арина Эфендиева
Родители должны объяснить ребенку, что его ждет в Интернете
Задача «родительского контроля» вообще не в том, чтобы что-то запрещать, речь об обучении ребенка, и здесь роль технологий очень маленькая, считает директор по развитию продуктов и услуг «Лаборатории Касперского» Петр Меркулов
Фото: Lars Plougmann/flickr.com
На протяжении нескольких лет все страны мира на самом высоком уровне обсуждают проблему обеспечения безопасности детей в Интернете. В России эта тема также активно обсуждалась, что вылилось в итоге в «черные списки» сайтов. Но еще до государства вопросом ограждения детей от опасного контента задались технологические компании. Собственные средства родительского контроля сейчас предлагают производители антивирусов, операторы связи, провайдеры.
По данным «Лаборатории Касперского», в России срабатывание программ родительского контроля соответствует мировым тенденциям. При попытках перейти на ресурсы «для взрослых» «контроль» срабатывал в 42,45% случаев. С социальными сетями показатель составил 19,06%. Традиционно у нас популярен нелицензионный софт — число срабатываний превышает мировые показатели почти на 2% и составляет 16,47%. Есть в распределении и тревожный показатель: на четвертом месте оказалась категория «оружие» — 6,42%.
Число опасностей в Интернете растет с каждым днем, рассказал в интервью BFM.ru директор по развитию продуктов и услуг «Лаборатории Касперского» Петр Меркулов на выставке-форуме Международного союза электросвязи ITU Telecom World. Но программы «родительского контроля», как и запретительные меры вообще — не панацея, считает он.
— Любые вопросы о каком-либо контроле в Интернете вызывают жаркие споры. Но в том, что детей надо защищать вроде никто не сомневается. Как это сделать эффективно?
Директор по развитию продуктов и услуг Петр Меркулов. Фото: kaspersky.ru
— Главные сложности здесь — это постоянно увеличивающееся многообразие тех негативных последствий, которые связаны с посещением ребенком Интернета. Например, его друзья в социальных сетях могут быть совсем не теми, за кого себя выдают. Или ребенок может найти небезопасный контент, который нанесет ему какой-либо вред — сайты для взрослых, онлайн-игры на деньги. Но основная проблема: несмотря на понимание, что можно ограничить доступ к каким-то ресурсам, ситуацию трудно контролировать — она постоянно меняется.
Взять ту же социальную сеть. Запретить ребенку вообще туда заходить? Есть обратная сторона этого вопроса — известны случаи связанных с этим скандалов в семьях. Было несколько публикаций по случаям в США, в том числе, с попытками самоубийств. Всего-то из-за того, что родители запрещали своим детям пользоваться социальными сетями.
— То есть, запрещать что-то ребенку — не выход. Так что же делать?
— Это на самом деле очень сложный момент. Здесь, на мой взгляд, большая доля того, что не имеет никакого отношения к IT. Это из области взаимоотношений родителей и детей. Вопрос — как построить эти взаимоотношения, сделать их доверительными, а не пытаться полностью контролировать ребенка.
С другой стороны, разнообразие угроз в Сети — это не только порнография или онлайн-игры. Социальные сети — самый яркий пример, самый сложный с точки зрения контроля. Нужно действительно предложить какую-то технологию, которая позволит понять, а с кем именно ребенок общается, насколько это безопасно, те ли это люди, за которых себя выдают.
— Но тогда вновь встает вопрос о корректности подобной слежки за ребенком.
— Здесь мы возвращаемся к первому вопросу. Нужен какой-то баланс. Мы придерживаемся, скорее, такой философии: мы как компания должны предоставить родителям инструмент, но мы не можем диктовать им, как воспитывать детей. Мы можем предоставить также некий набор надстроек, который просто позволит лучше понимать, что делает ребенок в Сети.
Но есть еще кое-что. Любой специалист, работающий в области Parental Control [программы «родительского контроля»] вам скажет, что на специализированных сайтах обязательно должно быть обращение к родителям примерно такого содержания: «Прежде чем устанавливать что-то подобное, пожалуйста, поговорите со своими детьми, объясните им, что не хотите их контролировать, но хотите им помочь и оградить их от опасностей».
Такой диалог подчас важнее, чем сами программы родительского контроля. Он позволяет сделать контроль приемлемым для ребенка.
— Можно ли оградить ребенка от травли, от преследования в Интернете? Невозможно же запретить ребенку доступ ко всей информации.
— Известно, что от всех угроз защититься невозможно. На мой взгляд, задача «родительского контроля» вообще не в том, чтобы что-то запрещать. Речь об обучении ребенка. И здесь роль технологии — очень маленькая. Большая часть — это взаимоотношения между детьми и родителями. Это роль родителей — они должны объяснить ребенку, что может произойти в Интернете, насколько приятным или не приятным может оказаться общение в соцсетях или пребывание на других сайтах.