Дважды рожденные. О российском обществе и «разумном альтруизме»
Роман Доброхотов
Есть какая-то неуловимая связь между многими событиями, происходящими в последнее время, – и в реакции на дело Pussy Riot, и в массовых митингах, и в всплеске волонтерства после трагедии в Крымске. На фоне железной стабильности что-то все-таки явно меняется в российском обществе, и это что-то очень существенное. Но для того, чтобы описать это, придется начать немного издалека.
Когда-то в древней Индии существовал обряд посвящения и приобщения к знанию, который символизировал то, что человек стал уже достаточно взрослым, чтобы осознать себя членом общества. Пройдя этот обряд, человек становился «дважды рожденным». В первый раз человек рождается еще как животное, но годам к 8–10 он переживает «второе рождение («упанаяна»), приобретает социальный статус. В этом обряде зашифровано то представление об обществе, которого нам немного не хватает. В либеральной западной традиции человек понимается членом общества уже при рождении, и дальнейшая социализация его происходит постепенно. Когда человек в современной цивилизации становится «дважды рожденным»? Когда идет в школу? Когда получает институтский диплом? Когда создает семью? А может быть такое, что человек, прожив всю свою жизнь в обществе, так и не становится «дважды рожденным»?
С одной стороны, все мы вынуждены так или иначе признавать себя членами общества, когда соблюдаем государственные законы и общественные традиции. Но в условиях нынешнего общества, построенного на принципах индивидуализма, человек вполне может заботиться исключительно о своем благополучии, нигде не выходя за рамки закона, – и более того, именно такое поведение, этот «разумный эгоизм» по Адаму Смиту, и приводит к общему благу, согласно нынешнему либеральному представлению. Я лично считаю, что это представление вполне верное, если мы говорим об устройстве государства и рынка. Но не надо забывать и то, что человеку свойственен и «разумный альтруизм», и именно он в значительной степени отличает процветающее общество. Простой пример – в США, проповедующих индивидуализм, тем не менее 90% населения занимается благотворительностью, в среднем американец тратит около $1000 в год на благотворительность, а россиянин $20, причем, в основном эти деньги складываются из расходов корпораций.
«Разумный альтруизм» и ощущение своей социальной ответственности выражается и во многих других вещах: начиная с разного рода массовых протестов против нарушения прав человека, заканчивая, скажем, заботой об инвалидах. При всех своих индивидуалистических ценностях любая западная страна тут легко даст фору России, со всеми ее пресловутыми традициями «соборности». Потому что «дважды рожденными», на самом деле, не становятся просто в силу возраста или достатка, это ощущение себя членом общества возникает как результат определенного уровня развития самосознания. И похоже, что события, которые мы наблюдаем в последнее время в России, показывают, что наша страна постепенно дозревает до этой стадии.
Все случилось одновременно. Вот массовые оппозиционные митинги. И вот что, наверняка, удивляет представителей власти: выборы-то едва ли были сфальсифицированы больше, чем в предыдущие разы, но теперь людям почему-то не все равно. Вот волна молодежи, рванувшаяся в муниципальные депутаты, где, отметим, нет никаких зарплат и привилегий. Всегда была возможность избираться туда, но только теперь им почему-то не все равно, что происходит в их районе. А вот огромное движение добровольцев, развернувшееся в поддержку Крымска. Разного рода катастрофы происходят в России регулярно, но такого мощного, спонтанного всплеска волонтерства раньше не было видно. Или вот, скажем, не высказались многие наши уважаемые музыкальные звезды в поддержку Pussy Riot. Да кого бы это когда удивило. А тут вон, видишь, задают вопросы Лагутенко – почему, мол, майку с Pussy Riot не надел на концерте, когда предложили? Думается, лидер «Мумий Тролля» не успел даже осознать такого внимания к своему решению. И можно предположить, в следующий раз он такую реакцию будет иметь в виду. Да и сам шум вокруг Pussy Riot – ведь еще до Мадонны и прочих западных звезд, выступивших в поддержку, об этом деле уже знала вся страна. А ведь всего два года назад «защитники православия» с очень похожими формулировками выступали в суде, пытаясь засадить галеристов Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева за выставку «Запретное искусство». Самодуров и Ерофеев не плясали в церкви, они лишь выставили полотна и инсталляции современных художников, где среди прочих затрагивалась тема религии – им приписали «разжигание религиозной вражды» и пытались засадить по 282 статье УК. Помнится, тогда даже журналисты неохотно писали об этом деле, мол, никому это не интересно. И правда, тогда было не интересно практически никому.
За эти два года в России не изменился ни уровень жизни, ни, тем более, образования или культуры. Политическая система стала, если только жестче. А вот люди изменились. Они начали осознавать себя членами общества, они стали замечать. что происходит вокруг, стали менее равнодушны к той несправедливости, которая напрямую их самих не касается. И это куда более важное изменение, чем смена власти. Когда людям становится не все равно, то перемены становятся неизбежны. Собственно, в этот момент из отдельных людей и появляется общество. У этого «второго рождения» нет какой-то конкретной даты. Но, сдается мне, что праздновать его надо где-то в декабре.