Цифровое детское слабоумие: правда или миф?

Наталия Прохорова

http://slon.ru/upload/iblock/d23/d23d13be4f77230754d873c69f45455a.jpg

Профессор факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, директор Фонда развития интернета Галина Солдатова провела в лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher семинар «Цифровое поколение России: взгляд изнутри». Slon публикует его сокращенную версию.

Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.

Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи. Сегодня такой страх связан с влиянием интернета.

Новые возможности – новые риски

В последнем исследовании мы выделили четыре основных блока рисков. Это контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребенок. Это коммуникационные риски: в интернете детей подстерегают такие опасности, как кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко – сексуальные домогательства. Наконец, это риски, связанные с потреблением, и риск возникновения интернет-зависимости.

Другой тип мышления

Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые опосредуют и оформляют всю деятельность человека, трансформируются.

    Изменяются мнемонические процессы.

Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.

    Меняется интенсивность процессов запоминания.

Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.

    Снижается уровень концентрации внимания.

Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!

    Формируется клиповое сознание и мышление.

    Восприятие мира становится другим.

Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определенных сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьезный момент.

    Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения.

Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.

Цифровое слабоумие: правда или миф?

Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.

Кроме того, дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.

Социальные сети – зло?

90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то – в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти – десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.

И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении.

Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.

Мы, исследователи, говорим о том, что у них расплывается понятие дружбы, но сразу же доказываем, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребенка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.

Цифровой разрыв и его последствия

В России существует очень большой цифровой разрыв между поколениями. И чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее. Наши взрослые отстают от европейских взрослых, к большому сожалению. Наши дети не отстают в цифровом отношении, но очень сильно отстают в умении справляться с теми проблемами, с которыми они встречаются в интернете. Здесь, конечно, сказывается цифровой разрыв, потому что родители часто не могут помочь детям в этой сфере.

Цифровой разрыв – это серьезная проблема. Конфликт между поколениями носит и цифровой характер. Здесь возникает особая область взаимных услуг детей и родителей. Дети часто выступают посредниками в отношениях родителей с цифровым миром.

Цифровые аборигены и цифровые иммигранты

Антрополог Маргарет Мид выявила особый тип культуры, так называемую префигуративную культуру. Она изучала эмигрантские семьи, которые прибывали в Штаты и пытались там адаптироваться. Чем отличалась эта префигуративная культура? Обычно опыт передается от старших к младшим. Этот тип культуры отличался тем, что взрослые учились не только у прошлых поколений, не только у своих ровесников, но и, в первую очередь, у своих детей. Именно дети были посредниками между ними и тем новым миром, в который они приехали.

Если дети у нас – цифровые аборигены, то взрослые скорее цифровые иммигранты. Заслуга наших детей в том, что он ведут взрослых и сопровождают их в новом мире. Со стороны взрослых должны быть сделаны усилия, нужно учиться у детей, учиться вместе с ними. Очень важно, чтобы взаимные услуги в этом контексте смыкались.

http://slon.ru/calendar/event/842097/