Уютная Россия. Конструктор государственных реформ
Роман Доброхотов
Сегодня и власть с ее обновленным правительством, и оппозиция с ее новыми политическими партиями пытаются предложить свою программу модернизации и реформирования тех или иных сфер государственной политики. Slon решил помочь и тем, и другим, собирая в своем «Позитивном конструкторе» предложения от наиболее известных экспертов в своих областях о том, какие реформы следует провести в интересующей их сфере. Каждую неделю Slon будет публиковать несколько перечней реформ по тематическим блокам. Сегодня мы конструируем новое российское образование и науку. Slon не возражает против использования получившейся программы российскими чиновниками или оппозиционными политиками.
Реформа школьного образования
Ефим Рачевский заслуженный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548, член Общественной палаты, член Межведомственной рабочей группы по национальному проекту «Образование»
Снизить нагрузку
Сегодня школа – особенно старшая школа – перегружена потоками информации. Те, кто составляет эти программы, пребывают в иллюзии, что в школе можно изучить и запомнить всю информацию, накопленную человечеством. В результате у нас значительное число школ вынуждены работать по 6-дневной системе и дети изучают в старших классах до 19 предметов. Эта нагрузка чрезмерна. До 9 класса то знание, которое получают ученики, – это кругозорное знание, которое знакомит их с общей культурой в разных областях. После 9 класса идут уже углубленные специальные знания, и тут надо дать выбор ученику, а не вываливать на него все сразу. Оптимально для восприятия – не 18–19 предметов, а 8–10, а учебных дней должно быть 5. То есть если курс химии до 9 класса должен быть обязательным, то в старших классах он должен предназначаться только тем, кому он интересен. Иначе в условиях перегруженности ученики просто теряют интерес к обучению как таковому.
Больше самостоятельного анализа
Надо ориентировать школьное образование, особенно в старших классах, на развитие навыков самостоятельного поиска информации и ее анализа. Частое возражение против снижения избыточной нагрузки – «а что если после окончания школы выпускник поймет, что ему все-таки нужна химия, а он от нее отказался в старших классах». Вот для этого и надо учить школьников самостоятельно добывать знания. В условиях развитого интернета получить доступ к информации можно и без школы, а вот научить эффективно работать с этой информацией самостоятельно – это уже задача школьного образования.
Целевая поддержка проблемных школ
Необходимо, чтобы государство научилось выявлять проблемные школы и работать с ними целенаправленно. Критериями для оценки степени проблемности могут быть и результаты ЕГЭ, и, например, востребованность школы семьями (сегодня родители могут записывать ребенка не только в свою районную школу, поэтому по уровню спроса тоже можно судить об уровне школы). Причины неуспешности могут быть разными, и в зависимости от них разными должны быть меры. Если слаба управленческая составляющая, плохой менеджмент – надо менять директора. А может быть директор и педагоги прекрасные, но сама школа находится в ужасном и труднодоступном месте – надо рассмотреть ситуацию о переносе школы с тем же номером и сотрудниками в другое место. А может быть, здание построено 80 лет назад, в нем воняет, течет кровля – надо выделить деньги на ремонт. Нередки случаи, когда после банального ремонта, строительства спортивных площадок и прочего удается серьезно повысить приток детей. Может быть ситуация, когда в школе значительная часть учащихся – дети мигрантов, для которых русский язык не является родным, – значит, надо выделить дополнительные средства, чтобы помочь им овладеть русским. Иными словами – должна быть отлаженная система выявления проблемных мест и целевого реагирования на них.
Интерактивные учебники
Необходимо поработать над нашими учебниками, которые сегодня ориентированы на «репродуктивную» систему преподавания в школах (то есть получил информацию – повторил ее и забыл), в то время как они должны стимулировать учеников к самостоятельному поиску, исследованию, анализу. То есть должно быть больше интерактивных приложений, больше отсылок к источникам в сети и т.д.
Обновление педагогов
В школу должно прийти новое поколение педагогов. Но сегодня мы видим, что зачастую учителя преклонного возраста продолжают работать только потому, что их пенсия очень мала, и они продолжают преподавать, просто чтобы зарабатывать на жизнь. Конечно, бывают случаи, когда и 70-летний учитель даст фору молодым, но нередко бывает, что директор ждет не дождется, когда уже наконец учитель уйдет на пенсию. Решением здесь может быть принятие выдвинутого Дмитрием Медведевым предложения о переводе всех учителей, достигших пенсионного возраста, на срочный трехлетний контракт. Это позволит дать дорогу молодым и обновить кадровый состав.
Реформа высшего образования
Сергей Гуриев доктор экономических наук, ректор Российской экономической школы, член президентского совета по науке, технологиям и образованию
ЕГЭ для выпускников
Создать аналог экзамена ЕГЭ (его часто называют ЕГЭ-2) для выпускников бакалавриата и абитуриентов магистратуры. Этот экзамен может проводить как Рособрнадзор, так и независимые организации. Экзамен ЕГЭ-2 позволит решить несколько задач:
– оценка качества бакалавриатов;
– вступительные экзамены в магистратуру и оценка магистратур по качеству поступающих абитуриентов;
– повышение конкуренции магистратур за лучших студентов.
Бюджетные места в вузах
Реструктурировать финансирование бюджетных мест – увеличить финансирование каждого места (с тем, чтобы они позволяли покрывать издержки на современное образование), возможно, с сокращением их количества.
Стипендии
Резко повысить стипендии, возможно, сократив их количество; при этом резко увеличить количество социальных стипендий (возможно, за счет академических). Это позволит ликвидировать несправедливость с распределением средств между студентами из богатых и бедных семей. Пока стипендия не покрывает стоимость жизни студента, студент вынужден работать – от этого, по определению, страдает качество образования.
Изменить систему финансирования
Во-первых, необходимо расширить систему кредитования. Сейчас проходит «эксперимент» по государственной поддержке образовательных кредитов. Его надо расширить на все специальности и все аккредитованные вузы. Образовательный кредит решает сразу две проблемы:
– студенты из небогатых семей получают доступ к дорогому образованию;
– вузы получат возможность набирать на дорогие программы студентов без оглядки на их финансовые возможности. При этом вузы заинтересованы в том, чтобы студенты получали востребованные рынком знания, – иначе они не будут учиться или не смогут расплатиться по кредиту.
Кроме того, необходимо выбрать 7–10 ведущих университетов, у которых есть шансы войти в топ-100 международных рейтингов. В исключительном порядке повысить их финансирование на международном уровне, сформировать работоспособные попечительские советы, построить международные механизмы найма и увольнения профессоров, внедрить международные образовательные программы.
Коррупция и плагиат
Необходимо начать бескомпромиссную борьбу с коррупцией и плагиатом в вузах. Среди мер, способных повлиять на ситуацию с коррупцией, может быть создание общенационального портала обратной связи о преподавателях.
Реформа государственной политики в сфере науки
Михаил Гельфанд доктор биологических наук, замдиректора по науке Института проблем передачи информации РАН
Все сказанное ниже относится к фундаментальной науке, целью которой является получение нового знания о мире. Область технологических разработок и инноваций – смежная, но строится по существенно другим законам и критериям.
При проведении любых реформ их следует оценивать прежде всего с точки зрения воздействия на реально работающие группы, как в перспективе, так и в переходный период. Основным должен быть принцип «не навреди». В стране осталось не так много научных групп, работающих на мировом уровне или хотя бы близко к нему: первоочередной и неотложной задачей является их сохранение и поддержка. Наивно думать, что наука может быть оазисом свободы и справедливости среди пустыни коррупции и авторитаризма. В настоящее время речь идет не о расцвете науки, а о ее выживании.
Научная экспертиза
Необходимо повышение прозрачности всех принимаемых решений и существенное улучшение качества научной экспертизы. Причем это не только должно затрагивать отдельные научные проекты – тут хотя бы есть примеры адекватных механизмов типа научных фондов, – но и включать открытое профессиональное обсуждение больших программ, выбора приоритетов, международных проектов и так далее, что в настоящее время полностью отсутствует. Уровень экспертизы должен быть соразмерен уровню финансирования: если для небольших грантов Российского фонда фундаментальных исследований может быть достаточно экспертизы внутри страны, то для проектов с финансированием в миллионы и десятки миллионов рублей уже необходима международная экспертиза. Нужна регулярная международная аттестация главных научных центров, претендующих на структурообразующую роль. Полезна также аттестация институтов, научных центров и исследовательских университетов по небольшому числу простых критериев типа публикационной активности; результаты такой аттестации должны быть общедоступны. При этом крайне важны адекватные процедуры, минимизирующие административный ресурс: форматы заявок и отчетов, принципы подбора экспертов и членов аттестационных комиссий, экспертные анкеты и т.п. Следует также отказаться от попыток оценивать все науки – от биологии и физики до филологии и математики – по одинаковым критериям, хотя принципы должны быть едины.
Грантовый принцип финансирования
Следует перейти от преимущественно сметного к преимущественно грантовому принципу финансирования. Грантовая система должна быть гибкой, с разнообразными конкурсами, области действия которых должны частично перекрываться. За счет этого должна возникать конкуренция не только между проектами, но и между программами и фондами, и тут не следует бояться дублирования механизмов. Эффективность программ и фондов должна оцениваться по эффективности поддержанных проектов. Инфраструктурные расходы научных учреждений должны в значительной степени финансироваться за счет накладных расходов проектов (overhead), которые должны не изыматься из средств проекта, а заранее предусматриваться при определении уровня финансирования. В результате учреждения будут заинтересованы в сильных группах, имеющих много грантов, и отпадет нужда в различных аттестациях и проверках.
Уничтожение бюрократических ограничений
Необходимо резкое снижение бюрократической нагрузки на действующих ученых, а точнее – улучшение административной инфраструктуры. Отчетность должна быть существенно упрощена и включать только действительно необходимые пункты – в первую очередь, количество и качество публикаций. Закупки оборудования и расходных материалов за счет средств, уже выигранных на конкурсе, должны производиться по облегченным процедурам: у себя не украдут. Следует облегчить таможенное оформление и при ввозе, и при вывозе научных материалов и приборов, в частности, отменить или радикально переписать абсурдный закон о запрете вывоза биологических образцов.
Интеграция науки и образования
Необходима глубокая интеграция науки и высшего образования. Формы такой интеграции должны быть гибкими и разнообразными: на нынешней стадии невозможно предложить одну основную модель. Не следует добиваться интеграции чисто административными мерами; не следует также механически переносить финансирование из академических институтов в университеты. Активно работающие ученые заинтересованы в сильных студентах, и следует максимально облегчать им возможности для преподавания. Необходимо радикально улучшать работу университетских администраций: в настоящее время система очень неповоротлива, и даже в лучших университетах бюрократическая нагрузка на профессоров и исследователей в среднем существенно выше, чем в академических институтах. Для профессоров и преподавателей, активно ведущих научные исследования, следует предусмотреть сокращение аудиторной нагрузки; они должны преимущественно вести спецкурсы на старших курсах и в магистратуре, а также руководить аспирантами.
Повышение мобильности
Необходимо принять меры по повышению мобильности и облегчению создания новых групп. Эта проблема частично, но не полностью решается за счет грантового механизма. Полезен будет также запрет на занятие руководящих должностей в течение продолжительного времени (более трех аттестационных циклов). Следует поощрять смену лабораторий и тематик молодыми учеными, например, путем введения специальных конкурсов, стипендий и т.п.