проиграно: там нет мозгов и перьев, а если бы и были, нет содержаний. Более того, там засада с инерцией прошлых лозунгов: воевать с идеей модернизации — самих себя высечь, поддерживать ее — подпиливать свои же «новые устои», вступая в карикатурное противоречие со своим же главным трендом. Но этой возможностью в оппозиции почти никто не пользуется — видимо, от непонимания того, что слова и идеи обладают собственной силой, даже когда они выглядят утопическими и вовсе не из этого времени (судя по истории, высшую силу они как раз в таких ситуациях и набирают).

Сейчас для интеллектуального сообщества наступает момент истины. Выясняется, есть ли оно вообще (именно как сообщество) и есть ли у него голос в принципе — или это будет молчание ягнят. Это вопрос ответственности и мужества. Момент переломный: если до сих пор вина падала прежде всего на власть, то теперь, когда реакция стала открытой, историческая ответственность все более смещается на само общество. Похоже, власть уже махнула рукой на проблему «учебника истории»: в любом случае описание этого правления, особенно второй его половины, будет убийственным. Но люди культуры и знания, в том числе пишущие о политике и истории, могли бы задуматься о том, что о них напишут завтра их же преемники. Боюсь, там будет не только о Путине.

Автор — руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН

http://www.vedomosti.ru/opinion/news/71 … tor-choice

0

5

Продажа Родины: опт, розница

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20121213145246_24610.jpg

На платформе в ожидании электрички обсуждали коррупционный скандал в минобороны РФ трое мужчин лет за 50

Больше всего возмущались безнаказанности коррупционеров. «Нахапают и свалят», - общий вердикт. А что же делать? «Давайте организуем из нас «тройку», как в сталинское время, - предложил мужчина в бушлате. – Будем сами выносить приговоры коррупционерам и приводить их в исполнение». - Слишком кровавый след за нами будет, - возразил ему товарищ.

Безнаказанная продажа родины оптом и в розницу не может не породить народных мстителей. Однако сложно предсказать, в какие формы выльется гнев этих партизан. Может быть, в той самой «конфискации имущества», которую на практике не может применить к коррупционерам государство. Продать «лексус» чиновника, а деньги отдать детдомовцам – вот перспектива для новых Деточкиных. Это зримый символ осуществления справедливости, которая попирается в нашем государстве ежедневно вороватыми госслужащими, которые действуют под прикрытием правоохранительных органов. У нас (за редким исключением) нет суда, нет прокуратуры, нет милиции – всё пожрал проклятый долгоносик. А есть приводные ремни репрессивной машины, которые приходят в движение по «указанию сверху». Либо для того, чтобы продвинуть бизнес-интересы чиновников либо для того, чтобы примерно наказать неугодных.

Шутки кончены – полицейское государство оформилось и показывает зубы своим гражданам. Может, в этом и был смысл переименования милиции в полицию – как знак окончания процесса? Высокая риторика про «права человека» и «социальное государство» - байки для профанов.

Народ нужен только если он не мешает власти осуществлять свои проекты. Главный из которых – дальнейшая реализация всего, что можно продать, будь то земельные участки или недвижимость. Хорошая новость для оптимистов: Россию не продали! Она еще продается, процесс в самом разгаре.

Конечно, самые лакомые куски уже давно нашли своих частных владельцев. Теперь стало и мороки больше, и сделки пожиже, но все равно же осталось еще что-то нетронутое из некогда общенародной собственности! А значит – «мы идем к вам, люди!». Пустим в расход школы и больницы - их слишком много - сделаем казино и питейные заведения. Надо же чиновнику куда-то податься после многотрудной деятельности по распилингу и откатингу? Не в театры же. Да и не пора ли присмотреться к демографическим показателям? Нефтяные вышки – они же и охранные. А чтобы обслуживать добычу нефти в России не требуется столь большое число аборигенов. Конечно, некоторое количество пусть останется еще и для обслуживания власти по городам и весям, но в целом ситуация тревожная. Естественная убыль населения идет слишком медленно. С целью ускорения со следующего года отменяем бесплатную медицину и образование. Хорошему аборигену достаточно иметь лишь базовый набор знаний, а болеть ему вовсе не следует. Сдохни или отдай деньги бизнесменам от здравоохранения, - вот и вся альтернатива.

Таким образом, лет через пять-десять можно прогнозировать финализацию бизнес-проекта «Раздрай России». Новые владельцы активов по всей стране получат неплохие ресурсы, но тощий и забитый персонал, живущий по принципу «Молчи и пресмыкайся». Ввиду этого население будет активно замещаться мигрантами, вернее всего китайцами.

Бизнес-конфликты сопредельных территорий неизбежно поставят на повестку дня вопрос о раздроблении государства на отдельные территории. Ну а что такого? Ведь никто же не помнит, что на месте некогда единой Югославии теперь тьма каких-то республик. А Россия чем лучше? Единственное, надо будет разрулить вопрос: кто станет правопреемником ядерного чемоданчика. Москва? А почему не Тверь или Владимир? А новгородское княжество вообще одно из самых древних…Чтобы никого не обидеть, примут соломоново решение – отдать чемоданчик человеку, которого все знают, и у которого уже есть опыт обладания им. Почетному пенсионеру Анатолию Сердюкову.

Таков негативный сценарий. Он может стать реальностью, если каждый из нас и все мы вместе будем продолжать позорно терпеть. Терпеть воровство чиновников, хамство правоохранительных органов, ценовой беспредел коммерческих структур. Каждый из нас на своём месте и по мере сил может сопротивляться этому. Хотя бы не молчать как стадо баранов, ведомых на заклание. А в ближайшей перспективе – организовать и развивать различные формы общественного контроля. Начать с малого – внимательно осмотреться вокруг. В каком городе вы живете? Всё ли вас устраивает в его благоустройстве? Не полениться узнать, на что тратятся деньги из городского бюджета. Не собирается ли мэр купить себе новый «Лексус» вместо того, чтобы отремонтировать школы?

Такие простые вопросы можно задавать в своем блоге, на городских форумах, в соцсетях, вместо того, чтобы ретвитить «демотиваторы» о кровавом путинском режиме. Обязательно найдутся неравнодушные люди, возникнет общественная дискуссия. Во что может вылиться дальнейший общественный интерес – трудно сказать. Но это уже будет движение к гражданскому обществу. О других возможных формах активности можно узнать из законопроекта «Об общественном контроле».

Как говорит Михаил Федотов, один из авторов законопроекта, гражданам надо активнее заявлять о своих правах. И бодрее защищать свои интересы, связанные с обеспечением их безопасности и благополучия, стабильного и устойчивого развития общества. Если проект будет принят (причем именно в редакции Федотова, потому что есть и альтернативный «пустой» вариант общественной палаты), то мы получим реальный инструмент воздействия на зарвавшихся власть предержащих. Это кажется абсолютно нереальным, чудом, но вспомните «Закон о СМИ» авторства того же Федотова (и иже с ним). Принятие закона о свободе печати в тоталитарной стране (а СССР всё ещё оставался таковой в 1990 году) было сродни чуду. Однако это чудо работает до сих пор (несмотря на попытки ренегатов переделать его под себя). Чудеса дело рукотворное. Давайте вместе творить чудеса – ручками, ручками…

Из выпуска от 12-12-2012 рассылки «Аргументы и Факты - статьи и комментарии»

http://digest.subscribe.ru/economics/so … 46192.html

0

6

Россия превращается в страну Шариковых

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20121213140111_4482.jpg

Что сегодня хорошо и что такое плохо?

Чья вина?

- Наше общество опасно больно! - уверен Лев Щеглов, врач-психотерапевт, профессор, доктор медицинских наук. - Философ Мераб Мамардашвили предупреждал: Россия входит в фазу безнормности. Это когда у человека нет чётких представлений о том, что хорошо, а что плохо. Когда крошка-сын в стихе Маяковского пришёл к отцу и спросил: «Что такое хорошо и что такое плохо?», отец попытался структурировать мир на простые понятия. Приличный человек - тот-то, негодяй - тот-то. За прошедшие годы мы утратили эти критерии. Теперь в одном ряду стоят профессии: токарь, физик, проститутка, бандит, мошенник. Случай с Минобороны - тому подтверждение. Общество разъедают не только зажравшиеся людишки, из которых, по народному ощущению, состоит большинство чиновничества, но ещё и полное неверие в будущее. Как-то я слышал разговор студентов. Один говорил товарищам, что надо устроиться в такое место, где можно «остроумно и креативно воровать». Слово «воровать» почти утратило свой негативный смысл! Можно уже говорить об утрате основных инстинктов: как легко молодые мамы убивают своих детей, подонки не просто обирают людей, а выбирают для этого беспомощных. А если прибавить ещё и то, как люди в России живут в регионах - месят на улицах грязь, ходят в туалеты системы «дырка», то вместе всё это даёт депрессивность, нарастающую агрессивность. Пример: если посчитать, сколько в России беспризорников, сирот в детдомах, наркоманов, клинических алкоголиков, психически больных, преступников-рецидивистов, и вынести за скобки стариков и детей, то условно нормальных останется 15-20%. Винить в этом нужно прежде всего власть и само общество.

«AиФ»: - Общество растеряло жизненные ценности?

Л.Щ.: - Если бы жизненных ценностей не было, по улицам носились бы люди с дубинами, насиловали, грабили, убивали. Человек в своей личной жизни всё-таки старается зацепиться за семейные ценности, проявлять заботу о близких. Но и это сложно. У меня на консультациях родители часто говорят: «Если внушать сыну, что надо быть добрым, нельзя лгать, воровать, я выращу нежизнеспособного человека, которого называют лохом. А если говорить: «Рви подмётки, залезай вперёд по праву сильного», я выращу подонка!» Как сделать выбор - вопрос вопросов. Сегодня среди молодёжи большое расслоение. С одной стороны - оловянная псевдопреданность будущих карьеристов, с другой - подъезды, засыпанные шприцами, с третьей - ноющие жизненные импотенты, а с четвёртой - креативные молодые люди, говорящие: «При первой возможности я отсюда свалю». Может быть, пока не всё так уж безнадёжно. Но, если мы не будем учитывать эти тенденции, может произойти то, что называется точкой невозврата. И через какое-то время мы запросто можем получить страну Шариковых.

«AиФ»: - Но смотрите: в борьбу с теми же педофилами вступают сегодня простые люди, отчаявшись дождаться адекватных мер от государства.

Л.Щ.: - Педофилия - это страшное уродство. Условно говоря, из 10 случаев 1-2 приходятся на реальных педофилов, т. е. психически больных и опасных людей. А 8 - не педофилы, а агрессивные деграданты. Сегодня случаи насилия над детьми идут рука об руку с нарастающей агрессивностью людей. За примерами ходить далеко не надо - они в новостях. В клубе сделали замечание - тут же наносится удар, человек убит; на улице случайно толкнули - в ответ выстрел из травматики; на дороге подрезали - вышел с битой и разбабахал машину обидчика. А ребёнок заведомо слабее и поэтому беззащитен перед взрослым. Эта его беззащитность освобождает те дремучие инстинкты, которые у личности культурной сдерживаются системой представлений о добре и зле, а у тех, кто нравственные ориентиры давно потерял, они всплывают.

Жить головой!

«AиФ»: - Вы как доктор можете дать рецепт по излечению общества?

Л.Щ.: - Первое. Мы помним вопли: «Голосуйте сердцем!» Можно голосовать сердцем, можно жить печенью, чувствовать предстательной железой. На самом деле жить и думать нужно головой! Человек обязан задумываться о том, что происходит. Второе - необходимо образование. Желательно разностороннее. Чтобы не только формулы зубрить. Тот, кто плохо знает историю, литературу, не может быть добрым, порядочным. Читайте, ходите в музеи, развивайтесь! Третье - культура, система представлений о том, что такое добро, забота, любовь. Мы ленивы и нелюбопытны, как сказал один великий человек, равнодушны. Стараемся понять, в чём корень зла, только если обижают лично нас. Необходимо привлечь хотя бы часть внимания, которое мы уделяем одежде, мобильнику и планшетнику, к своему внутреннему миру. Найдите в себе хорошие черты, покажите их миру! Лет 10 назад активно кричали, что нет национальной идеи. Мне кажется, что, когда псевдогосударственники говорят: мол, личность - ерунда, государственные задачи важнее, это всё от лукавого. Настоящей национальной идеей должны стать человек и его ближайшее окружение - семья, дети, старики. Тогда мы можем, как бы это пафосно ни звучало, нравственно возродиться, если всё наше внимание будет направлено не на нефтедоллары, а на самое дорогое.

«AиФ»: - А вам не кажется, что семейные ценности всё менее значимы для современного человека?

Л.Щ.: - Семья видоизменяется, но она не исчезнет. Пока идёт переоценка ценностей, количество разводов растёт. В далёком прошлом родители решали, с кем их детям жить, с кем детей заводить. «Люблю - не люблю» - такие рассуждения никто не принимал во внимание. Если было у мужчины на Востоке пять верблюдов - он мог жениться, не было - жил холостяком, ждал, пока не накопит и верблюдов не купит. Сегодня же для сохранения семьи человеку требуются новые опоры, которые он пока ещё даже не может сформулировать. Теперь более крепок брак, в котором у каждого больше свободы. Не давите на партнёра, он - не ваша собственность. Да, сейчас для семьи тяжёлый период - мир усложняется. Но, к счастью, нет такого человека, который не мечтал бы о добре, о том, чтобы рядом был тот, кто любил бы только его. Даже заядлый донжуан, который пять раз женился и сменил тридцать любовниц, в какой-то период хочет, чтобы рядом была одна-единственная. Романтика, любовь, стремление к личному счастью ещё не убиты в человеке.

Досье

Лев Щеглов родился в 1946 г. в Ленинграде, профессор, доктор медицинских наук, психотерапевт, сексолог.

Из выпуска от 12-12-2012 рассылки «Аргументы и Факты - статьи и комментарии»

http://digest.subscribe.ru/economics/so … 94504.html

0