Банковские приложения для мобильника: какие они бывают и как ими пользоваться
01 октября 2012
Владельцы смартфонов сегодня больше, чем просто обладатели «навороченных» телефонов, – это понятно всем. К их услугам и доступ во Всемирную сеть, и вагон и маленькая тележка полезных и не очень приложений. Однако на этом возможности карманных помощников не исчерпываются. Благодаря бурному развитию информационных технологий сегодня каждый пользователь при желании может стать «сам себе банкиром», уверяют создатели многочисленных финансовых приложений для мобильников. Этот сервис пока только набирает популярность и еще не стал повсеместно применяемым в нашей стране. О том, как пользоваться банковскими приложениями для мобильного телефона, их видах и последних тенденциях в мире IT и финансов рассказали эксперты рынка.
Цифровая вселенная
В условиях динамичного расширения проникновения сети Интернет, в том числе роста использования мобильного доступа (аудитория мобильного Интернета оценивается более чем в 20 млн человек), сектор дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и непосредственно сегмент мобильного банкинга (классификацию принято проводить в соответствии с типом информационных систем и программно-аппаратных средств, используемых для осуществления операций) развивается очень активно, утверждает аналитик ИК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Итак, мы живем в мире, где крупнейшие банки наперебой стали предлагать своим клиентам мобильные приложения, которые позволяют получить доступ к информации о продуктах и счетах, а также совершать переводы и платежи. «Для использования мобильного банка требуется подключить услугу и скачать приложение на телефон, построенный на операционных системах iOS, Android, Wp7, Java и т. д. – рассказывает начальник управления развития клиентского обслуживания Банка Хоум Кредит Илья Боровов. - Некоторые банки сегодня предоставляют сервисы на нескольких платформах, например, наш банк сегодня поддерживает iOS, Android, и в самое ближайшее время появится приложение для Windows phone 7». Особенных отличий у банковских приложений нет, кроме интерфейса и количества доступных операций. Как предупреждает директор департамента продаж и продуктов «Росгосстрах Банка» Вилен Ли, традиционно разрабатываемые банками приложения для мобильных операционных систем имеют ограниченный набор функций и в большинстве случаев не могут стать полноценной заменой интернет-банкингу.
Спектр возможностей
Тем не менее не только финансовый рынок, но и вся цивилизация сегодня движется в направлении все большей мобилизации. Количество пользователей смартфонов постоянно растет – эти устройства становятся неотъемлемыми спутниками современного человека. Каждая кредитно-финансовая организация сегодня сама выбирает, стоит ли ей развивать мобильный банкинг или же направить силы в другое русло.
Самый распространенный и востребованный вид мобильного приложения – это совокупность информационных сервисов с возможностью заходить в личный кабинет, в котором пользователь может просматривать баланс, выписки и совершать привычные платежи. Помимо классических сервисов – оформление депозита или отслеживание состояния счетов, кредитно-финансовые организации готовы предоставлять и дополнительные услуги для пользователей смартфонов. По мнению менеджера по инновациям Промсвязьбанка Артема Гнатюка, специализированных банковских приложений достаточно много. Они могут быть абсолютно разного назначения, начиная от распространенных геолокаций, т. е. поиска ближайшего банкомата или отделения, и заканчивая полноценными мобильными банками, генераторами разовых ключей, QR-ридерами. Созданы и специализированные приложения для юридических лиц. Однако у них функционал несколько отличается от приложения для частных клиентов. «Существует несколько видов приложений для мобильных телефонов, одни из них - информационные, позволяющие пользователю подобрать ближайший офис или банкомат, магазины со скидками по пластиковым картам, прочитать последние банковские новости, – развивает тему менеджер по развитию сервисов ДБО Абсолют банка Ирина Клиняева. - Главное условие для работы приложения – это наличие Интернета. Программа сама определит местоположение и подберет то, что нужно клиенту, в максимальной близости от него».
Для входа в личный кабинет клиенту потребуются логин и пароль, которые он может получить в отделении, а в некоторых банках можно заказать их по телефону или через интернет-банк. «Пока несколько реже встречаются более сложные сервисы, например брокерские инструменты – приложения, позволяющие клиентам банка или инвестиционной компании осуществлять операции на фондовой бирже, – отмечает Максим Клягин. - Такие услуги в рамках именно мобильного обслуживания клиентов сейчас предоставляют только самые крупные финансовые компании». Пока не очень широко распространены и такие дополнительные сервисы, как мобильные платежи по технологии NFC с использованием средств банковского счета или мобильного счета в качестве платежного, в том числе для оплаты транспортных услуг. Только начинают развиваться и такие технические новинки, как портативные POS-терминалы или приложения, выполняющие аналогичную функцию и работающие на базе смартфонов, что позволяет пользователю самостоятельно осуществлять прием безналичных платежей с использованием банковских карт. Но в ближайшее время, полагает эксперт, такие решения, конечно, будут развиваться очень динамично.
Варианты действий
Начальник управления автоматизации обслуживания клиентов департамента информационных технологий Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Антон Туржанский все приложения для мобильных устройств условно разделил на две большие группы – приложения для классических мобильных телефонов и приложения для смартфонов и планшетов. Для первой группы либо создаются встраиваемые в SIM-карты операторами связи клиент-банки и информационный WAP-банкинг, либо используются предоставляемые крупными игроками мобильного рынка приложения на Java (мобильный Java-клиент). Вторая группа наиболее перспективна и динамично развивается. Яркими представителями в ней являются клиент-банки для iPhone/Android, КПК. Последний вариант обычно запускают через мобильный браузер Opera, и он представляет собой облегченную версию стационарного интернет-клиента.
Пользоваться мобильными приложениями чрезвычайно просто. Антон Туржанский выделяет три основных способа получения программного обеспечения (ПО) от предоставляющего мобильные каналы доступа банка:
1. Скачивание и установка Java-приложения в телефон с корпоративного сайта банка.
2. Скачивание и установка мобильного приложения с магазинов приложений Apple AppStore/Google Play Market.
3. Непосредственная работа с упрощенным https://-сайтом банка без скачивания и установки ПО.
Функционал всех мобильных клиент-банков практически полностью повторяет возможности своего стационарного «старшего брата», за исключением некоторых сервисных функций. Механизмы работы с авторизацией транзакций используются те же, что и в стационарном интернет-банкинге.
Интерфейс мобильного ПО прост и интуитивно понятен, тем не менее крупнейшие банки на своих корпоративных сайтах размещают памятки и инструкции пользователя, поэтому клиент не испытывает никаких неудобств при работе с мобильными приложениями. В исключительных случаях для дистанционного обучения потребитель всегда может воспользоваться возможностью позвонить в центр сопровождения ДБО банка.
Понятный и деловой
В качестве примера современного приложения для смартфонов iPhone можно рассмотреть «Сбербанк ОнЛ@йн». В конце весны этого года крупнейший банк нашей страны представил этот сервис своим клиентам на конференции «Next Great App: Будущее мобильных приложений». Уже за первые сутки данное приложение вышло на первое место по количеству скачиваний в финансовой категории. А через полторы недели пользователи скачали данную версию более 14 500 раз и загрузили более 116 600 обновлений. Помимо наличия всех привычных клиентам операций и возможностей, с помощью «Сбербанк ОнЛ@йн» можно осуществить уникальную на российском рынке функцию – перевести деньги со счета на счет в режиме онлайн меньше чем за секунду. Клиент, указывая номер мобильного телефона получателя платежа, если банковский счет последнего зарегистрирован в системе «Мобильный банк», переводит деньги на его счет.
Среди других возможностей можно обнаружить и поиск ближайшего банкомата, и перевод денег клиентам Сбербанка по номеру карты, и перевод денег частным лицам в другой банк России, открытие счетов, блокировку карты в случае утери. Данная версия приложения «Сбербанк ОнЛ@йн» доступна на App Store (магазин приложений компании Apple). Сбербанк намерен обновлять приложение несколько раз в год. Новая версия приложения доступна всем держателям международных банковских карт Сбербанка. Для его использования достаточно получить идентификатор пользователя и пароль. Это можно сделать в любом устройстве самообслуживания Сбербанка. Идентификатор можно получить в контактном центре Сбербанка, пароль – через «Мобильный банк». В общем, удобное и понятное в обращении приложение.
В наше время смартфон уже давно не роскошь, а средство соединения со всем миром – именно так хочется перефразировать известный афоризм в свете всех описанных экспертами тенденций. С помощью информационных технологий финансовые возможности каждого банковского клиента преодолевают ограничения и времени, и пространства. Интересуйтесь, скачивайте, устанавливайте и пользуйтесь на здоровье. Постигайте этот захватывающий мир новых возможностей и уникальных связей, будьте открыты новому опыту и качеству жизни, которое они принесут вам.
РБК.Личные Финансы Петр Сенчук