Луки в руки: девичьи битвы

Наталья Стилсон   30.07.2012

http://letidor.ru/upload/iblock/889/889346b5c6af3d8e6fe547091e170733.jpg

Настает день, когда возникают все эти немыслимые турбулентные потоки в девчачьем обществе. Один из главных центров "возмущений пространства", вокруг которого начинается движение – женская сексуальность. Но речь не про подростковый секс, а про то, как это отражается на девичьей группе.

Сначала несколько слов о том, что представляет собой личность подростка. Уже после семи лет у ребенка начинает формироваться социальное "Я". Он уже знает, что в разных ситуациях нужно вести себя по-разному, потому что многое зависит от того, какую социальную роль ты играешь. Например, ребенок понимает, что учитель наделен определёнными полномочиями. Его надо слушаться не потому, что он страшный в гневе, а потому, что он учитель.

А ты - ученик, и поэтому делаешь то, что говорит учитель. У врача надо задирать рубашку, показывать горло, подставлять палец под скарификатор при заборе крови. Ребенок мог и до этого все тоже выполнять, но теперь он это воспринимает, как социальную схему. Он взаимодействует с миром согласно роли, необходимой в данном случае.

Но ребенок, есть ребенок, несмотря на все роли и схемы. У него еще существует довольно сильное детское "Я". Поэтому он может веселиться, бегать, хохотать, визжать и делать все то, что присуще ребенку. Иначе говоря, вести себя так, как ему велят эмоции и внутренние потребности.

Трансформации по-женски

К подростковому возрасту социальная часть личности начинает расти и крепнуть, и акцент внимания ребенка переносится во вне. Если раньше настроение окрашивало мир красками, теперь мир окрашивает настроение.

В раннем подростковом возрасте детей еще в своей массе не очень занимают философские проблемы бытия. Это будет потом. Сейчас еще интеллект выглядит понятием абстрактным, на уровне "дурак ты или не дурак". Да, конечно "умным быть хорошо", но еще не так важно, как будет впоследствии.

Так вот, девочек очень волнует качество собственной женственности и сексуальности. Степень и характер этого интереса варьирует от личности к личности. Каждая девочка к этому возрасту набирает коллекцию представлений, как оно должно быть по-настоящему. Одна становится как мама; другая, наоборот, "не дай бог как мама".

Нельзя сказать, что все эти трансформации в сторону женственности и сексуальности происходят вдруг и сразу. Сначала, все это понимается, в первую очередь, с той точки зрения, как эти два качества проявляются внешне. Как люди практически узнают "красивых женщин" в прохожих и знакомых, и что нужно сделать для того, чтобы именно в тебе они узнавали красавицу?

В большой степени в этом возрасте сексуальность и женственность - это, в первую очередь, особая одежда и внешний вид. Девочки уже выделяют свой предыдущий стиль как детский, и начинают искать в нарядах свое женское "Я". Кто-то одевается, как Барби, кто-то - как гот; кто-то - как спортсменка, а кто-то как "ролевик". А есть такие, кто, наоборот,  одевается так, чтобы никто не подумал, что тут девочка, или же выбирает наряды так, чтобы они полностью противоречили тенденциям общества.

Этот повышенный интерес к нарядам связан с тем, что девочки (как и, уже позже, часть взрослых женщин) оценивают свою сексуальность, привлекательность и женственность так, как она сама себя любимую и желанную представляет. То есть ее собственное представление о собственной сексуальности мысленно переносится всем мальчикам в голову.

Часто девочка считает, что о ней окружающие думают ровно так, как она себе это представляют. Если она чувствует себя на 100%, то уверена, что все мальчики "падают и сами в штабеля складываются". В плохой день, с неудачной прической  она же может быть уверена в том, что даже те, кто уделял ей знаки внимания, совсем не смотрят в ее сторону, и даже отводят глаза. В таком свете пресловутая прическа становится причиной ее воображаемой социальной катастрофы.

Определение границ

Причина тут кроется в том, что подростки становятся более нарциссичными, чем были до того. Существует детское "Я", которое вызывает некоторое неудобство перед сверстниками. Ведь девочка уверена, что она уже взрослая, и вдруг какое-то детское качество неожиданно пролезет наружу. С другой стороны, основной упор делается на социальную сторону личности. Именно там, в социальной части, происходит столкновение с реальностью и основной рост и развитие.

Ну, а что «детское Я»? Оно остается в области дома. Подросток по-прежнему хочет, чтобы его также любили, жалели, кормили, ухаживали и т.п. Но он уже может довольно по-взрослому начать требовать этих прав и отказываться от обязанностей. С одной стороны он - ребенок с потребностями, которые должны быть удовлетворены; с другой стороны –взрослый, который уже не ждет этого, а требует. Где границы личности, пока еще непонятно. Опять идет процесс развития,  и границы раздвигаются. Подросток больше может сказать о себе, узнать свои возможности, проверить себя на крепость тела и характера.

Но если нет четких границ личности, то просто необходимо получать регулярное подтверждение своего существования от других. И обязательно это должно быть что-то хорошее. Жаль, что только хорошее не всегда получается, и реакция подростка на это довольно драматична. Вот, как сказала о тебе Светка, значит, такая ты и есть. Сказала она, что платье "просто обалдеть" - в доме радость; сказала, что "на другой бы это платье сидело лучше" - дома трагедия на тему собственной неадекватности в мире.

Место в иерархии

Несмотря на то, что девочки считаются в социуме мягкими и неагрессивными, именно они, в отличие от мальчиков, готовы биться за место в иерархии без передыха. Это особенно справедливо для тех, кто состоит в этой школьно-подростковой иерархии. Те же, кто находится вне системы, проходят этот период без драм.

Для девочковой иерархии одежда – символ собственной силы и влиятельности в обществе сверстниц. Во многом в их рядах действует миф, гласящий, что твоя одежда говорит о тебе, как о человеке, все. И даже если ты хоть раз промахнулась с правильным нарядом, на тебе могут поставить социальный крест или перевести в разряд жертв. Ведь "нормальный человек такое не наденет".

Многие ориентируются на вершину социальной пирамиды –девочку-лидера ( королеву-пчелу) и ее компанию. Они -законодательницы местной моды и по местным понятиям одеваются "круче всех". Критика в их сторону может довольно плохо кончиться. Тебе могут припомнить неосторожный поступок. Кроме того, за девочкой могут следить постоянно глаза ее неприятельниц и соперниц, которые никогда не откажутся пройти мимо, не задев ее самолюбия, если такая возможность представится.

Выход в свет

По этим причинам внешний вид девочки-подростка - довольно болезненная тема. Девочка может с утра 2 часа мерить наряды, краситься, делать прическу или же длительно разглядывать себя в зеркало. И даже после этого, если что-то вдруг неисправимо в течении этих 2-х часов, она может отказаться идти в школу, чтобы "не опозориться". Нажимы и требования немедленно отправиться учиться в таком случае вызывают потоки слез и обвинений в жестокости и непонимании. Это действительно катастрофа и позор - пойти в люди в таком виде, после которого жизнь в понимании подростка дальше невозможна.

Сходясь в компании, девочки чувствуют себя увереннее и смелее. Там есть правила или законы, которые понятны и выполнимы, когда ты точно знаешь, что хорошо, а что плохо, что модно, и что ужасно. В установлении правил участвует вся группа. Проходит это во время просмотра журналов и фильмов, простой болтовне, кто и как выглядит, и что значит, если кто-то выглядит именно так. Более того, здесь имеют место несколько ритуалов, которые позволяют членам группы чувствовать себя лучше.

Во-первых, девочки могут демонстрировать свое доверие, говоря с подругами о своих недостатках. Другими словами она показывает свои слабые психологические стороны, страхи и комплексы, говоря: "Я не идеальна". Например, сказать, что платье ее толстит.

Во-вторых, в обмен она должна получить безусловную поддержку и заверение, что с ней все нормально. К примеру, услышать по поводу платья от подружек, что оно "совсем не толстит".

В-третьих, девочки любят "зеркальные отражения". Подростки копируют людей, которым они доверяют. Иногда чуть ли не до деталей прически и одежды, а иногда, хоть в чем-то. Может в пирсинге, цвете помады, модели туфлей или в какой-то модной тенденции. Хоть и кажется, что девочки больше ориентируются на селебрити, но на самом деле они больше говорят о том, что хотят что-то иметь такое же, "как у звезды".

Слепое и бездумное, а, особенно, буквальное копирование кого бы то ни было, в среде подростков вызывает насмешку. Если в девочке кто-то явно угадывается из окружающих, и ее разоблачают, то ее клеймят как бездарную подражательницу. Другое дело - перенять стиль. Или же в коллективах с детьми богатых родителей очень здорово иметь такую же вещь такого же модельера или линии одежды.

Каждой по платью

В этом смысле довольно занимательно выглядят "битвы выпускных платьев", которые мы уже несколько лет как наблюдаем в России. Выпускные балы - это возможность гламурного марш-броска вверх по иерархической лестнице за один вечер. Платье, от которого все упадут и будут кусать локти, придумывается в течение длительного времени. Очень важно суметь узнать, что у подружек в загашнике, какие у них планы, и как их заведомо переплюнуть.

Некоторые фотографии с выпускных балов показывают, что отдельные девочки переплевывают даже здравый смысл. Однако даже самое смелое платье не должно уходить в сторону от основного тренда. Надо, чтобы все сочли его достаточно крутым. Это тоже можно увидеть на фотографиях. Даже самый «ужасный ужас» имеет некий определенный разброс вариантов. В целом же девочки одной компании одеты вроде бы по- разному, но в чем-то схожи.

Именно одежда становится одной из причин преследования и нападок в подростковом коллективе. Совершенно не важно, на самом деле, как кто одевается. Главное, кто кого может психологически задавить. Лидирующая группа девочек периодически проходится по всем, кого они считают ниже себя, для демонстрации силы и профилактики. Вдруг кто надумает меряться с ними силой и красотой? Дальше все зависит от того, кто и как на их выпад прореагировал. Те, кто принимает это мнение близко к сердцу, становятся дежурной целью для насмешек.

По этой причине родители, которые пытаются решить конфликт дочери в школе при помощи покупки ей дорогих платьев и вещей от разных дизайнеров, редко добиваются результатов. Хоть для девочек-подростков одежда отождествляется с силой, но очень важно уметь эту силу удерживать в руках и пользоваться ей.

Девочке с низкой самооценкой довольно трудно это дается. Кстати, неуверенность присуща не только девочкам-мишеням, но и тем, кто чрезмерно агрессивен и пользуются слишком откровенными нарядами (или используемыми не по ситуации). В целом же, вся эта модная битва между подростками и вызвана социальной тревогой и неуверенностью.

Девочки с достаточно высокой самооценкой, как я уже говорила, этот этап проходят довольно спокойно. Это не значит, что им не нравится быть красивыми, и они не любят наряжаться. Но их выбор в меньшей степени зависит от мнения одноклассниц, особенно, если одноклассницы не являются их подругами. Кроме того, эти девочки часто включены в компании, где одежда находится далеко не на первом месте.

http://letidor.ru/article/121_luki_v_ru … vyi_29660/