"Здравствуйте, дети! Начинаем урок счастья": необычный предмет в немецкой школе
Когда дети считают, что хуже школы может быть лишь поход к зубному врачу, надо срочно принимать меры, решил директор школы в Гейдельберге. На уроках счастья он учит детей быть счастливыми.
Стопа юной девушки неуверенно опускается на бревно. Перед ней - подвесной мост из десятка таких же неустойчивых бревен. Каждое из них с обеих сторон держат одноклассники. А вдруг подведут? А вдруг не удержат? "Впереди - цель, - говорит учитель. - Скажите себе: я должен туда попасть. Теперь, набравшись веры в себя, сделайте шаг навстречу испытаниям и постарайтесь выдержать их". Девушка с легкостью преодолевает препятствия, а вслед за ней - и ее одноклассники.
Шесть шагов на пути к удовлетворению
Эрнст Фриц-Шуберт
Это упражнение "Подвесной мост" на уроке Эрнста Фриц-Шуберта (Ernst Fritz-Schubert) - знаменитого в Германии директора школы, вместе с группой экспертов разработавшего предмет под названием "Счастье". Гармония души и тела, мотивация и развитие способностей, чувство общности и возможность самопознания, уверенность в себе и активная жизненная позиция - все, что так нужно детям и подросткам, абсолютно не предусмотрено школьной программой, понял в 2006 году Эрнст Фриц-Шуберт.
"Познание - один из важных факторов счастья. Но когда этот процесс диктуется другими и происходит по принуждению, то учеба может сделать человека несчастным", - уверен директор школы. Теперь наряду с биологией и физикой в расписании школы есть спецкурс. Он состоит из шести этапов: постижение собственных достоинств; осознание мотивов и движущих сил; принятие жизненных решений и формирование целей; планирование, анализ возможностей на пути к цели и самомотивация; создание оптимальных условий для реализации плана и его воплощение; оценка и анализ успеха и его факторов.
Букеты похвал под теплым дождем
На уроке счастья в Гейдельбергской школе
Первый урок. Упражнение "Теплый дождь". Школьник сидит спиной к классу. Одноклассники заключили его в полукруг и по очереди называют его достоинства, делают комплименты. "Вы получаете целый букет из собственных положительных качеств, в котором как крупные розы выделяются определенные черты. Это - ваши сильные стороны, - так директор школы объясняет цель первого этапа занятий. - В обществе, ориентированном на решение проблем, мы привыкли обращать внимание на недостатки, хотя на самом деле развивать нужно именно достоинства".
С урока все выходят с улыбкой. "Здесь узнаешь много нового о собственном душевном состоянии и о том, как его можно улучшить простыми способами", - говорит спокойный юноша в интервью местной телестудии, которая не упустила такой информационный повод. "Наверное, раньше я даже не замечала происходивших со мной приятных событий. А если настроиться на положительное, можно получать от жизни больше радости", - делится с журналистами его одноклассница со смущенной улыбкой.
"Уроки счастья" как предмет исследования
Спустя пять лет ученики школы имени Вилли Хелльпаха (Willy-Hellpach-Schule) и других профессиональных колледжей города Гейдельберга, с энтузиазмом перенявших новый педагогический опыт, сами стали предметом научного исследования. Действительно ли уроки счастья делают подростков счастливее? Этим вопросом задался профессор педагогической психологии Алекс Бертрамс (Alex Bertrams) из Университета Мангейма и опросил более ста юношей и девушек, сравнив ответы тех, кто прошел "курс счастья" с ответами тех, кто не изучал этот предмет. Вывод: уроки положительно влияют на психологическое самочувствие школьников.
"Лучше всего материал усваивают ученики с более устойчивой психикой, - отмечает Алекс Бертрамс. - В целом каждый, кто присутствует на уроках, учится понимать свои чувства и набирается жизненного опыта. Я считаю, что это не менее важно, чем решать математические задачи. Тем более, что задания, которые выполняют на уроках школьники, основаны на крепком научном подходе. Это не эзотерика". Участники исследования поведали ученому, что получают больше удовлетворения от жизни и положительных эмоций, ощущают себя частью более сплоченного коллектива. Отступила неуверенность в себе и страхи - например, перед экзаменами.
Как научиться снова быть счастливым?
По предмету "Счастье" экзамена нет. Тем не менее, чтобы заработать оценку, нужно воплотить в жизнь собственный проект - пробежать марафон, снять фильм, принять участие в конкурсе, заняться благотворительностью. В процессе школьники ведут дневник, где они описывают все шесть этапов пути к цели - от открытия собственных достоинств и мотивов для воплощения проекта в жизнь, до оценки соответствия проекта своей жизненной концепции.
Ребенок знает, что ему нужно для счастья
К тому моменту, когда школьники пришли на первый "урок счастья", они уже успели разучиться быть счастливыми, считает Эрнст Фриц-Шуберт. "Ребенок с рождения знает, что ему нужно. Он хочет быть защищенным объятиями родителей, развиваться, учиться. Он понимает, что в его жизни происходят важные события, познает взаимосвязь вещей и явлений, - объясняет педагог. - Однако слишком быстро это подменяется стремлением к быстрому удовлетворению потребностей и желаний, замене счастья погоней за наслаждениями".
Иными словами, как только до человека доходит, что можно испытывать счастье пассивно, ничего для этого не предпринимая, он перестает полагаться на самого себя в поиске реальных ощущений, становится зависимым, например - от телевизора или компьютерных игр. И лишается первичных переживаний, опыта, теряет готовность к испытаниям. Появляется иллюзия, что счастье можно купить или получить на блюдечке с голубой каемочкой, считает создатель курса. "Мы учим подростков прислушиваться к своим чувствам и сопереживать другим, познавать и завоевывать мир, искать свое предназначение в жизни, - говорит Эрнст Фриц-Шуберт. - Это должно помочь им стать счастливее и, возможно, даже изменить мир".
Автор: Ксения Польская
Редактор: Марина Борисова