21:30 Мария Локотецкая
Участники беспорядков на Болотной не поняли, в чем их обвиняют
Замоскворецкий суд столицы приступил к рассмотрению громкого дела о беспорядках на Болотной площади
Обвиняемые по делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года в зале судебного заседания. Фото: Reuters
Замоскворецкий суд столицы сегодня приступил к рассмотрению громкого дела о беспорядках на Болотной площади, которые произошли в мае 2012 года. Никто из представших перед судом 12 фигурантов не признал вину. Подсудимые заявили, что обвинение им непонятно, ничего противоправного они не совершали, а лишь оборонялись от действий агрессивно настроенных полицейских.
Слушание, которое проходит в здании Мосгорсуда из-за большого количества фигурантов, едва не отложили. Подсудимые и их адвокаты потребовали председателя Замоскворецкого суда Наталью Никишину, которая ведет процесс, обеспечить им условия для соблюдения их «конституционных прав».
Первым в клетке с бронированным стеклом поднялся подсудимый Артем Савелов. «В этом стеклянном стакане мне плохо видно и слышно моего адвоката, прокурора и остальных подсудимых, находящихся в соседнем стакане, — пожаловался он. — За стеклом душно и тесно, не хватает воздуха и места. Мне нужен рабочий стол для того, чтобы я мог вести записи для защиты своих конституционных прав».
«Я никаких стаканов в зале не наблюдаю, — невозмутимо отреагировала на сказанное судья, — поэтому никаких оснований для обсуждения ваших неких заявлений я не вижу». Председательствующая подчеркнула, что залы в Московском городском суде проектировались отнюдь не Замоскворецким судом, а при строительстве учитывались все нормы российского и международного законодательства. Она обвинила подсудимого в затягивании судебного процесса.
Однако Савелова поддержали другие подсудимые и их адвокаты. Арестованные сетовали на то, что не слышат своих защитников. А их адвокаты говорили о том, что лишены права на конфиденциальное общение со своими клиентами, ведь их переговоры с обвиняемыми у клетки слышны всем желающим благодаря тому, что ведется видеотрансляция судебного разбирательства.
Подсудимый Владимир Акименков попросил обеспечить фигурантов другим залом, в котором бы были окна: «Мне психологически не комфортно провести полгода или год в условиях, когда я не буду наблюдать природу».
А Николай Кавказский добавил, что в маленьких боксах, расположенных в конвойном помещении Мосгорсуда, «пыточные условия». «В Басманном суде и то лучше. Там хотя бы на лавочке сидеть можно, — не скрывал подсудимый своих чувств. — А здесь в этот метр на метр загоняют двух человек. — Я не считаю, что международные нормы допускают нахождение в столь маленьком помещении из бетонных стен».
Адвокаты и их подзащитные просили отложить процесс и обеспечить их другим залом. «Вы не слышите, вас не слышат, так какое же это разбирательство?!», — убеждал судью адвокат Вадим Клювант.
Но она не изменила свое мнение относительно судебного зала. «Все остальные аспекты для лиц, содержащихся под стражей, не входят в компетенцию суда», — резюмировала она.
«Побоище» на Болотной
Из обвинительного заключения, которое огласила прокурор Наталья Костюк, следовало, что 6 мая прошлого года 12 подсудимых совместно с неустановленными лицами, приняли участие в массовых беспорядках, которые сопровождались поджогами и уничтожением имущества, а также применением насилия к представителям власти. Они выкрикивали лозунги антиправительственного содержания, тем самым призывая к массовым беспорядкам, а также мешали сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск задерживать разбушевавшихся демонстрантов. (ч. 2 и ч. 3 ст. 213 и ч.1 ст. 318 УК).
Действо развернулось во время шествия оппозиции, названного «Маршем миллионов». Демонстрация, начавшаяся у Калужской площади, была посвящена протестам против злоупотреблений и фальсификации на выборах в Госдуму и на президентских выборах. В районе Болотной площади акция переросла в столкновения с полицией. В стражей порядка летели пустые бутылки, палки, куски асфальта, дымовые шашки и бутылки с зажигательной смесью. Участники беспорядков распыляли слезоточивый газ из заранее принесенных газовых баллончиков и строили заграждения из мобильных туалетов.
Так, по словам гособвинителя, 23-летний выпускник Московского математического колледжа Андрей Барабанов «поддавшись противоправным призывам» демонстрантов, попытался прорвать оцепление и применил насилие к сотруднику полиции Круглову. Когда участники массовых беспорядков свалили стража порядка с ног и сорвали с него шлем, юноша нанес полицейскому «не менее одного удара рукой по голове и не менее одного — по телу», когда Круглов уже лежал на земле. При этом, как гласило обвинение, Барабанов действовал «умышленно», осознавая всю противоправность своих действий и понимая, что перед ним находится представитель власти.
«Таким образом он применил насилия к представителю власти и принял участие в массовых беспорядках, чем совершил преступления, предусмотренные частью 1-й статьи 318 УК и частью 2-й статьи 213 УК РФ», — резюмировала Наталья Костюк.
Эпизоды, которые были изложены в обвинительном заключении и инкриминировались другим подсудимым, были друг на друга похожи. С той лишь разницей, что предметы, которыми подсудимые швырялись в полицейских, были разными. Кстати, некоторые из них следователи так и не смогли идентифицировать. Например, так и осталось неясным чем именно бросил в бойца третьей роты Филлипова студент 4-го курса МГУ Ярослав Белоусов. По версии следствия, последний «прицельно бросил в Филлипова неустановленный желтый предмет шарообразной формы». ( По некоторым данным, это был лимон — BFM.ru). А активист движения «Левый фронт» Владимир Акименков не только выкрикивал антиправительственные лозунги, бросал в стражей порядка куски асфальта, но и метнул в «неустановленного представителя власти» древко от флага.
Интересно, что две представшие перед судом девушки — студентка МГУ Александра Духанина и помощница депутата Госдумы Ильи Пономарева Мария Баронина, по версии следствия, ничем не уступали мужчинам.
Первая «не менее восьми раз бросила кусками асфальтового покрытия и пластиковыми бутылками в сотрудников ОМОН», пока не была задержана полицейским Сутарминым, вторая — призывала к участию в массовых беспорядках.
В отличие от подсудимых-мужчин девушек сажать в СИЗО не стали. Александру Духанину поместили под домашний арест, а Марию Баронову — под подписку о невыезде.
Дорогой асфальт
По словам прокурора, в результате массовых беспорядков, столичное управление полиция утратило значительно количество имущества: несколько десятков шлемов и бронежилетов, а также 29 резиновых палок, несколько мегафонов, более десятка раций и щитков. Это причинило ущерб ГУ МВД РФ по Москве на сумму 371 тыс. рублей. Управления на транспорте МВД по ЦФО лишилось имущества на 43 тыс. рублей. ГУ МВД России по Челябинской области, полицейские которого были задействованы в оцеплении, пострадало на 23 тысячи рублей. ООО «Экоуниверсал» — владельцу шести уничтоженных биотуалетов — протестные акции обошлись в 73, 8 тыс. рублей. Дороже всего протестная акция встала городскому бюджету: на ремонт асфальтового покрытия из казны потратили 28 млн рублей.
«Крайне опасное для власти мероприятие»
Для того, чтобы высказать отношение к предъявленному обвинение у подсудимых ушло не меньше часа.
Никто из них вину не признал. Все в один голос заявили, что обвинение им неясно. «Я вообще не понял, в чем меня обвиняют. Обвинение нужно переписывать!», — посчитал Андрей Барабанов.
Наиболее развёрнутое выступление было у самого старшего из подсудимых — 52-летнего кандидата физико-математических наук Сергея Кривова. Он заявил, что не только не признает вину, но и считает себя потерпевшим от действий сотрудника ОМОН Алгунова и руководства МВД, «организовавшего бойню на Болотной площади».
«Я наряду с другими участниками согласованного митинга был избит полицейскими, которые беспричинно пресекли митинг», — сказал Кривов. Подсудимый отметил, что после задержания он пять часов провел в ОВД «Текстильщики», откуда его выпустили только в три часа ночи. «И после этого полицейский, бивший меня дубинкой по голове, имеет наглость заявлять, что я ему причинил физическую боль!», — возмутился Кривов.
Он посетовал, что его версию о том, что демонстранты оборонялись от агрессивных действий полицейских, следствие проверять не стало. «В обвинительном заключении скрыт тот факт, что руководство страны сорвало крайне опасное для власти мероприятие, посвященное фальсификации на выборах, а решило переложить вину на своих оппонентов — граждан страны», — подытожил подсудимый.
Другой фигурант дела — Алексей Полихович выразил протест по поводу того, что на него и других подсудимых пытаются возложить вину за действия «неких неустановленных лиц», о которых упоминается на протяжении всего обвинительного заключения.
«Прошу разъяснить — причем здесь я другие подсудимые?! — потребовал он. — Нас неустановленными лицами никак не назовешь!».
«Обвинение незаконно, голословно и носит поверхностный характер, — высказал отношение защиты к обвинению адвокат Марии Бароновой Сергей Бадамшин. По его мнению, очень многое из сказанного прокурором, «было сказано не по делу», а большинство доказательств — были сфабрикованы или получены с нарушением закона, что защита и попытается в ходе процесса доказать.
На этом заседание было прервано до завтра, 26 июня. Ожидается, что суд определит порядок исследования доказательств. Не исключено, что он начнется с допроса потерпевших. По делу ими признаны 77 человек и пять юридических лиц.
Хронология расследования беспорядков на Болотной
6 мая 2012 года согласованное с властями шествие оппозиции, названное «Маршем миллионов, переросло в столкновение с полицией. Были задержаны более 400 человекй. Через несколько часов после этого возбуждили уголовное дело. Впоследствии его фигурантами стали 28 человек.
11 июня 2012 года следователи провели обыски в квартирах оппозиционеров Сергея Удальцова, Ильи Яшина и Ксении Собчак. У увлекшейся политикой телеведущей даже изъяли более 1,5 млн евро — ее проверяли на предмет возможного финансирования беспорядков, но связи не нашли и через два месяца деньги вернули.
9 ноября 2012 года Замоскворецкий суд Москвы приговорил к 4,5 годам лишения Максима Лузянина — фигуранта первого дошедшего до суда дела о массовых беспорядках на Болотной площади. Он швырнул в полицейских куском асфальта, сбивал их с ног, а по отношению к одному применил удушающий прием. Подсудимый полностью признал вину и попытался возместить причиненный пяти стражам порядка ущерб материально. Дело слушалось в особом порядке, но приговор оказался суров.
30 ноября 2012 года СКР завершил выделил в отдельное производство дело в отношении 12 обвиняемых в массовых беспорядках на Болотной площади, окончив в отношении них сбор доказательств. В зависимости от роли каждого их обвинили в участии и призывах к массовым беспорядкам, а также в применении насилия к представителям власти (ч. 2 и ч. 3 ст. 213 и ч.1 ст. 318 УК).
10 января 2013 года следствие объединило дело о беспорядках на Болотной с делом о приготовлении к массовым беспорядкам в российских регионах, возбужденным в отношении оппозиционеров Сергея Удальцова, Константина Лебедева и Леонида Развожаева после фильма «Анатомия протеста-2», показанном на НТВ. В ленте утверждалось, что деньги на протестные акции им выделил грузинский политик Гиви Таргамадзе.
В рамках этого дела Удальцов был помещен под домашний арест, а Развозжаев и Лебедев — заключены под стражу. Суд вынес решение и о заочном аресте Таргамадзе. Позже Лебедев признал вину, и его освободили под подписку о невыезде.
23 января 2013 года Замоскворецкий суд Москвы приступил к рассмотрению дела участника массовых беспорядков на Болотной площади Михаила Косенко. Прокуратура просит направить мужчину на принудительное лечение в связи с наличием у него психического заболевания. Сам подсудимый вину отрицает. А его адвокаты ставят под сомнение результаты психиатрической экспертизы. Процесс в настоящее время продолжается
25 апреля 2013 года перед судом предстал оппозиционер Константин Лебедев. Мосгорсуд приговорил его к 2,5 годам лишения свободы, признав виновным в организации массовых беспорядков (ст.212 ч.1 УК РФ) на Болотной площади. Дело было заслушано в особом порядке. Подсудимый (как и ранее осужденный Лузянин) заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Но разница в сроках очевидна.
28 апреля 2013 года был задержан, а на следующий день арестован последний фигурант болотного дела, лидер движения «Антифа» Алексей Гаскаров. По данным следствия, 6 мая 2012 года он на Болотной площади в Москве руководил группой лиц, принимавших активное участие в массовых беспорядках. Кроме того, во время потасовок Гаскаров лично применил насилие в отношении сотрудника полиции.
19 июня 2013 года СКР предъявил в окончательной редакции обвинение Леониду Развозжаеву и Сергею Удальцову. Их дело выделено в отдельное производство. Оппозиционерам инкриминируется организация массовых беспорядков 6 мая на Болотной площади в Москве, а также приготовление к организации массовых беспорядков в российских регионах (ч.1 ст.212 и ч.1 ст. 30, ч.1 ст.212 УК РФ. Кроме того, Развозжаеву вменяется незаконное пересечение госграницы. (ч.1 ст.322 УК РФ.) Оба вину не признали и от дачи показаний отказались. СКР считает, что оппозиционеры Удальцов, Развозжаев и Лебедев получили от грузинского политика Гиви Таргамадзе по 50 тысяч рублей за организацию беспорядков на Болотной площади в Москве, 150 тысяч рублей было выделено на агитационные материалы и 80 тысяч рублей на увеличение числа участников акции.
http://www.bfm.ru/news/220302?doctype=article