Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Денег нет и не будет ...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Денег нет ни на что

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20121206143600_18433.jpg

Бюджет 2013 года получился как никогда антисоциальным

3 декабря, президент Владимир Путин может уже подписать федеральный бюджет-2013-2015. И с 1 января он войдет в силу. Соответственно, Госдума приняла во втором и третьем чтениях бюджет на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов 16 и 23 ноября (Совет Федерации утвердил бюджет 28 ноября). Третье чтение было чисто техническим, но перед вторым не обошлось без заседания согласительной комиссии по поправкам. Впрочем, принятыми поправками перераспределено лишь около 170 млрд рублей — капля в море. Бюджет по-прежнему сохраняет и антисоциальный характер, и ориентацию на силовиков.

Зачет по экономике

В том, что бюджет успешно пройдет второе и третье чтения голосами «Единой России» и ЛДПР, никто не сомневался. Так и случилось. Интрига состояла в том, что в обеих партиях полно лоббистов. Во втором чтении, когда вносятся поправки, они могли попытаться что-то у государства, что называется, отгрызть. А Минфин, как обычно, должен был с разной степенью успешности отбиваться.

И он отбился, а лоббисты потерпели серьезное поражение. Формально так не скажешь: по результатам рассмотрения 163 поправки были рекомендованы бюджетным комитетом к принятию, а 205 — отклонены. Но по сути ни один принципиальный параметр бюджета изменен не был. Лоббистам оставили некий «садок» в 200 млрд (это полпроцента бюджетных расходов), где они и резвились.

Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что практически по всем вопросам, которые ранее вызывали споры среди депутатов и правительства, удалось найти согласие. Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков подтвердил, что «удалось найти развязки» практически по всем моментам и что в первую очередь решены задачи, поставленные депутатами при принятии проекта бюджета в первом чтении.

По его словам, на 135 млн рублей увеличены ассигнования на некоммерческие организации, которые, например, занимаются решением проблем людей с инвалидностью. Сумма в 857,3 млн рублей выделена некоммерческим организациям, которые занимаются творческими проектами в сфере культуры. Последнее выглядит несколько издевательски в свете сокращения доли бюджетных расходов на культуру с 5,1% до 3,4%.

При этом постепенно проводится в жизнь идея перекладывания расходов на образование, культуру и спорт с федерального уровня на региональный. Помогать федеральный бюджет тоже будет, но в кредит. Об этом недвусмысленно заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Правда, не в Госдуме, а на учебных курсах для региональных депутатов в Совете Федерации (СФ) 19 ноября.

«Нам говорят: зачем такие большие резервные фонды? Почему не пустить деньги на развитие страны? Но эксперты, в том числе иностранные, считают, что в ближайшие 3 года мы должны быть очень консервативны. Мы эти годы будем жить по очень строгим правилам, чтобы гарантировать выполнение социальных обязательств, данных президентом 7 мая. Нам говорят: у региональных бюджетов нет средств на развитие. Поверьте, федеральный бюджет в таком же положении: ничего на развитие не заложено. Сейчас важнее стабильность. Если мы займемся развитием — поставим под угрозу стабильность», — заявил «ходокам» и жалобщикам из регионов Шувалов. Даже обращение спикера СФ Валентины Матвиенко с призывом «помочь регионам, им надо выполнять указ президента и повышать зарплаты» действия не возымело. «Помочь можно; простить (бюджетные долги. — «МК») — нет», — отрезал Игорь Шувалов. Так что реального повышения зарплат учителям, врачам и другим муниципальным служащим скорее всего не будет.

Езди на танке, а не на метро

Зато правительство нашло новый источник дохода: ростовщичество в виде кредитов собственным регионам. Федеральный бюджет уже начал раздавать им кредиты под невысокий процент. Так, государство не забыло об очередях в детских садах. Субъектам России для их строительства предоставят 8 млрд руб., правда, в кредит.

Впрочем, в некоторых случаях правительство еще готово финансировать строительство объектов гуманитарной сферы. Так, в 2013 году федеральный бюджет выделит регионам 1,7 млрд руб. для приобретения быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов. Еще 300 млн руб. направляются на строительство бассейнов при вузах Минздрава России и 1 млрд руб. выделяется для Минобразования РФ. Но расширение гуманитарных инвестиций в регионы не планируется; наоборот, при дальнейшем ухудшении экономической ситуации предусматривается их сокращение.

Зато увеличены ассигнования на создание и запуск системы учета правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ на 1,2 млрд рублей. Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров проявил к этому пункту особое внимание. По его словам, это поможет кардинально изменить порядок регистрации преступлений. «Чтобы больше не допустить сокрытие преступлений, найдены реальные деньги, эта работа начата, и мы ее обеспечили в бюджете финансово», — сообщил Макаров.

Работа действительно нужная: это продолжение перевода государственных услуг, в том числе услуг безопасности, в электронный вид. А для обычного человека это может принести ощутимую пользу. Многие сталкивались с тем, что при выезде за рубеж некоторые страны требуют справку о том, что человек не был осужден. В Москве такую справку приходится ждать 2—3 недели (прощай, «горящий» тур). Срок таков, потому что надо запрос во все суды и исправительные учреждения направить, а потом ответы обработать. К сожалению, некоторые части правоохранительной системы еще по бумажной почте переписываются. С 2014-го это безобразие прекратится, а срок изготовления справки должен сократиться до 1—3 дней.

К сожалению, под бюджетные сокращения попал важный инфраструктурный проект — строительство метро. Согласно итогам переписи населения 2010 года, которые публикует Росстат, в России, при медленном общем сокращении населения быстрыми темпами (до 27% за 8 лет) продолжается урбанизация. Люди продолжают стягиваться в мегаполисы; возрастает количество городов-миллионников.

Сейчас их в России 14. В 2011 году в этот «клуб» вступили Красноярск и Пермь. «Миллионером» быть приятно, но мегаполис — это качественный скачок в расходах на инфраструктуру и управление. В частности, для миллионного города метро — жизненная необходимость. Это даже в СССР понимали, и все миллионные города худо-бедно метро обеспечили либо начали строить. Сейчас метрополитеном могут похвастаться лишь 7 российских городов. Еще в трех — Красноярске, Омске и Челябинске — идет строительство.

Возможно, не достроят: битва за возведение метрополитена проиграна (см. «МК» от 17 ноября). Первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия») во время второго чтения бюджета предложила выделить на строительство метро в России 84 млрд руб., хотя это задача региональных бюджетов. Для получения средств Дмитриева предложила сократить расходы на обслуживание заимствований. На что тут же резко негативно отреагировал министр финансов Антон Силуанов, сказав, что строительство метро — задача муниципалитетов, которым оказывают содействие субъекты, но никак не федеральный бюджет. Принимать такую поправку не рекомендовали ни Антон Силуанов, ни Андрей Макаров, председатель бюджетного комитета Госдумы.

Минфин не случайно так резко отреагировал на просьбу помочь регионам в строительстве подземки. Ранее Минтранс просил для развития метро в России 28 млрд руб. Но и в этих, куда меньших деньгах, было решительно отказано.

На поддержку национальной экономики также не удалось добиться почти никакого увеличения расходов. Правда, в связи с вступлением России в ВТО на ряд «проблемных» отраслей выделили 5 млрд руб. Причем 3 млрд из них — и это единственный успех лоббистов из ЛДПР — получит легкая промышленность. Остальное отдадут сельхозмашиностроению. В целом это мизер. Поддержка отечественной промышленности в сложных условиях ВТО идет в основном за счет законодательных послаблений (не налоговых!) соответствующим отраслям.

Зато осталось неприкосновенным выделение средств на оборону и безопасность, а также на финансирование силовых структур. Видимо, государство хочет, чтобы граждане ездили не на метро, а на танках.

Ничего не меняется

Эксперты как главный недостаток нового бюджета отмечают его перекос в сторону обороны, из-за чего страдает экономика и гуманитарная сфера. Зато государство на этот раз заложило большую сумму денег на полицию для охраны режима внутри страны.

Профессор Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ, высказался на сей счет довольно резко: «Наиболее спорный момент — военный бюджет. С одной стороны, государство как будто дает понять, что вокруг одни враги, с которыми мы собираемся воевать. С другой стороны, военное министерство просто деньги пилит. Ведь информация полностью непрозрачная».

Заметим, что эксперт высказал свое мнение еще до отставки министра обороны Анатолия Сердюкова, сопровождавшейся громкими коррупционными разоблачениями в военном ведомстве. И на прилегающих территориях.

В постановление Госдумы о принятии бюджета во втором чтении перечислены рекомендации Правительству РФ. Среди них — рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на обеспечение программной деятельности российских центров науки и культуры Россотрудничества за границей.

Также правительству будет необходимо рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств на обеспечение работы Парламентской ассамблеи ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), обеспечение финансовой помощи регионам для обеспечения жильем детей-сирот.

Кроме того, депутаты рекомендовали правительству рассмотреть вопрос о выделении средств на празднование 250-летия Государственного Эрмитажа, на ввод второй сцены Мариинского театра и на строительство Хакасского краеведческого музея.

С этими рекомендациями к третьему чтению правительство согласилось. Если принципиально ничего не меняется — можно и политес соблюсти. Представители правительства согласились и с тем, что дополнительные доходы бюджета в 2013 году будут в приоритетном порядке направляться на поддержку сельского хозяйства и техническое перевооружение агропромышленного комплекса.

Итак, бюджет принят, работа Госдумы над ним закончена. В кулуарах Думы есть слух, что Президент РФ Владимир Путин намерен подписать бюджет 3 декабря. Для этого Совет Федерации должен принять его на этой неделе. В том, что сенаторы так и сделают, никаких сомнений нет. Во власти сложился консенсус с затягиванием поясов населения на три года. Проживем. А там уже к выборам надо готовиться: глядишь, и бюджет мягче станет.

Параметры бюджета после третьего чтения

В 2013 году ВВП должен составить 66,515 трлн руб. Инфляции не выше 5,5%. В 2014 и 2015 годах ВВП в 73,993 трлн руб. и 82,937 трлн руб. соответственно. Инфляция не выше 5%.

Цена на нефть на 2013, 2014, 2015 годы по макроэкономическому прогнозу составляет $97, $101 и $104 за баррель соответственно. При новом бюджетном правиле цена на нефть, заложенная в расчете доходов и расходов бюджета, учтена в размере $91, $92 и $93 доллара за баррель соответственно.

Доходы бюджета в 2013 году составят 12,866 трлн руб.; расходы — 13,387 трлн руб. Дефицит федерального бюджета составит в 2013 году 521,415 млрд руб., или 0,8% ВВП.

На 2014 и 2015 годы доходы бюджета определены в размере 14,063 трлн и 15,616 трлн руб. Объем расходов в 2014 году составит 14,207 трлн руб., в том числе условно утвержденные 355 млрд руб. На 2015 год расходы прогнозируются на уровне 15,626 трлн руб., условно утвержденные 781,3 млрд руб. Дефицит бюджета в 2014 год — 143,6 млрд руб., на 2015 год — 10,8 млрд руб. (0,2% ВВП и 0,01% ВВП).

Финансировать дефицит планируется за счет заимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Объем госзаймов в 2013 году не более $7,271 млрд, что соответствует уровню 2012 года. Возможен также значительный объем заимствований с внутреннего рынка: в 2013 году — 1,213 трлн руб., в 2014 году — 842,178 млрд руб., в 2015 году — 1,115 трлн руб.

Нормативная величина Резервного фонда — 7% ВВП. После ее достижения не менее половины дополнительных нефтегазовых доходов могут быть направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Оставшиеся средства предполагается направлять на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов.

Прогнозируемая величина Резервного фонда по итогам 2013 года составляет 3,174 трлн руб., 2014 года — 3,882 трлн руб., 2015 года — 4,723 трлн руб. Величина ФНБ на конец 2013 года 2,770 трлн руб., 2014 года — 2,843 трлн руб., 2015 года — 2,848 трлн руб.

Из выпуска от 06-12-2012 рассылки «Московский комсомолец - экономика»

http://digest.subscribe.ru/economics/ne … 61766.html

0

2

Денег нет и не будет: как снизить инфляцию и не оказаться на кладбище

Алексей Голубович
Управляющий директор Arbat Capital

Банк России предлагает сокращать денежную массу для удержания инфляции. Последствия могут оказаться ровно противоположными — дальнейшее снижение экономики и рост цен

Старые песни о главном

Недавно Банк России опубликовал проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП) на 2016–2018 годы.

Как в части стратегии, так и по инструментарию финансового регулирования проект повторяет документы, выпускавшиеся российским Центробанком с 2013 года, с момента перехода к «таргетированию инфляции» и до обвала цен на нефть. С точки зрения бизнеса, как частного, так и государственного, в особенности реального сектора и большинства коммерческих банков, последствия будут разрушительными.

Во-первых, дальнейшее сокращение денежной массы (в реальном выражении) лишит бизнес оборотных средств и возможности осуществлять капиталовложения. Производство в большинстве отраслей будет сокращаться. Значит, будет падать и спрос, причем темпами, сопоставимыми со скоростью намеченного Банком России сокращения денежной массы. Банк России решил, что дальнейшее сжатие денежной базы в реальном выражении за 2014–2017 годы составит (по базовому сценарию) 30%. Согласно ОНЕГДКП, сжатие денежной массы в РФ в сопоставимых ценах составит в 2014–2016 годах 17,2%. А по опыту периодов сжатия денежной массы в 1992–1998 и 2007–2009 годах падение экономической и инвестиционной активности может оказаться глубже прогнозов Банка России.

Во-вторых, проводимая Банком России политика стабилизации курса рубля на основе понятия «таргетирование инфляции» не ведет ни к каким положительным результатам, ведь рубль по-прежнему нестабилен и почти полностью повторяет колебания цены нефти Brent. Единственное позитивное последствие снижения курса рубля состоит в краткосрочном повышении конкурентоспособности отечественных несырьевых товаров на внутреннем рынке. Однако импортозамещение происходит не благодаря, а вопреки политике Банка России. Снижение ВВП и инвестиций в 2016–2018 годах повлечет рост издержек и снижение эффективности производства отечественных товаров, то есть будет способствовать повышению инфляции.

В-третьих, «санация» банковского сектора, являющаяся основным практическим результатом работы Банка России за 2014–2015 годы, хотя и ведет к ликвидации части неплатежеспособных или «криминальных» банков, одновременно лишает тысячи предприятий возможностей кредитования и вообще банковского обслуживания. Проводя политику ликвидации малых и средних банков и ничего не предлагая взамен, Банк России объективно способствует сокращению негосударственного бизнеса в стране.

http://i65.fastpic.ru/big/2015/1117/9e/bfffb6b2b43f9e755f4061a634c5419e.jpg

Двойной удар

При отрицательных темпах роста ВВП одновременное сокращение кредитования при фактическом повышении налоговой нагрузки на бизнес, предлагаемое Банком России, приведет к ускорению падения производства, стагфляции и массовой безработице. Важно понимать, что главная проблема кредитования в экономике — это уже не санкции, а снижение рефинансирования коммерческих банков со стороны Банка России. В текущем году оно составит лишь 3 трлн руб.

В условиях высокой закредитованности предприятий реального сектора (в промышленности доля заемных средств составляет до половины оборотных средств предприятий) столь резкое уменьшение кредитных ресурсов вызовет резкое сжатие оборотных средств. С учетом сокращения банковского сектора и роста стоимости кредитов финансирования для воспроизводства капитала у большинства предприятий уже нет. Собственных средств тоже не осталось: объем частных инвестиций уже давно сравнялся с объемом прибыли.

Сохранение режима свободного плавания курса рубля при отсутствии валютных ограничений также усиливает кризис. В условиях происходящей сегодня беспрецедентно массированной эмиссии мировых резервных валют без ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала в РФ, как и во всех странах с небольшим финансовым рынком, невозможно ни поддержание стабильного обменного курса национальной валюты, ни проведение самостоятельной монетарной политики. Даже малые колебания трансграничного движения спекулятивного капитала повергают такие страны в валютно-финансовый кризис.

Объем российского финансового рынка — менее 1% от мирового. Среднегодовой объем дополнительной эмиссии доллара, фунта, евро и иены впятеро превышает объем денежной базы РФ, при этом большая часть нашей экономики сформирована под иностранные кредиты и инвестиции. Поэтому было достаточно введения санкций, чтобы большинство иностранных инвестиционных фондов, обслуживающих их банков и других финансовых организаций отозвали краткосрочные финансовые вложения. При свободном перемещении капитала такие вынужденные решения иностранных инвесторов дестабилизируют финансовую систему РФ.

Как ограничить инфляцию

Банк России после произошедшего обвала котировок рубля и нескольких последовательных обвалов цен на активы должен оградить внутренний рынок от «свободного» ввоза-вывоза спекулятивного капитала для краткосрочных вложений. Иначе внутренний финансовый рынок РФ будет снова переживать «турбулентность» из-за спекуляций с рублем. От последних мы не застрахованы никак: в 2014 году Банк России не только не ввел на бирже общепринятых мер по стабилизации валютного рынка, но и невольно способствовал падению рубля рефинансированием спекулятивных операций.

Таким образом, Банк России, приняв ОНЕГДКП, не сможет обеспечивать устойчивость рубля. На российском валютно-финансовом и фондовом рынках продолжат доминировать нерезиденты, менее чувствительные к ключевой ставке, ведь они имеют конкурентное преимущество перед всеми финансовыми институтами РФ, так как пользуются дешевыми источниками кредита в США и ЕС.

В условиях когда большая часть операций на бирже совершается в спекулятивных целях, планы Банка России в 2016–2018 годах ограничиться «мониторингом показателей отклонения валютного курса от фундаментально обоснованного уровня» недостаточны. Отсутствие валютных ограничений и полная свобода трансграничного перемещения капитала не позволят стабилизировать валютно-финансовый рынок посредством изменения ключевой ставки.

Снизить инфляцию в перспективе двух-трех лет возможно, увеличивая производство, стимулируя спрос, развивая конкуренцию и инвестируя в основные фонды, если при этом расширить кредитование и ограничить вывоз капитала налоговыми стимулами, что и делалось в КНР, где соотношение денежной массы к ВВП втрое выше, чем в России, а инфляция «почему-то» ниже.

Ненужный бизнес

Проводимая Банком России демонетизация экономики уже вызвала рост неплатежей, банкротств. Рентабельность в обрабатывающей промышленности опустилась до 3–5%, что означает недоступность кредита, сворачивание инвестиций и производства. Все экономические результаты последнего десятилетия будут потеряны в течение одного только 2016 года. Ранее предлагаемые Банком России шаги могли рассматриваться как попытка консервации экономики в страны в состоянии «дрейфа» при относительно высоких ценах на углеводороды. Но сегодня это уже эквивалентно возврату к «шоковой терапии» начала 1990-х годов, то есть к жесткой денежно-кредитной политике и валютному регулированию в «экстремальных» условиях. Но необходимости в методах, применявшихся в первые годы после распада СССР, сегодня в РФ еще нет. При всех недостатках сегодняшнего российского частного бизнеса и госсектора их отличие от начала 1990-х огромны, и помогать экономике надо не методами ограничения деловой активности, а, напротив, методами стимулирования роста экономики.

В случае ожидаемого длительного периода низких цен на нефть предлагаемая политика означает переход к сценарию экономического развития, схожего с украинским. Опыт мировых кризисов (в том числе Великой депрессии 1930-х годов) демонстрирует последствия ошибок, заложенных в продвигаемый Банком России проект, отвечающий лишь его интересам. Бороться с падением ВВП путем сокращения кредита и повышением налогов нельзя. В развитых странах усвоили это в середине XX века. Но из всех моделей поведения у нас снова выбирают «шоковую терапию».

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/finances/17/ … 6013d8e500

0

3

Когда нет денег: почему инвестиций в России больше не будет

Кирилл Лятс
Генеральный директор Группы Компаний «Метапроцесс»

Запрет западным инвестбанкам работать с российскими компаниями — это последний гвоздь в крышку гроба инвестиционного климата России

Без ресурсов

Решение властей ЕС запретить инвестбанкам и аналогичным структурам оказывать консультации или писать отчеты по российским компаниям и банкам, попавшим в санкционные списки, практически закрывает возможности для инвестиций в российскую экономику. В таком бизнес-климате развивать крупные проекты почти нереально.

Я отлично помню, как в 1995–1996 годах привлечение инвестиций в Уралмашзаводы началось именно с ресеча Merrill Lynch, а затем и подтянувшихся Brunswick и «Тройки Диалог». Именно исследование Merrill Lynch дало возможность обратить внимание инвесторов на хороший машиностроительный актив, а затем провести private placement, выпустить ADR и GDR на размещенные акции.

Без этого размещения не было бы и ОМЗ, так как именно на привлеченные деньги нам удалось выкупить акции Ижорских заводов и начать формирование крупнейшей на сегодняшний день машиностроительной корпорации России.

Сегодня такие процессы представляются невозможными. Нормальных частных банков в России практически не осталось. Все серьезные структуры обслуживаются в банках, подпавших под санкции. Стало быть, российский рынок остался без возможностей привлечения ресурсов за рубежом на несколько лет вперед.

Все больше государства

Понятно, что с инвестициями было плохо и без этого. С февраля 2014 года инвестиционный климат находится в коме. Внутренние инвесторы перестают инвестировать по причине нехватки ресурсов или предпочитают выводить деньги за пределы юрисдикции РФ, внешние инвесторы получили запреты (прямые или косвенные) на вхождение в капитал российских предприятий.

И совершенно неважно, из какой страны эти инвесторы. Никто не хочет ссориться с властями лидеров финансового мира. Россия с ее 2% мирового ВВП не стоит того, чтобы рисковать отношениями с Америкой. Опыт BNP Paribas показывает, что это всегда плохо заканчивается. Конечно, интерес инвесторов не пропал: многие хотели бы и торговать, и вкладывать деньги в высокодоходные проекты. Но хотеть и мочь — вещи разные.

Этому способствует и перераспределение рынка внутри страны: все больше заметен перекос в получении заказов в сторону госкорпораций. С одной стороны, это следствие антисанкций и выхолащивания иностранных поставщиков из системы госзаказов, с другой — заметное ухудшение финансового состояния частного сектора и, как следствие, переключение доверия на госкомпании, которые, возможно, при полном коллапсе могут быть спасены государством.

Единственным крупным инвестором на сегодня остается государство. Самостоятельно или через госбанки, которые также уповают на привлечение средств от государства по каким-то программам, например 1044, поддерживающей инвестиционные проекты.

Схемы инвестиций

Определенную гибкость в привлечении финансовых ресурсов имеют сырьевые компании, которые осуществляют торговлю через трейдеров. Например, «Роснефть», торгующая через Trafigura. Схемы кредитования проектов через товарный залог, форвардные контракты, остаются сегодня, наверное, единственными крупными источниками финансирования, которые пока «не замечает» сторона, накладывающая санкции. Перебить такие схемы трудно, но опыт иранского эмбарго показывает, что можно. Проекты, не поддержанные независимыми покупателями, практически обречены на смерть.

Что показал мой текущий опыт общения с реальными и потенциальными инвесторами: с одной стороны, все панически боятся идти в проект без поддержки государства. Так за последние 11 лет, начиная с истории ЮКОСа, запугали частный бизнес, что последний из кожи вон лезет, чтобы создать хотя бы видимость близости к государству. История с «Башнефтью», безусловно, не улучшила ситуацию, а наоборот, сделала частных инвесторов хроническими невротиками.

Другая проблема — непредсказуемость потоков госфинансирования. Опять-таки 2014 год внес свои коррективы. Те, кто производил за рубежом, а поставлял в Россию надежным государственным заказчикам, потеряли рынок. Без возможности его восстановления. Российский рынок специфический. Создавался он, особенно при торговле с госструктурами, не всегда по-рыночному.

Переориентироваться с такого подхода на leissez-faire трудно, а порой невозможно. Потому российские инвесторы, владеющие производственными мощностями за рубежом, не в состоянии заполнить образовавшиеся финансовые дыры контрактами в других странах.

Подведем итоги. Государство не может сегодня выступать инвестором и тотально сворачивает программы развития. Поджимающие со всех сторон социальные вопросы остаются в приоритете, но требуют вложений. Увеличение затрат на оборону вкупе с затыканием социальных дыр — все это не дает свободы инвестиционного маневра, и, возможно, ближайшие 5 лет инвестиционных денег отсюда ждать не придется.

Общаясь со многими бизнесменами по вопросам инвестиций, могу с твердой уверенностью сказать, что их оценка ситуации коренным образом отличается от мнения 89,9% населения, по версии ВЦИОМ, поддерживающих президента. Сейчас, как никогда, нужна разрядка, перестройка. Без этого помощь понадобится не только бизнесу, но и всему населению. Если, конечно, о нем кто-то еще думает.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/finances/26/ … 1d2fa7662e

0