Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



После Путина

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

После Путина

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20121005212551_10698.jpg

Это до сих пор он катался на галерах, как китайская принцесса по озеру, вся в цветах и под музыку. Будет много хуже

В представлениях о будущем разброд: либо режим рушится и вот-вот падет, либо... Во власти свой набор эмоций: от панической решимости до решительной паники. Все уже поняли: эта история просто не кончится. Люди живо интересуются, как и что будет потом, а про это у нас либо ничего не говорят, либо высказывают торопливые пророчества, пугающие революциями и новыми превращениями государства-люмпена.

О революции

Это звонкое слово до сих пор вызывает отклик в сердцах, смятение в душах и помрачение в умах. Обычно подразумевают типовой бунт с захватом «центрального офиса» и насильственной сменой власти, забывая о революциях в науке и технологиях, в военной сфере, в экономике и геостратегии, в сознании и средствах его массового поражения. А зря: все это связано. Под «социотрясением» поверхности (Б. Грушин) происходят глубинные, порой тектонические сдвиги, и мы тут не исключение. Просто не надо так увлекаться оперативной политикой и быстрой событийностью, которую Ф. Бродель называл «пылью истории».

Это меняет горизонт и оптику зрения. Если Владимир Владимирович Путин, 1952 г.р. от Р.Х., хуже редьки надоел значительной и пусть даже «лучшей» (В. Сурков) части общества, это еще не повод выламывать булыжники из мостовой. Если, как теперь модно самовыражаться, разногласия с режимом сугубо эстетические или стилистические, то самый адекватный сейчас — альбатрос революции Лимонов, на театр власти отвечающий стильным троллингом.

Однако дело серьезнее. Замеры инновационной динамики показывают, что даже в меру прогрессивное человечество уже впало в перманентную революцию, которой грезил Троцкий. Наркомвоенмор нервно курит, переворачиваясь в гробу вместе с вождями пролетариата. Мы же, наоборот, уверенной поступью движемся к культурной контрреволюции. Все начало нового тысячелетия и нового века Россия тыкалась в унылую «стабильность», как черепаха в стекло аквариума, а теперь ее и вовсе разворачивают ровно против хода времени.

Есть страны, которые все изобретают, и есть, которые все производят. Есть страна, которая ничего не изобретает и не производит, а лишь качает и гонит. Скоро первые и вторые изобретут и произведут нечто (в прототипах уже), после чего третьи станут лишними, и тогда эти миры сомкнутся над нами, причем даже без передела территории и войны за «российское наследство». Остатки человеческого капитала вывезут сами себя, и на этой части суши останется одичалое племя, вожди которого будут форсить айфоном прошлого поколения и винтажной «Калиной».

Выход предполагает два эпизода. Прежде чем куда-то двигаться, надо еще обеспечить саму возможность выбора и смены курса. Сейчас в управлении все переклинило, и эта красивая глиссада ведет прямо на историческую помойку. Поэтому сначала разворот с выходом из пике, а уже затем набор скорости и высоты. Сначала возвращение политики в собственном, почти шмиттовском смысле слова — а уже затем решение «исторических задач». Нынешняя конструкция их не решает и не решит, из истории она выпадает, но не в атемпоральный постмодерн, а в дерьмо: отстой цивилизации — естественный продукт некультурного метаболизма.

У этих стадий разное отношение к революционности, особенно в отношении формы процесса и его содержания: бывают исторические переходы, революционные по глубине и масштабам изменений, но счастливо избегающие привычных для революций катастроф («ре-эволюции». — А. Ксан). В начале 1990-х Россия пережила слом, близкий к истматовской смене формации. Обустроить рынок и свободу на руинах СССР оказалось не проще, чем впервые в истории мира создать плановую экономику и монопартийную деспотию. Сейчас хуже. Сменить «вектор развития» (хотя какое тут к черту развитие!), перейти от экспорта ресурсов и перераспределения к производству и массированным инновациям — это будет драма посильнее, чем «великий перелом» Сталина или Гайдара. Преодоление собственной истории, исход целой цивилизации экспорта льна и пеньки...

На этом фоне уже не так важно, в какой именно форме произойдет отключение инерции: демонтаж и реформа, простая или бархатная революция, удачный мятеж или дворцовый переворот (вариант «табакерка в висок» исключается за экстремизм). Как говорит художник Пчельников, я человек принципиальный, мне все равно. И это правильно: речь только о начальной точке движения.

Форма перехода зависит от времени старта: чем раньше, тем мягче. Уже зашло довольно далеко, но еще остается вариант компромисса с переходным элитным ядром, разменивающий начало трансформации на гарантии безопасности участникам пакта. Такие политические шарниры беспринципны, но вовсе не обрекают на половинчатость будущих преобразований. Точно так же, как революции не гарантируют прорыва именно вперед. В астрономии (откуда термин) «революция» означает возвращение планеты на круги своя. История эту модель подтверждает (если, конечно, это не срыв через реставрацию назад и вниз).

И наоборот: чем дальше, тем жестче. Когда другого выхода не останется, придется утешать себя тем, что крайне неприятное спасает от кошмара вовсе без краев, как гнойная хирургия от гангрены. Но и здесь не надо так нервничать от воображаемого запаха крови и разрухи: бывает и без фанатизма.

Но для начала надо хотя бы сесть лицом по ходу движения — разобраться с идеологией.

О государстве

Смелые умы договорились до правки Конституции и едва ли не учреждения в России новой государственности. Но это будет «прорыв» все в том же тупике: в разговоре вовсе отсутствуют до- и постконституционные поля.

Мнение, будто срыв в авторитаризм заложен в действующей Конституции, — надсалатный миф. Никто не удосужился показать, на основе какого положения и с соблюдением какой конституционной нормы осуществляется этот дрейф через феодализм в деспотию. Зато для власти создается алиби: она себе это позволяет, ибо Конституция такая. Переключать внимание с нарушений Конституции на ее якобы авторитаристский строй — не самая умная и своевременная находка.

Но здесь кроется и более опасная ловушка, даже две.

Порвав с предыдущей эпохой, мы это зафиксировали формально и отчасти технологично (прямое действие) в Конституции, но без доконституционного документа идеологического уровня. Э. Соловьев показал, что Всеобщая декларация 1948 года была еще и клятвой народов впредь не допустить катаклизмов, подобных истории с фашизмом. В России более литературной и историософской, нежели формально-правовой, декларация была бы тем более кстати — и в менее лапидарном формате, чем в документе ООН (его установочная часть имплементируется в Конституции государств). Каждый, кто сейчас ссылается на букву и дух Основного закона, вынужден этот самый дух из текста экспортировать и реконструировать, с чем одни поздравляют, а другие посылают: всю идеологию в юридический документ не впихнешь. Декларация, конечно же, мало кого остановит, но было бы сложнее утопить дискуссию в казуистике, а цинизм антиконституционного преступления проступал бы отчетливее.

Однако главные ловушки — в постконституционном поле. Если люди плюют на Основной закон, открыто нарушая и на корню переписывая нынешнее законодательство, то почему они не проделают то же самое и с новым? Что помешает повторить опыт под равнодушным, а то и поощрительным взором «большинства» — реального или фальсифицированного?

Проблема власти, государства, статуса народа — это бездонный сундук, открыв который, мы пока схватили только то, что сверху. Еще есть практики повседневности и микрофизика власти, снизу и изнутри определяющие среду, в которой большая политика реализуется. Думать, что страна изменится без сильного движения в этих слоях, — жестокий самообман.

Еще сложнее с федеральными отношениями, с самим типом сборки этой государственности, с выбором в спектре между империей, нацией-государством, республикой... Хотя, в отличие от увлекающихся этой темой, боюсь, что пока Россия — это скорее магнит, сохраняющий полюсность при распиле на сколь угодно малые кусочки: она останется империей даже при сжатии до границ Московской области. Что же до аккуратного развала на цивилизованные части, то это идея теоретически правильная, но пока практически нереализуемая и политически проигрышная, даже самоубийственная. Агрегат заминирован и весь в ловушках.

Но если этим не заниматься, мы так и утонем в откровениях В. Пастухова, считающего, что это слабое государство надо сделать большим, больше нынешнего, и выходить из коллапса его же силами. Привычная мечта этатиста и обычная каша: надо менять не людей, а систему, поэтому сменим диктатуру на диктатуру, там придут новые люди из правильного меньшинства, и вот они... Какая-то унтер-офицерская, вдовья логика. Комментаторы правы: если бы про Конституцию такое наплел студент — отправили бы домой учить материал. Фраза «Либерализм встроен в конституционный порядок, а не наоборот» рождена вовсе под грибами. Но это популярно. Если по-простому, весь этот культ чистой воли и авторитарных решений косит под парасемито-хтонический деционизм натурализующе-дегенеративного типа (М. Хайдеггер). Но если по науке, то сквозь узнаваемый теоретический базис фашизма здесь пробиваются установки совсем иных политических желаний. Так бывает, когда одним актом хотят удовлетворить либералов и фанатов порядка.

О времени и о себе

Однако все эти углубления не должны портить политический момент. Все должно развиваться ступенчато. Кто-то заметил: глупо приставать к людям с требованием «позитивной программы», когда они в кои-то веки объединились, чтобы для начала убрать с дороги дохлую лошадь. И это правильно: отрицания (системы запретов) всегда проще объединяют людей, чем проекты. Мы тут скоро на одном дыхании получим новую историческую общность — имени «России без Путина» уставший народ России.

А вот от пророков революции требуется сценарий. Проваливается Олимпиада и под провокацию на Кавказе в Москве вводят ЧП? К протесту присоединяются пострадавшие от реформы пенсионной системы? Старца калечит отмороженный омоновец, который хочет квартиру, тачанки перегораживают Рублевку и блокируют кортеж, «Аврора» через Яузу входит в Москву-реку, женский батальон штурмует шестой корпус Кремля, оформляется аппаратно-силовая альтернатива, блокирующая военный ответ, толпа захватывает Думу, ГУМ и «Останкино», обалдевшая страна застывает у экранов с Навальным и Миловым, а в это время, прочерчивая ночное небо, в сторону государственной границы движется силуэт стерха в женском платье на дельтаплане с ручным приводом... Или целый клин? Вы об этом мечтали?

Спасение в другом. Защиту чувств верующих надо всемерно развить: посчитать, сколько раз и как их оскорбили, а затем транслировать ту же бескомпромиссную логику на всех, чьи чувства, достоинства и права ежедневно и ежечасно в миллионах эпизодов попирает эта власть, не боящаяся греха, ненависти современников и презрения потомков. Именно эти права и надо бросаться защищать, чтоб выдернуть страну из колеи отставания.

Для самого режима это тоже было бы полезнее, чем нормотворческая активность на Моховой, все более похожая на тщательно продуманную и грамотно скоординированную судорогу.

Компромисс не так уж нереален, если учесть, что с изменением ситуации эта власть все менее будет заслуживать того, чтобы за нее цепляться. Это до сих пор Путин катался на галерах, как китайская принцесса по озеру, вся в цветах и под музыку. Будет много хуже. ГКЧП тоже легко сдал власть, которая уже тогда не казалась подарком.

Сейчас все будет зависеть от времени. Либо Путин вовремя уйдет, сохранив остатки политического лица и предоставив другим разбираться с кризисными плодами правления. Либо досидит до обвала, когда страну, встававшую с колен на четвереньки, будет уже не поднять, но зато в этом коллапсе впервые начнется серьезное разбирательство с российской государственностью, народностью и духовностью. Суицид во имя будущего — чем не национальная идея!

Александр Рубцов, Руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН

Из выпуска от 05-10-2012 рассылки «Новая газета»

http://digest.subscribe.ru/economics/so … 50291.html

0

2

Россия после Путина: пять кругов ада для преемника

Татьяна Становая

http://slon.ru/images3/6/1100000/632/1155383.jpg
Иллюстрация: Риббер Хэнссон

Что будет после Путина – вопрос, который является не только одним из пунктов актуальной политической повестки дня для российской реальной оппозиции. Он имеет жизненно важное значение, учитывая, что политический режим, построенный за последние 4 года, критично зависим от фигуры «национального лидера». Практически любая модель ухода Путина таит в себе высокие риски дестабилизации и разрушения сложившихся механизмов функционирования системы. Что же ждет преемника, которому достанется непростое путинское наследие?

Для начала важно очертить контуры настоящего анализа, признав, что, во-первых, мы не знаем, когда и как уйдет Владимир Путин. Во-вторых, на сегодня, если ситуация будет развиваться без форс-мажоров, это вопрос относительно далекой перспективы. И если весьма сложно прогнозировать даже на полгода вперед (кто бы мог предсказать присоединение Крыма даже за три месяца до этого события?), то что же говорить о 2018 или 2024 годах, на которые приходятся очередные президентские выборы? При этом важно избегать соблазна привязываться к конкретной дате. Мы не знаем, как будет меняться избирательное и конституционное законодательство России в ближайшие годы. Более того, при третьем сроке президентства Путина политические рамки допустимой конституционной реформы гораздо шире, чем были 3–4 года назад.

В-третьих, мы не знаем, в каком состоянии будет находиться российская экономика, государственность, политический режим. Придется ли на путинское правление кризисное время и, если да, то как этот режим его перенесет. Мы также не знаем, удастся ли Путину сохранить устойчивый контроль над «вертикалью власти», моноцентрическую модель принятия политических решений, высокий уровень консолидированности общества вокруг его политического лидерства и его повестки. Мы не знаем, какой будет у Путина, партии власти, а также у ключевых политических институтов рейтинг доверия.

В-четвертых, мы не знаем, в каких политических условиях будет происходить смена власти. Произойдет ли она в рамках элитного консенсуса и управляемой передачи власти пропутинскому преемнику или это будет конкурентная среда, в рамках которой появится новый лидер и получит легитимность и автономию при сохранении договорных отношений с Путиным. А может, Путин будет побежден на выборах, уйдет сам по возможным причинам, перечислять которые тут нет никакого практического смысла, или даже окажется смещен в результате госпереворота.

Так вот, мы не знаем очень многого. И как бы политологи ни старались, узнать не сможем, – по той простой причине, что Путин и сам не знает, каким будет завтра.

Тем не менее мы можем весьма подробно расписать то наследие, которое достанется любому следующему правителю – вне зависимости от описанных выше обстоятельств и с учетом специфики путинской модели. И наследие это очень непростое.

Первое – это экономика, в которой делать бизнес можно преимущественно благодаря близости к государству, бюджету, а успех строится на качестве политических возможностей. Это экономика, где ключевые высоты заняты «друзьями Путина».

Появился огромный класс «государственных бизнесменов», не являющихся собственниками управляемых ими активов, управляющих, однако, этими активами как собственным бизнесом. Представьте, что новый президент России принимает решение уволить Игоря Сечина из «Роснефти» или Сергея Чемезова из «Ростехнологий». Это будет катастрофа для обеих компаний. Не потому, что другие менеджеры менее талантливы. А потому, что государственный бизнес выстроен таким образом, что любой преемник Сечина будет вынужден иметь дело с масштабной сетью партнеров компании, обеспечивающих все этапы бизнес-цепи и ориентированных на Сечина. Постпутинская эпоха неизбежно повлечет за собой передел собственности. Даже самый преданный преемник и последователь нынешнего президента обречен на крупные пертурбации в госсекторе, что неизбежно окажет влияние и на крупный частный бизнес, который будет выстраивать новые коалиции и пожирать проигравших.

Второе – любой сменщик Путина будет вынужден иметь дело с политической системой, где разрушены все ключевые институты, такие как политические партии, парламентаризм, гражданский контроль, парламентский контроль и так далее. Нынешний слаженный механизм принятия (точнее, легитимации принимаемых Путиным) решений построен на высоком рейтинге президента, что гарантирует ему лояльность и парламента через партию власти, и губернаторского корпуса. Новый президент может опираться на легитимность, полученную от Путина, как, например, Дмитрий Медведев. Однако если этот вариант окажется недоступен в силу самых разных причин, у такого правителя всего два варианта. Первый – заключение собственного контракта с обществом по путинской модели (что означает либо «усыновление» партии власти при мирной модели смены власти, либо конструирование собственной политической архитектуры из «перебежчиков» в условиях конфликтной или полуконфликтной модели). Второй – заключение контракта с элитами (или частью элиты, которая за счет определенных ресурсных или конъюнктурных возможностей окажется на тот момент решающей силой) и политический инжиниринг в весьма конкурентной политической среде. Но что очень маловероятно или почти исключено, так это что появится второй «Путин», который сумеет консолидировать общество вокруг себя в абсолютной политической автономии от настоящего Путина. А это означает, что любой новый лидер будет обречен на ту или иную степень политической зависимости и от пропутинской элиты (степень ее политической дееспособности будет зависеть от актуальности и силы бренда Путина), и от сформировавшейся политической инфраструктуры, которая при разрушении «Путина» как жизненной силы режима просто рухнет как карточный домик. Политические руины или оглядки на Путина – вот и вся альтернатива будущего преемника. При этом можно не сомневаться, что прекращение или критичное ослабление феномена Путина приведет неизбежно к обретению субъектности и реальной оппозиционности всеми ныне шелковыми парламентскими и непарламентскими партиями из числа системной «оппозиции».

Третье – в наследство сменщику Путина достанется политически кастрированная региональная элита, в которой бездарные и политически слабые лидеры столкнутся с острой конкуренцией со стороны региональных тяжеловесов и крепких хозяйственников. Многие эксперты говорят, что в России политическое поле зачищено. Но оно зачищено применительно к сегодняшней реальности. Представьте, что рейтинг президента 5%. Все «старперы» и повылезавшие из нафталина «политики» тут же примутся за написание политических программ и призывы к «развенчанию культа Путина».

Региональные режимы при слабом президенте ожидают революционные потрясения, Кремль – проигрыши избирательных кампаний и реинкарнация «красного пояса», который может на этот раз оказаться уже гораздо шире и радикальней. Опьяненный национал-патриотизмом и «социал-консерватизмом» народ будет требовать «путиных» в губернаторы. Это будет именно то самое время, когда нынешняя политика Кремля по присоединению Крыма и наделению восточных регионов Украины особым статусом превратит региональные элиты из носителей вируса сепаратизма в глубоко им пораженных.

Четвертое – путинский наследник получит кризис российской внешней политики. Глубочайшее недоверие между Россией и Западом, значительно деградировавшие торгово-экономические связи между Россией и Европой, в том числе и на газовом рынке, конфронтационные отношения с НАТО, подвергнувшиеся эрозии интеграционные проекты на постсоветском пространстве, глубочайшую рану в отношениях с Украиной, которая из братской страны на десятилетия превратится во враждебное государство, играющее важную роль в деле транзита российского газа европейским потребителям. Наконец, нам придется очень стараться дружить с Китаем, который в один прекрасный момент проснется и начнет собирать дивиденды от своих внешнеполитических и внешнеэкономических инвестиций. 

Пятое – Россия без Путина (совсем без Путина) рискует оказаться полуразрушенным государством, где на протяжении длительного времени принятие решений строилось на принципах ручного управления, заменявшего собой государственные и политические институты. Правительство, привыкшее ни за что не отвечать, а только ковыряться в гаджетах, будет вынуждено учиться госуправлению и взятию на себя ответственности за принимаемые решения. Министры, которые поставлены в положение консультантов путинских друзей, должны будут вернуться к своим функциям разработки ключевых программ государственного курса. Парламентарии, натренировавшие свои пальцы и ноги в процессе технического голосования, будут приспосабливаться к практикам политической дискуссии и компромиссов. СКР, приученный охотиться на оппозиционеров, вдруг перестанет получать задания и будет вынужден искать своим сотрудникам более адекватные занятия. Кремлевское телевидение начнет путаться в темниках, поступающих от разных башен, а к журналистам вдруг вернется память о журналистском долге и этике.

Степень разбалансированности будущей России после Путина станет во многом зависеть от ресурсов государства (цены на нефть, газ, металлы и так далее), а также от степени конфликтности смены власти. Реальное обновление элиты грозит революционными потрясениями и острыми социально-экономическими и политическими кризисами. Высокая преемственность, к чему Путин однозначно будет стремиться, способна в определенной степени гарантировать эволюционный процесс политической ротации. И вопрос тут вовсе не в том, чего хочет Путин (он хочет максимально длительного воспроизводства настоящей модели при абсолютной степени преемственности). Вопрос в том, сможет ли он самостоятельно и добровольно обеспечить мирную и бесконфликтную передачу власти, но не местоблюстителю типа Медведева, а настоящему преемнику, которому можно доверить не только страну, но и собственную безопасность. И он очень хорошо понимает цену ошибки, которую Борис Ельцин мог совершить в 1999 году, равно как и последствия собственной слабости, если однажды она начнет диктовать Путину дальнейшие шаги.

Все вышесказанное вовсе не означает, что Путин – это наше единственное светлое будущее. Напротив, страна обязана пройти длительный и трудный период демократического транзита, главным благом которого должно стать построение сильных институтов политического и государственного управления, стабильно функционирующих вне зависимости от электоральных циклов и ротации лидеров. Эти испытания приведут к глубоким социальным трансформациям, конфликтам и критичным рискам для государственности, и они неизбежны, но путинская эпоха отдаляет эту неизбежность как больной – смертельно опасную, но единственно возможную операцию для спасения жизни.

http://slon.ru/russia/rossiya_posle_put … 5383.xhtml

0

3

Что будет после Путина. Бразильский сценарий

Татьяна Ворожейкина
Специалист по сравнительным исследованиям России и стран Латинской Америки

Рассуждения о возможном конце режима могут показаться одновременно и преждевременными, и запоздавшими. Преждевременными – поскольку народное единение вокруг вождя, скрепляемое неустанной телепропагандой, представляется незыблемым, не подвластным ни очевидному ухудшению социально-экономической ситуации, ни политическому воздействию демонстративного убийства Бориса Немцова, ни явному обострению противостояния между различными силовыми структурами и кланами внутри них. В таких условиях разговор о том, каким образом этот режим может рухнуть или трансформироваться, выглядит, по меньшей мере, странно. Между тем такой разговор может быть уже и вполне запоздавшим, если мы надеемся на сколько-нибудь благополучный, с человеческой точки зрения, итог такой трансформации.

Переворот, социальный взрыв, революция

В принципе, сценариев возможного развития событий, которые обсуждаются в независимых СМИ, не так много. Это отстранение Путина от власти в результате заговора внутри правящей группы с целью сохранения режима («дворцовый переворот»); социальный взрыв, который может стать результатом нарастающего экономического кризиса; революция. Относительно исхода всех этих сценариев в независимой публицистике господствуют вполне однозначные и довольно мрачные представления. Сценарий «дворцовый переворот» в отсутствие в стране институтов и пользующихся авторитетом политических фигур может, как считает Николай Петров, привести к ситуации, в которой «власть может поднять любая, пусть немногочисленная, но хорошо организованная сила».

Таких сил, по мнению Петрова, две: спецслужбы в связке с радикальными националистами и Кадыров. Социальный взрыв и его продолжение – революция, по общему мнению, могут привести в России только к еще худшей ситуации – приходу к власти радикальных националистов. «Единственная «цветная революция», которая в данный момент вероятна в России, – коричневая», – пишет аналитик Владимир Пастухов.

Все перечисленные сценарии так или иначе приводят к победе радикально-националистических сил, устанавливающих в России политический режим, близкий к нацистскому или фашистскому. Понятный страх и желание избежать прихода к власти коричневых заставляют российских либералов смотреть по преимуществу «наверх» и там искать возможный выход. Надо сказать, что этот страх активно поддерживался и поддерживается на протяжении всех 15 лет существования режима Путина. «Только Путин сдерживает приход к власти самых темных сил». Эти представления оказывали и продолжают оказывать парализующее влияние на значительную часть общества, одновременно давая режиму карт-бланш на развязывание и эксплуатацию этих самых фобий, инстинктов и предрассудков. Представление о том, что после Путина может быть только хуже, логично трансформировалось в володинский лозунг «Нет Путина – нет России!».

Пакт элит: трансформация сверху

С этими же опасениями связаны и широко распространенные представления о том, что к демократии в России нужно возвращаться постепенно, создав сначала такие институты, которые обеспечили бы стабильность демократического развития и блокировали бы приход к власти на выборах антидемократических сил. Пастухов считает, что, «прежде чем будут запущены в полную силу механизмы демократии, кто-то должен будет осуществить работу «чистильщика» и провести декриминализацию общества и демилитаризацию общественного сознания».

«Кто-то», кто должен эту дорогу расчистить, покончив с коррупцией, неправовым государством, единством власти и собственности, должен появиться, как бог из машины, откуда-то помимо демократических институтов, важнейшим из которых являются выборы

Хочется напомнить, что сходная логика лежала в основе либеральной поддержки президента Ельцина и его усилий по превращению выборов из института демократии в инструмент плебисцитарного одобрения действующей власти. Успех этой политики на президентских выборах 1996 года стал пирровой «победой демократии» – страх перед казавшимся неизбежным приходом красно-коричневых к власти на свободных выборах выхолостил демократические институты в 1990-х и в конечном счете открыл дорогу авторитарному режиму, а затем – и личной диктатуре. Столь же благими намерениями вымощена дорога к демократии «после Путина». «Кто-то», кто должен эту дорогу расчистить, покончив с коррупцией, неправовым государством, единством власти и собственности, должен появиться, как бог из машины, откуда-то помимо демократических институтов, важнейшим из которых являются выборы.

Устойчивость этой иллюзии в России потрясает воображение – ей уже четверть века, если считать от появления в 1990 году знаменитой статьи Миграняна и Клямкина в «Новом мире». К сожалению (или к счастью), строительство демократических институтов нельзя отложить на потом, сначала расчистив площадку, поскольку именно эти институты и являются единственным инструментом строительства самих себя. К демократии нельзя перейти помимо демократии.

Я меньше всего склонна недооценивать опасность прихода к власти радикальных националистов – через выборы или путем прямого ее захвата в результате распада режима. Очевидно, однако, что и без смены власти страна с нарастающей скоростью движется в указанном направлении – изоляционизма, ксенофобии, национал-православного традиционализма, милитаризации сознания, нетерпимости. Можно ли изменить эту траекторию? Можно ли избежать хаоса и прихода к власти коричневых (если, конечно, не считать такой приход уже состоявшимся)?

Оптимальным вариантом трансформации авторитарного режима принято считать так называемый пакт элит. Представление о таком пакте как наименее болезненном для экономики и общества при переходе к демократии было чрезвычайно популярно в российском либеральном общественном мнении все последние годы. C нарастанием катастрофических ожиданий в 2014–2015 годах он не стал менее привлекательным. При этом такой пакт видится исключительно как верхушечное соглашение между правящими и оппозиционными группами элит, которые обеспечат поэтапную трансформацию под контролем «сверху». Несмотря ни на что, широко распространено убеждение, что только так в России могут осуществляться успешные политические реформы.

Хрестоматийными примерами такого поэтапного перехода к демократии считаются пакт Монклоа в Испании (1977) и соглашение о непрямых выборах президента Бразилии, на которых победил кандидат от оппозиции Танкредо Невиш (1985). Обе эти истории действительно чрезвычайно интересны и поучительны, в особенности если внимательно посмотреть на то, что реально подразумевал и в Испании, и в Бразилии пакт элит и в каких условиях он стал возможным. Испанский опыт будет рассмотрен в отдельной статье. Сейчас о том, что произошло в Бразилии.

https://slon.ru/images/photos/0881118376c87be5fc4f34c0db529e6c.jpeg
Танкредо Невиш обращается к конгрессу после победы на непрямых президентских выборах, 1985 год

Пакт элит в Бразилии: как это было

«Размягчение» военной диктатуры в Бразилии начинается в середине 1970-х, после десятилетия жестких репрессий, физического уничтожения сотен противников режима, запрета оппозиции, преследований и поражения в правах политиков, интеллектуалов, профсоюзных деятелей. Внутренняя трансформация режима, его открытие (по-португальски – apertura) стали результатом нескольких взаимосвязанных процессов, которые через 10 лет привели к восстановлению политической демократии.

Убийство Владимира Герцога и, главное, жесткая реакция на него и части общества, и части правящих групп стали переломным моментом в движении за политическую демократию в Бразилии

По мере того как в результате нефтяных шоков 1970-х и долгового кризиса начала 1980-х годов выдыхалось бразильское экономическое чудо, усиливалась эрозия правящего блока, сокращалась поддержка режима среди предпринимателей и ряда крупных политиков, которые участвовали в военно-гражданском перевороте 1964 года. Одновременно в стране нарастает и ширится оппозиционное демократическое движение, включающее студентов, интеллектуалов, неправительственные организации, ассоциации адвокатов, журналистов, влиятельную часть епископата католической церкви. Первая массовая демонстрация противников авторитарного режима состоялась 31 октября 1975 года на площади перед кафедральным собором в Сан-Паулу в знак протеста против убийства спецслужбами журналиста Владимира Герцога. Это убийство и, главное, жесткая реакция на него и части общества, и части правящих групп стали переломным моментом в движении за политическую демократию в Бразилии. В 1979 году это движение добивается, во-первых, политической амнистии, которая позволила тем, кто был поражен в правах или находился в вынужденной эмиграции, включиться в легальную политику. А во-вторых, добивается легализации политических партий. До этого в Бразилии были разрешены только проправительственный Альянс национального обновления и официально оппозиционное Бразильское демократическое движение.

https://slon.ru/images/photos/cfac39dc7beab766280e2fa5185b766c.jpeg
Фернандо Энрике Кардозо и Луис Игнасио Лула да Силва

Параллельно и в тесной связи с демократическим движением в Бразилии набирает силу массовое рабочее движение, которое возглавили профсоюзы, созданные в 1970-х годах на автосборочных предприятиях промышленного пояса Сан-Паулу – на заводах «Форд», «Дженерал Моторс», «Фольксваген» (главный мотор бразильского экономического чуда). Возникшие на волне форсированной индустриализации и не связанные ни с государством, ни со старым политическим руководством левых партий, профсоюзы проводят в 1978–1980-х годах серию успешных забастовок, включая общенациональную, и становятся центром оппозиционного движения. На его основе в это же время формируется и превращается в одну из ведущих оппозиционных сил новая левая Партия трудящихся. Рабочие и профсоюзные деятели не чувствовали себя изолированными: ненасильственное забастовочное движение активно поддержали средний класс, интеллектуалы, священники, журналисты, не говоря уже о студентах. Иначе говоря, социальные требования рабочих стали в Бразилии органичной частью борьбы за демократию, против диктатуры.

Очень важно, что эту связь хорошо понимали политики и интеллектуалы, которые пользовались наибольшим авторитетом в демократическом движении и в значительной мере определяли его цели и методы. Демократическая оппозиция, как позже напишет будущий президент Бразилии Фернандо Энрике Кардозо, выступала как против авторитаризма, так и против концентрации богатства и привилегий. Участвуя с середины 1970-х годов в избирательных кампаниях разрешенной оппозиции, лидеры демократического движения отстаивали требования профсоюзов (достойный уровень заработной платы, перераспределение доходов, право на забастовку), а также права наиболее угнетенных и дискриминируемых слоев населения страны: женщин, чернокожих,
индейцев. Равнодействующая демократического движения была скорее социал-демократической, чем либеральной, при этом участвующие в нем силы сохраняли независимость и самостоятельность.

Характерный разговор состоялся в 1978 году во время избирательной кампании по выборам в сенат между двумя будущими президентами Бразилии: университетским профессором, социологом Фернандо Энрике Кардозо и рабочим, профсоюзным лидером Луисом Игнасио Лулой да Силвой. Кардозо, выдвинутый кандидатом от Сан-Паулу, приехал в Сан-Бернардо, цитадель новых профсоюзов, и спросил Лулу, почему тот решил его поддержать. «Потому что вы не действуете как другие; не поучаете рабочих, что им делать, и не называете себя сенатором от трудящихся», – был ответ, который недвусмысленно указывал на стремление Лулы сохранить самостоятельную политическую позицию. Упорство в ее отстаивании и привело его через четверть века, в 2003 году, на президентский пост.

Важно отметить, что ни тот ни другой не только никогда не сотрудничали с авторитарным режимом, но и были его открытыми противниками. Кардозо в 1968 году был поражен в правах и вынужден был уехать из страны. После возвращения ему по-прежнему было запрещено преподавать в университете, и он основал свой собственный научный центр, занимавшийся анализом экономики, общества и политического режима в Бразилии. «Когда так называемые органы безопасности схватили меня в 1975 году, надели на меня капюшон, угрожали мне пытками, допрашивали меня, сменяя друг друга в течение многих часов, хотя я не догадывался о причине и не знал фактов и обстоятельств, о которых меня спрашивали, – пишет Кардозо в своих воспоминаниях. – …Я пришел к выводу, что слово и текст имеют большее значение, чем я мог вообразить: я стоял перед двумя страшными людьми из DOI-CODI, только из-за того, что я писал и говорил о Бразилии и выступал против военного авторитаризма, не предпринимая прямых политических действий». Лула был арестован в 1981 году, провел в тюрьме несколько месяцев и был оправдан судом под давлением общественного мнения.

«Когда так называемые органы безопасности схватили меня в 1975 году, надели на меня капюшон, угрожали мне пытками, допрашивали меня, сменяя друг друга в течение многих часов... я пришел к выводу, что слово и текст имеют большее значение, чем я мог вообразить»

В результате этих движений и процессов возникло мощное, жизнеспособное гражданское общество, включающее различные социальные движения: религиозные группы и низовые христианские общины, правозащитные и студенческие организации, союзы адвокатов и ассоциации журналистов, критически настроенных интеллектуалов, недовольный средний класс. Карликовые оппозиционные издания, действовавшие в условиях цензуры, постепенно раздвигали границы свободы для большой прессы. В стране, находящейся под авторитарным контролем, формировалось демократическое пространство. Именно в этих условиях участие демократической оппозиции в выборах, проводившихся по установленным режимом правилам, обретало смысл: «разрешенная оппозиция» превращалась в реальную. Открывалась возможность для последовательной дезинтеграции авторитаризма, включая в этот процесс правящие группы, которые занимали все более критическую по отношению к власти позицию.

https://slon.ru/images/photos/dd1a34aa9e1ba174529be1b547a66d3f.jpeg
Демонстрация протеста с требованием прямых президентских выборов, Сан-Паулу, апрель 1984

Кульминацией процесса, объединившего гражданское общество, политическую оппозицию и часть правящих слоев, стала массовая кампания за проведение немедленных прямых выборов президента в 1983–1984 годах. Эта кампания не увенчалась успехом, но ее очевидным результатом стала победа оппозиционного кандидата на непрямых выборах, проведенных коллегией выборщиков в 1985 году.

Пакт элит: борьба, а не сделка

Даже столь схематического очерка достаточно, чтобы почувствовать, насколько неадекватно понятие «пакт элит» для описания процесса, приведшего к восстановлению демократии в Бразилии. Представление ряда российских либеральных публицистов о том, что суть этого процесса заключалась в простом отказе бразильского правящего класса от услуг военных по управлению страной, является в корне неверным. Для того чтобы это произошло, необходимо было наличие мощного внесистемного оппозиционного движения, включавшего социальные требования низов, большинства населения. Иначе говоря, нужна была сила и постоянное давление, которые неуклонно подталкивали властные группы к компромиссу с оппозицией. Трансформация авторитарного режима в Бразилии – это история десятилетней борьбы общества за демократию, а не закулисная сделка внутри правящего блока.

Более того, демократия стала делом всего общества, а не только его активного либерального меньшинства. В обществе, по словам Кардозо, «действовали мощные движения, которые, независимо от желания и часто не зная этого, готовили почву для возвращения к демократии. Борьба против диктатуры, страдания в пыточных камерах, сопротивление сначала карликовой, а затем и большой прессы. Студенты, интеллектуалы, нонконформистски настроенные религиозные деятели, рабочие и их лидеры, забастовки, стремление всего народа к свободе – результатом всего этого стала Конституционная ассамблея (1986 года. – Т.В.).

Трансформация авторитарного режима в Бразилии – это история десятилетней борьбы общества за демократию, а не закулисная сделка внутри правящего блока

Этот процесс привел к появлению новых лидеров на национальной общественной сцене <...> и дал возможность для обновления некоторым лидерам предыдущего поколения. Прежде всего этот процесс позволил укорениться демократическим институтам в Бразилии, открыв пространство для улучшения страны». Будучи завоеванными, а не полученными в дар от власти, демократические институты в Бразилии не только выстояли, но и укрепились в течение последующих 30 лет крайне непростой истории страны.

Россия vs. Бразилия: различия

В какой мере применим бразильский опыт «пактированного перехода» к демократии к современной России? Понятно, что прямые аналогии неуместны, у каждой страны своя историко-культурная специфика. В частности, в Бразилии нет имперской традиции и она не переживала имперские фантомные боли, которые столь успешно используются режимом Путина в России. Кроме того, установление военно-гражданской авторитарно-бюрократической диктатуры в
1964 году в Бразилии, хотя и являлось следствием сложных внутренних процессов и противоречий социально-экономического развития, не было результатом разложения тоталитарного режима, как это происходит в России. По этим двум параметрам путинский режим, конечно, уникален. Но это не означает, что он уникален и по всем остальным характеристикам. Напротив, практически все элементы, из которых этот режим сложен, хорошо известны из опыта других стран, в частности латиноамериканских.

Сравнение с бразильским опытом показывает, что для успешного постепенного перехода к демократии у нас отсутствуют важнейшие условия. Гражданское общество в России, несмотря на очевидные успехи последнего десятилетия, все еще слабое и фрагментированное. Его воздействие на политическую систему ничтожно, несопоставимо по силе с тем, каким оно было в Бразилии. Демократическое движение в России еще слабее, оно пока не в состоянии оказывать сколько-нибудь заметное влияние на соотношение сил в правящем блоке, подталкивать, как это было в Бразилии, связанные с авторитарным режимом группы к заключению компромисса с оппозицией. Политическая оппозиция не только слаба и плохо структурирована, но, что гораздо важнее, на мой взгляд, не способна пока включить социальные требования большинства населения в демократический антиавторитарный проект. В Бразилии демократические силы и лидеры не считали, что свободный рынок автоматически решает социальные проблемы и ведет к стабильной демократии (путем создания среднего класса). Напротив, они выступали за сокращение путем перераспределения вопиющего неравенства в доходах, являвшегося, как и в России, результатом экономической политики авторитарного режима .

В России в демократическом лагере преобладают либералы-рыночники, и тому есть свои причины. Это связано, в частности, с тем, что тоталитарный режим был облечен в России в левые идеологические одежды. Однако это не снимает проблемы: без включения в повестку дня социальных требований большинства населения и, прежде всего, зависимых слоев – государственных служащих, бюджетников, пенсионеров. Без представительства их интересов демократическое движение будет обречено оставаться верхушечным и потому – слабым. Большинство российских либералов, включая самых уважаемых из них, считают переход к демократии делом активного меньшинства, которое должно повести за собой остальное общество. (См. выступление Михаила Ходорковского 24.03.2015.)

В Бразилии демократические силы и лидеры выступали за сокращение путем перераспределения вопиющего неравенства в доходах, являвшегося, как и в России, результатом экономической политики авторитарного режима

Гораздо более вероятно, однако, что большинство по-прежнему будет выступать базой поддержки власти, хотя и пассивной, – борьба за демократию так и останется для большинства пустым звуком. Строго говоря, мы это уже проходили в 1990-х: большинство населения не получило тогда сколько-нибудь эффективных политических каналов и институтов отстаивания своих прав. Именно поэтому это большинство с полным безразличием отнеслось потом к свертыванию демократических институтов.

Именно благодаря политическим каналам представительства социальных интересов большинства демократизация в Бразилии стала необратимой. Важно подчеркнуть, что эти каналы возникали в ходе совместной борьбы – Кардозо и Лула боролись с режимом каждый со своей стороны, но при этом сознательно объединяли усилия и поддерживали друг друга. Это потом, после восстановления демократии, они разошлись по своим квартирам, стали политическими противниками и соперниками в борьбе за президентский пост.

Без сильного демократического движения, которое бы отстаивало широкие социальные требования и подталкивало бы связанные с режимом властные группировки к союзу с оппозицией, пакт элит возможен только как дворцовый переворот. Отсутствие такого движения в современной России не означает, однако, что оно не может быть создано. Несмотря на репрессии, драконовские законы и постоянное давление, гражданское общество в России существует – и как организации, и как конкретные люди. Разнообразный опыт частного и общественного сопротивления авторитарному режиму, в том числе и неуспешный, поистине бесценен. Только так может создаваться и расширяться демократическое пространство в стране, находящейся под авторитарным контролем.

Россия vs. Бразилия: сходства

Пространство свободы в России, в частности в СМИ, все еще несопоставимо шире, чем то, с которого начинался демократический процесс в Бразилии. Политическая оппозиция, как показал опыт антивоенных демонстраций 2014 года, способна организовать выход на улицу десятков тысяч людей. После убийства Бориса Немцова на протестную демонстрацию вышло существенно больше людей, чем за сорок лет до этого на демонстрацию в Сан-Паулу против убийства Владимира Герцога. Бразильское демократическое движение смогло превратить возмущение этим убийством в поворотный момент в движении к демократии.

Есть сегодня в России и полный аналог бразильской ситуации конца 1970-х – протесты и забастовки на автосборочных предприятиях транснациональных компаний. Удивительно, но даже список этих компаний практически тот же самый: «Форд», «Дженерал Моторс», только «Пежо-Ситроен» вместо «Фольксвагена»

И последнее, но отнюдь не по важности. Экономический кризис, сокращение социальных расходов государства, инфляция, падение доходов населения и рост безработицы на наших глазах разрушают путинский социальный контракт. Однако я не думаю, что рост цен и падение жизненного уровня могут автоматически, сами по себе привести к значимым социальным протестам и тем более к перерастанию этих протестов в политические. Для этого нужен, во-первых, всеобщий предлог, во-вторых, политическая сила, способная этот протест возглавить.

Есть сегодня в России и полный аналог бразильской ситуации конца 1970-х – протесты и забастовки на автосборочных предприятиях транснациональных компаний. Удивительно, но даже список этих компаний практически тот же самый: «Форд», «Дженерал Моторс», только «Пежо-Ситроен» вместо «Фольксвагена». Рабочее забастовочное движение в Бразилии также поднялось в условиях кризиса, падения темпов экономического роста, инфляции и локаутов.

Путь к демократии в России в любом случае проходит через создание массового демократического и социального движения. Чем более сильным и влиятельным будет это движение, тем более вероятной будет возможность мирного, постепенного возвращения к демократии. Только организованное демократическое и социальное движение может предотвратить спонтанные, разрушительные выбросы народного недовольства, которое в отсутствие такого движения может действительно открыть дорогу нацизму. Эти рассуждения кажутся самоочевидными, но в ответ обычно звучит: «У нас нет на это времени, катастрофа надвигается, и только изменение ситуации наверху может предотвратить ее. Сейчас не до того!»

Хочется напомнить, что всегда было не до того: в начале 1990-х надо было срочно захватывать власть и создавать рынок, используя в качестве подручных орудий структуры того самого государства и той самой власти, которую собирались разрушить. В результате не получилось ни демократии, ни нормального рынка. Не было времени и в конце 1990-х: пришлось прибегнуть к помощи Путина, от которого ждали, что он обеспечит единство и управляемость страны и, опять-таки, создаст условия для расцвета рынка. Так, в постоянной спешке и под давлением краткосрочной целесообразности, прошли четверть века, которые не только были потеряны, но и отбросили Россию в социальном, культурном и человеческом отношении далеко назад по сравнению с тем, где она находилась на рубеже 1980–1990-х годов.

В марте 1985 года Россия (тогда СССР) и Бразилия стартовали с близкого уровня экономического и политического развития. Поразительно, насколько разными оказались траектории и результаты прошедшего тридцатилетия для государства и общества в обеих странах. Может быть, нам следует наконец перестать спешить и делать свое дело независимо от того, какой нам отпущен срок – год-два или десять лет?

https://slon.ru/posts/49946

0

4

Шульман: выбирает преемника Путина и обижает всех

АВТОР Ещёнепознер
еженедельные беседы с интересными героями

Екатерина Шульман — публичный интеллектуал, женщина очень умная и красивая. Смотреть на неё и слушать её можно (и нужно) бесконечно: в этом смысле она сравнима только с океаном. С океаном, который каждую единицу времени заставляет удивляться и восхищаться.

О чем это интервью:

00:37 Шульман — будущий президент России по версии фейсбука. Что она об этом думает?
01:56 Предлагали ли Шульман пойти на выборы по-настоящему?
02:20 Женщина-президент — это возможно?
03:19 Маршал Жуков и Штирлиц — идеальные лидеры России по версии народа. Почему?
06:20 Какой президент сейчас нужен России и кто из популярных героев мог бы им быть?
09:19 Трансформация общественного запроса к власти — как она происходит?
10:20 Сила или справедливость — что важнее для власти? Культ Сталина: «Чем больше поубивал, тем больше восхищаемся»
12:20 Кто из действующих политиков точно не подходит на роль президента; военные и гражданские
14:18 Основной избиратель в России — кто он?
15:10 «Губернаторы Никитины»
16:53 Причины многочисленных скандалов с чиновниками
17:45 Уровень толерантности к России как неоцененная добродетель
18:11 Арест Улюкаева — почему он всем понравился?
18:44 Какой президент нужен России в 2024-м?
22:02 Чем хорош и плох преемник Сергей Собянин?
26:50 Дмитрий Медведев — а что с ним так и не так?
29:50 Расследование Навального — действительно удар по Медведеву?
30:57 Будут ли выборы в 2024-м? Проблема слова «подряд» в конституции
34:20 «Мир с нулевой суммой»; какие варианты возможны на следующих президентских выборах для Путина
38:35 Возможно ли повторение «крымского фокуса»
39:02 Оппозиция в России — какая она?
40:24 Как Шульман относится к Навальному и каков его план?
43:03 Как работает российская электоральная машина; схема «Белоснежки и семи гномов»
46:08 Имеет ли значение число участников митингов и нужно ли «брать власть снизу»
48:11 Насколько популярно в России националисты, западники, лоялисты и все остальные
50:40 Несформировавшаяся оппозиция; возможно ли сотрудничество с властью
54:38 Приход Медведева к власти — разрушительный опыт для «силовиков»?
55:39 ФСБ как единственная политическая сила в России; конкуренция силовых кланов
56:55 Арест Улюкаева — что он изменил и что значил?
58:19 Власть спецслужб — как она выглядит?
1:02:34 Книги выпуска
1:04:00 Гадание на Летове

https://echo.msk.ru/blog/eshenepozner/2388491-echo/

0

5

«Подберут человека»: что думают российские избиратели о проблеме-2024

Как показывают социологические исследования, и сторонники, и противники нынешних властей уверены в их способности найти «правильного» преемника в 2024 году, но не исключают и фактического продления полномочий Владимира Путина

Большинство россиян мало думают о будущем. Они плохо ориентируются в политическом календаре, немногие смогут с ходу правильно назвать дату следующих президентских выборов. Спрашивать людей о событиях, которые должны произойти через пять-шесть лет, — дело неблагодарное. Впрочем, это не значит, что говорить на эти темы невозможно в принципе. Хороший повод обсудить возможные сценарии российской политической жизни предоставляют события в других странах, которые наши соотечественники волей-неволей примеряют на себя. Поэтому отставка президента Казахстана и смена власти на Украине дают достаточно пищи для размышлений о выборах президента России в 2024 году.

Два сценария

Участники проведенных Левада-центром в конце апреля фокус-групп (москвичи, разделенные в зависимости от возраста и от своего отношения к Владимиру Путину) в основном обсуждали два главных сценария: либо президент никуда не уходит и продолжает оставаться на своем посту, либо уходит и назначает себе преемника. Приверженцев первого сценария много как среди сторонников, так и среди противников Путина, но аргументируют они свою позицию по-разному. По мнению сторонников, нынешний президент не доделал все дела, полон сил и «никуда не собирается». Кроме того, они отмечают, что заменить Путина все равно некем — на горизонте еще не появилось сравнимой по масштабу «харизматической личности».

Противники Путина, которые не верят в его уход, также называют множество причин: властолюбие, зависимость от окружения, для которого президент является комфортной фигурой. В этой логике Путин, как и любой другой политик на его месте, будет «держаться до последнего».

И апологеты, и скептики совершенно не верят в досрочный уход. Первые воспринимают такой шаг как слабость, почти как предательство: пусть отработает, а уже потом уходит! Вторые склонны считать, что в России вообще никто никогда от власти не отказывается по доброй воле. Поэтому условный ельцинский вариант 1999 года считают вероятным лишь немногие.

Похоже, что далеко не все респонденты догадываются о существовании каких-то конституционных ограничений для выдвижения Путина на новый срок. Участие действующего президента в очередных выборах многими воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Среди тех, кто говорил о возможности ухода Владимира Путина, преобладало мнение, что такое может случиться только по состоянию здоровья. А иначе какой смысл ему уходить? Согласно другому мнению, отставка возможна, если за оставшиеся несколько лет президент наделает серьезных ошибок в социальной сфере. Некоторые предпосылки к такому исходу есть: непопулярная пенсионная реформа, падение доходов населения. Но в реальность такого исхода событий люди верят мало.

Переезд из Кремля

В случае ухода наиболее вероятным респондентам кажется «казахский вариант», когда президент выбирает преемника и сохраняет рычаги управления. «Украинский сценарий» сегодня респондентами исключается как маловероятный. Большинство участников фокус-групп считают, что в России оппозиционный кандидат не сможет победить на выборах действующего президента или его преемника. Такое мнение во многом базируется на восприятии событий на Украине. Доминирует представление, что там голосовали не за Владимира Зеленского, а против Петра Порошенко, потому что устали «от войны, нищеты и коррупции», «им было главное, чтобы власть сменилась». Как уже упоминалось, в России такой вариант, по общему мнению, возможен только в случае социальной катастрофы, если авторитет власти сильно упадет и сама она допустит к участию в выборах реальных кандидатов. Сегодня такой сценарий большинству кажется нереальным.

И сторонники, и противники Путина сходятся на том, что наиболее вероятным способом передачи власти станет назначение преемника: «Подберут нам приличного человека, и мы за него проголосуем». Этому сопутствует общая уверенность, что решение о преемнике будет приниматься где угодно, только не на выборах. При этом сторонники Путина приветствуют такую схему, потому что «доверяют мнению президента». В преемнике они видят гарантию, что «не будет хуже», что новый человек «ничего не сломает», «продолжит политику Путина», «сбережет то, что есть». Все эти аргументы сильно напоминают мотивы людей, голосовавших в 2008 году за Дмитрия Медведева.

Многие противники Путина тоже соглашаются, что преемника сначала назначат, а потом изберут на всенародных выборах. Однако в их словах сквозит обреченность: «все решат за нас», «нас никто не спросит». Демократическая смена власти, по их мнению, возможна только в «цивилизованных странах», а мы до этого уровня не доросли.

И апологеты, и скептики нынешнего политического порядка сходятся в том, что после назначения преемника ничего не изменится.

Если не Путин

При обсуждении кандидатуры возможного преемника чаще других звучит имя Дмитрия Медведева. Объяснения этому дают следующие: во-первых, он уже был президентом, а значит, обладает необходимым опытом и Путин ему доверяет. А во-вторых, сам факт, что Медведев занимает пост премьер-министра, увеличивает его шансы на президентское кресло.

Вслед за Медведевым называют других политиков — в соответствии с рейтингом доверия. Чаще других звучит имя министра обороны Сергея Шойгу — он в списке сразу после президента, реже — главы МИДа Сергея Лаврова, мэра Москвы Сергея Собянина или коммуниста Павла Грудинина. Сильной стороной Шойгу является его принадлежность к армии, Собянин хорош тем, что «навел порядок» в столице, показал себя «крепким хозяйственником». Грудинин считается успешным бизнесменом и хорошим управленцем. Эти фигуры демонстрируют черты, которые должен иметь идеальный кандидат в президенты. А вот Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов воспринимаются как вечные оппоненты власти на выборах и в числе преемников не рассматриваются.

Многие считают, что преемником станет вообще неизвестный человек, которого мы не знаем или не замечаем, так как он не находится на первых позициях. Респонденты ссылаются на собственный опыт: ни Путина, ни Медведева они тоже сначала не знали. А значит, и на этот раз может быть так же: «За год до выборов появится человек, абсолютно новый, не приевшийся, причем грамотный, и все будет шикарно»; «свежего достанут» или «как бы свежего». Это обязательно будет «приличный», «достойный» человек, которого нам «подберут». По мнению респондентов, им может стать выходец из спецслужб или военный. Обязательно с опытом государственного управления — губернатор, региональный руководитель или советник.

По общему представлению, преемником непременно должен стать мужчина, а лучше «работящий мужик». Женщина просто не справится, потому что «масштаб страны очень большой», российская политика жесткая, да и на мировой арене нельзя давать слабину. Поддержка Путина обязательно сыграет преемнику в плюс — так думают даже те, кто не поддерживает нынешнего президента, но признает его популярность у большей части населения.

Возможно все

Следует подчеркнуть, что оба основных сценария — «Путин остается» и «Путин уходит, но оставит преемника» — воспринимаются достаточно спокойно. Большинство респондентов готовы принять его выдвижение на новый президентский срок, потому что или не знают о существовании каких-то ограничений, или смирились с тем, что от их мнения все равно ничего не зависит.

Сторонники президента склонны преувеличивать негативные последствия его ухода, особенно на мировой арене. По их мнению, в международных делах Путин завоевал такой авторитет, что на его фоне любой новичок будет выглядеть скромнее. Среди апологетов президента есть и те, кто считает, что в случае ухода Путина стране грозит развал, но они в явном меньшинстве. Скорее преобладает настроение, что после Путина будет «похуже», но никакой катастрофы не случится. Скептики горевать о президенте тем более не собираются.

Получается, что в России в прямом соответствии с известной фразой Владимира Зеленского «все возможно». Только в нашем контексте слова украинского президента приобретают иной смысл. В России возможно все, что предложит власть, потому что большинство избирателей заранее согласны с этим предложением.

Об авторах

Денис Волков
социолог Левада-центра

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/14 … rom=center

0