Страна пустоболтократов
Всем кажется, что вот приняли мы постановление, и уже дело, считай, сделано. Приняли закон – все, тема закрыта. Слово же сказано
Один мой знакомый как-то пошутил: Россия – это никакая не демократия и не диктатура («диктаторократия»). Это – логократия. Страна, где управляющим ею, да и живущим в ней почему-то кажется, что проблему можно решить обсуждениями, разговорами, попросту – болтовней. Притом, что, начиная упражнения со словами, все принимающие в этом участие свято верят, что они действительно движутся к решению проблемы. Отсюда еще один уникальный русский термин - «заболтать проблему». Всем кажется, что вот приняли мы постановление, и уже дело, считай, сделано. Приняли закон – все, тема закрыта. Слово же сказано.
Связь между словом и делом, видимо, считалась прямой еще со времен, когда «слово и дело» употреблялось в непременном единстве с прилагательным – государевы. Тогда как в советское время возникло еще одно уникальное, сугубо нашенское, определение – «разрыв между словом и делом».
Сейчас стало принято оформлять Слово не в постановления ЦК КПСС о «дальнейшем совершенствовании и улучшении», а в законы. А законы же пишутся у нас не по причине раздумий о том, какое будущее мы хотим построить, а по поводу, что подбрасывает нам стихийно жизнь. То есть – как реакция на конкретную возмутившую нас ситуацию. Вот, скажем, убил пьяный водитель семерых человек на автобусной остановке – давайте ужесточать наказания для пьяных водителей, вплоть до чего-то там пожизненного! А если бы не данный кошмарный случай, то что?
А вот другой водитель убил известную актрису и скрылся с места ДТП. Тотчас инициатива – давайте ужесточим наказание для скрывшихся с места ДТП с человеческими жертвами.
Всплыл в Интернете скандальный фильм «Невинность мусульман» - давайте что-то делать с Интернетом, запретим там все скандальное.
Нахулиганили три девки в храме – давайте примем специальный закон по поводу оскорбления чувств верующих.
Не нравится, что некая организация «Голос» говорит о нарушениях на наших выборах – давайте примем закон, чтоб «Голос» этот, как вражьего агента, получающего деньги из-за бугра, заткнуть вовсе.
Прочел какой-то депутат об очередном происшествии, преступлении – и ну сразу писать закон. Исходя из твердого, очевидно, убеждения, что как будет закон – не будет проблемы. Не будет проблемы фальсификация на выборах. Не будет проблем сосуществования представителей разных культур и религий. Не будет проблем на дорогах, где все станут ездить по правилам, а кто не станет, того тотчас настигнет карающая и неподкупная рука с полосатой палочкой.
Увы, картина мира куда сложнее, чем видится авторам двухходовых решений: слово – дело. Участников в любой ситуации куда больше, чем пара обвиняемый – жертва. Вернее – соучастников. Их всех надо тоже привлекать. Вот, скажем, вопрос: почему, когда весь город буквально утыкан камерами наблюдения можно безнаказанно (до тех пор, пока не вылетел на перекресток и не убил известную актрису) носиться по нему со скоростью 120 км в час? Как сделать так, чтобы это стало невозможно? Или почему человек, уже лишенный за «пьянку» водительских прав, мог опять оказаться за рулем, чтоб убить семь человек? Может, что-то еще в ГИБДД надо поправить? Легче всего сказать: надо ужесточить наказания. Не менее легко сказать: во всем виновата Система, коррумпированная и прогнившая. На самом деле, истина где-то посередине.
Из выпуска от 16-10-2012 рассылки «Комсомольская Правда»