Сколько стоит образование
Цена платного образования в Москве уже давно никого не удивляет. Родители по-прежнему ежегодно отдают сотни тысяч рублей, чтобы их дети учились в престижных московских вузах. Самое дорогое на этой ярмарке тщеславия — Международные отношения (более 300 тысяч рублей за учебный год). Самые дешевые коммерческие места в технических вузах (если, конечно, 100 тысяч рублей в год — это дешево).
«У нас из класса только трое поступили на бюджет, да и то один парень по инвалидности прошел. И так везде: у кого ни спрошу — все на контракте», — рассказывает мой знакомый. Глеб в этом году поступил на платное отделение факультета журналистики МГУ, которое будет обходиться в 287 тысяч 200 рублей в год. Остается надеяться на перевод через два года. «Но это очень сложно, переходят с коммерции на бюджет только по 2-3 человека. И как наш куратор рассказывал, собирается целая комиссия и все очень долго рассматривается», — говорит Глеб.
Система в НИУ-ВШЭ более щадящая для родительских кошельков. В зависимости от места в рейтинге студент получает (или не получает) скидку на обучение, причем довольно существенную. К примеру, многие коллеги Глеба по специальности «журналистика» в НИУ-ВШЭ, которым тоже не хватило баллов, чтобы попасть на бюджет, платят уже сейчас, по итогам поступления, 66 тысяч рублей вместо 220 (полная стоимость на факультете Медиакоммуникаций ВШЭ). Дальнейшее развитие событий зависит от самих студентов: попадаешь в 10% рейтинга — получаешь скидку 70%; в 25% рейтинга — 50%; в 40% рейтинга — 25%. В этом есть особая романтика: «расплата» родителей зависит от твоей успеваемости.
Инвестиция в себя
Самые дорогие гуманитарные факультеты в МГИМО. Обучение журналистике, праву и международным отношениям стоит 316 тысяч рублей за учебный год. Дешевле политология — 288 тысяч рублей. Речь об очном обучении.
Экономические факультеты, как правило, дороже гуманитарных. И здесь есть лидер — ВШЭ. За учебу на факультете мировой экономики и мировой политики придется выложить 400 тысяч рублей. Для сравнения, на факультете международного бизнеса и делового администрирования МГИМО студенты коммерческого отделения платят 346 тысяч ежегодно.
Технарям учиться, конечно, сложнее, но и дешевле — «средний чек» в московских вузах не превышает двухсот тысяч рублей. Например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана все факультеты в этом году разделились на две ценовые группы — 188 тысяч или 161 тысячу рублей в год. В МИФИ все сильно зависит от факультета и направления, но в целом цена вопроса — от 82 до 152 тысяч рублей в год.
Я опросила два десятка родителей студентов-платников: сколько они способны выложить за высшее образование детей? Сторонники бесплатной учебы оказались в явном меньшинстве. До 100 тысяч рублей готовы платить пять человек, от 100 до 240 тысяч — четверо. Среди опрошенных больше тех, кто считает, что платное образование должно быть дорогим: шесть человек считают нормальными суммы от 250 до 500 тысяч рублей в год. Прозвучал и еще один аргумент в пользу дорогого высшего образования: «Примерная стоимость должна рассчитываться из такой формулы, чтобы после окончания можно было гарантированно найти работу по специальности и в течение 3-5 лет вернуть дешевый образовательный кредит. Психологически очень важно понимать, что ты сам в себя инвестируешь».
«Преподавателю сколько ни плати, никуда не уйдет…»
Студенты-платники и студенты-бюджетники равны перед вузом. В теории. Знакомая преподавательница одного из технических вузов Москвы рассказала мне, что разница между студентами, в зависимости от того, платят они за учебу или нет, чувствуется:
«За деньги на наших не очень популярных направлениях студенты вообще откровенно не учатся. Там, где большой конкурс, может, нет разницы, а у нас, как правило, они даже в институт не ходят. А не сдавшим сессию платникам ее продлевают».
Предполагается, что деньги, заработанные вузом на платных образовательных услугах, в том числе за счет коммерческих мест, используются и для повышения зарплаты преподавателям. Ощущают это на себе далеко не все.
«В какой пропорции и на кого влияют доходы от платного образования? Скорее, на персонал, на тех людей, которые обеспечивают работу коммерческих структур, — говорит знакомая преподавательница. — Я однажды спросила коммерческого директора одного престижного университета, почему зарплату преподавателям не повышают за счет доходов вуза. Он ответил: «Текучка бухгалтеров — вот головная боль, а преподавателю сколько ни плати, никуда не уйдет».
Ольга АНОХИНА
Из выпуска от 19-10-2012 рассылки «Новая газета»