Продукты, за которые скоро придется платить значительно больше
Маргарита Арановская
Хлеб
Причина: Вступление в ВТО
О том, что мировые цены на пшеницу растут из-за неважных видов на урожай в России и масштабной засухи в США, твердят все информационные ресурсы. Однако возможный рост цен на хлеб будет связан не с этим – на любые угрозы подорожания Россия всегда готова ответить ограничением экспорта. Поэтому хоть на мировом рынке пшеница и подорожала за последние несколько недель на треть, российский потребитель вряд ли ощутит это, покупая буханку черного или багет белого. Так было все последние годы.
Однако ситуация может кардинально поменяться со вступлением в ВТО. Статус социального продукта позволял производителям зерна и хлебобулочных изделий много лет получать поддержку государства, благодаря чему цены на хлеб в России значительно ниже, чем, например, в странах Европы. Теперь делать это будет нельзя, и отраслевым компаниям придется работать на общих условиях для всех. В результате – цены на хлеб могут «отпустить». Насколько из-за этого он подорожает предсказать трудно, тем более, что даже сегодняшние цены в разных регионах России могут серьезно отличаться – уровень поддержки «социальных сортов» сегодня в каждом регионе свой. Тем не менее, если ориентироваться на средние показатели по стране и Европе, то разница составляет 60–70%.
Мед
Причина: Массовая гибель пчел
С середины 2000-х годов мед в России, по различным оценкам, подорожал в два раза. Причин несколько – изменение конъюнктуры рынка (проще говоря, уход с него дедушек-пасечников), неблагоприятная экологическая обстановка, которая привела к массовой гибели пчел на разных континентах, рост спроса. 2011 год оказался для нашего меда на удивление спокойным – после предыдущего скачка цены стабилизировались, в отличие, например, от Европы, где рост в некоторых странах составлял до 30%.
Однако сейчас российские пчеловоды снова бьют тревогу из-за того, что пчелы покидают свои ульи, а динамика роста цен на мед с начала года стала опережать европейскую. Правда, для нашего потребителя даже очередное подорожание на 15–30% может стать не такой уж большой трагедией – несмотря на то, что мед считается традиционным русским продуктом, его потребление в России очень невелико и составляет в среднем 0,4 кг на человека в год. Для сравнения – в Германии, где мед считается более здоровой альтернативой сахара, этот показатель в десять раз больше.
Перец
Причина: Сокращение производства и рост спроса
В древние времена соль и специи считались чуть ли ни валютой, благодаря высокой стоимости, а также простоте хранения и перевозок. Конечно, эти времена вряд ли вернутся, но вот рост цен на перец может в этот год побить все рекорды.
Основные поставщики перца на мировой рынок: Вьетнам, Бразилия, Индия, Индонезия. За последние три года все эти страны за исключением Вьетнама сократили объемы производства и экспорта. Причины разные, в том числе, болезни растений и отсутствие должного ухода. В итоге спрос стал превышать предложение: при мировом объеме спроса на перец в 350 000 тонн, объемы его производства составляют меньше 320 000.
В 2011 году цена на перец выросла в полтора раза, однако потребитель этого в полной мере не почувствовал, благодаря тому, что производители и экспортеры выпускали на рынок имеющиеся запасы. Однако этот год должен стать поворотным, и цена на перец, наконец, скакнет. Чувствительно это будет, прежде всего, для тех, кто закупает его в промышленных объемах, то есть для производителей готовых продуктов питания и полуфабрикатов.
Бананы
Причина: Кризис в Эквадоре
В начале года цена на бананы в России выросла в полтора раза. Тогда JFC, главный поставщик бананов в стране (около 35% рынка), объявил о банкротстве, в котором оказалась виновата «арабская весна», которая привела к нестабильности поставок и разрыву деловых связей.
В следующем подорожании, которое должно наступить уже в ближайшее время, будет виноват конфликт производителей Эквадора, главного производителя бананов для России, и экспортеров, которые никак не могут договориться о цене – производители просят $5,5 за коробку, а экспортеры готовы платить $3,2–4,7. Терпение банановой республики лопнуло, и она объявило о приостановке поставок на месяц. Теперь остается ждать, кто окажется более стойким – эквадорцы без денег или россияне без бананов.
Цитрусовые
Причины: Неблагоприятные погодные условия
В последнее время цены на цитрусовые падали, однако, очередной сюрприз погоды должен все изменить. Пока где-то засуха, «лимонные» страны, наоборот, переживают заморозки. Холодная погода в период цветения цитрусовых была зафиксирована, прежде всего, в странах Латинской Америк: Аргентине (главный поставщик лимонов в Россию, в разных регионах потери урожая составили 50–70%), Перу, Уругвае и пр. Не очень обстоят дела и с урожаем апельсинов в США. Теперь эти страны будут вынуждены ограничить экспорт, что, конечно, скажется на ценах самым негативным образом – фрукты имеют ограниченный срок годности и впрок ими не запасешься.
Обнадеживает то, что у других производителей (Испании, Австралии и т.д.) ситуация остается стабильной, поэтому подорожание будет, скорей всего, в пределах 10%.
Горох
Причина: Засуха на Урале, Сибири и Ставропольском крае
Горох – продукт не социальный, а потому неблагоприятные погодные условия и сокращение производства неизбежно сказывается на его цене. Из-за засухи в регионах – основных производителях этой неприхотливой культуры отпускная цена на нее поднялась по сравнению с прошлыми годами в два раза – с 4 000 до 8000 руб. за тонну. Это не предел – ожидается, что текущая цена вырастет еще на 10%. Вряд ли это вызовет такое же волнение в народе, как рост цен на гречку, но для определенных слоев населения это может быть чувствительно. Кроме того, горох – это еще и кормовая культура, и ее подорожание может также внести в свою лепту в рост цен на мясо, которое в России и так не слишком дешево.
Чеснок
Причина: Сокращение посевных площадей в Китае
Крупнейшим мировым поставщиком чеснока в мире (около 90%) является Китай, а потому тенденции на рынке практически полностью зависит от урожая в этой стране. А прогнозы на его счет неутешительные – плохие погодные условия, холод, дождь. К этому можно прибавить общее сокращение посевных площадей в Китае, и в результате в этом году ожидается падение производства чеснока на 30–40%. Подорожание неизбежно. Правда, надо сказать, что этот факт немало радует производителей из других стран, которые до этого проигрывали Китаю борьбу за «чесночный рынок» – например, о своей готовности возместить сокращение заявила Испания.