Немецкие фирмы все больше ценят пожилых сотрудников

http://www.dw.de/image/0,,16071563_401,00.jpg

Эпоха досрочных пенсий в Германии подходит к концу, старение и сокращение населения заставляют компании уделять повышенное внимание пожизненному обучению персонала и профориентации тех, кому уже за 45.

В немецкой государственной железнодорожной компании Deutsche Bahn в настоящее время трудятся свыше 190 тысяч человек. Почти половина из них - старше 50 лет. Это означает, что бывший госмонополист уже в обозримом будущем столкнется с массовым выходом своих работников на пенсию.

Кадровики высокого мнения о пожилых сотрудниках

http://www.dw.de/image/0,,5937724_4,00.jpg
Почти половина работников немецкой государственной железной дороги старше 50 лет

В такой ситуации одной из ключевых задач компании в области кадровой политики становится целенаправленная работа с костяком опытных сотрудников: они должны как можно дольше сохранить не только свою физическую работоспособность, но и профессиональную квалификацию. "И тут очень большое значение приобретает пожизненное обучение", - подчеркивает в беседе с DW Зигрид Хойдорф (Sigrid Heudorf), отвечающая в Deutsche Bahn за социальные вопросы.

Железнодорожный гигант - далеко не единственная крупная немецкая компания, готовая активно заниматься повышением квалификации работников старшего возраста. В этом убедилась научный сотрудник Института немецкой экономики в Кёльне (IW) Кристина Ангер (Christina Anger). Она провела опрос среди руководителей отделов кадров целого ряда немецких концернов.

"При этом выяснилось, что предприятия весьма высокого мнения о своих работниках старшего возраста и об их производительности труда", - рассказывает эксперт. Так, лишь 8 процентов опрошенных кадровиков согласились с утверждением, что такие сотрудники работают с меньшим желанием и, соответственно, менее эффективно.

Эпоха досрочных пенсий заканчивается

Однако те, кто в возрасте, пока куда менее охотно, чем молодежь, соглашаются участвовать в курсах повышения квалификации, делится своими наблюдениями Зигрид Хойдорф из Deutsche Bahn. Поэтому руководство компании вместе с профсоюзами специально разрабатывает сейчас образовательные мероприятия, адресованные именно старшей возрастной категории.

По мнению Хойдорф, сдержанное отношение немолодых сотрудников к повышению квалификации до недавнего времени во многом было обусловлено различными возможностями перейти на график неполного рабочего дня или вообще досрочно выйти на пенсию. При подобной перспективе осваивать что-то новое особого смысла не имело.

Однако из-за ухудшающейся в Германии демографической ситуации немецкие фирмы стали куда реже разрешать своим сотрудникам преждевременно уходить на заслуженный отдых. "Концерн Deutsche Bahn превратился в последние годы из компании, сокращающей штаты в ходе санации, в предприятие, рекрутирующее новых сотрудников, - поясняет менеджер по персоналу. - Нам необходимо озаботиться задачей удерживать работников старшего возраста как можно дольше".

Пожизненное обучение - часть корпоративной культуры

Озабочена этой задачей и автостроительная компания Daimler, на которую в Германии работают почти 170 тысяч человек. Здесь делают ставку и на оздоровительные мероприятия, и на эргономику рабочего места, и на пожизненное обучение, сообщила DWпресс-секретарь компании Свенья Вильке (Svenja Wilke).

http://www.dw.de/image/0,,15962654_402,00.jpg
На заводе Daimler в Бремене пожилых рабочих переучивают на техников-смотрителей

В качестве примера она приводит проект на заводе Daimler в Бремене, где уже с 2008 года занимаются переквалификацией работников старшего возраста, занятых непосредственно на сборке автомобилей. Им предлагают освоить специальность техника-смотрителя, что открывает новые профессиональные перспективы и одновременно снижает физическую нагрузку.

"Пожизненное обучение мы считаем частью нашей корпоративной культуры", - отмечает в беседе с DW Гудрун Кольбе (Gudrun Kolbe), менеджер по персоналу химического концерна BASF. Опыт работы в глобально действующей компании с более чем 100-тысячным персоналом убедил ее в том, что готовность и способность учиться с возрастом никак не связаны: "Те сотрудники, которые на протяжении всей своей трудовой биографии последовательно повышали квалификацию, без особого труда справляются с учебой и в пожилом возрасте".

В компании BASF, однако, считают, что разным возрастным категориям следует предлагать различные методики обучения. "Наши тренинги и курсы повышения квалификации проводятся с учетом возраста участников", - подчеркивает Гудрун Кольбе.

Совместные курсы для сотрудников разных возрастов

Иной подход - в многопрофильной компании Robert Bosch, являющейся, в частности, крупнейшим в мире поставщиком комплектующих для автомобилестроения. Здесь тоже целенаправленно содействуют пожизненному обучению сотрудников, которых по всему миру порядка 285 тысяч. Но никаких возрастных различий при этом сознательно не делают.

http://www.dw.de/image/0,,15700935_402,00.jpg
На семинаре по повышению квалификации для разных возрастных групп

"Мы как раз считаем, что повышаем качество обучения, когда смешиваем в учебных группах представителей разных возрастных категорий и при этом целенаправленно раскрываем сильные стороны как молодых, так и пожилых сотрудников", - делится секретом успеха Ингеборг Паули (Ingeborg Pauli), преподаватель корпоративного учебного центра Bosch Training Center.

В пользу смешанных групп высказывается, опираясь на недавнее исследование Института немецкой экономики, и Кристина Ангер. Так, обучать работе с новой техникой пожилых сотрудников лучше вместе с молодыми работниками, которые помогают коллегам освоить ее - сначала во время семинара, а затем и прямо на рабочем месте.

Профориентация для тех, кому за 45

Смешанные группы играют важную роль и в образовательной концепции немецкой фирмы Festo- одного из мировых лидеров в области автоматизации производства с более чем 13 тысячами сотрудников в почти 100 странах мира. Однако здесь проводят и специальные семинары для пожилых работников. Один из них озаглавлен так: "Профессиональные и жизненные целевые установки последнего трудового десятилетия".

http://www.dw.de/image/0,,16071582_402,00.jpg
Работникам старше 45 лет нередко нужна помощь при определении новых профессиональных целей

"Мы предоставляем участникам семинара возможность в ходе индивидуальных бесед с тренером обсудить личные планы и в соответствии с этими пожеланиями определить возможные перспективы последних трудовых лет", - рассказал в интервью DW Борис Вёртер (Boris Wörter), начальник HR-отдела (human resources) в компании Festo.

Аналогичной работой занимаются и в BASF, однако целевая группа здесь несколько моложе: подобные семинары начинают предлагать уже тем, кому исполнилось 45. "Эти люди проработали в среднем 25 лет, и у них впереди еще лет 20 трудовой деятельности. Нередко они задаются вопросами: каково мое профессиональное будущее, что я могу изменить, как мне дальше развиваться?" - поясняет преподаватель учебного центра химического гиганта Петра Ян-Штанеккер (Petra Jahn-Stahnecker).

Таким образом, под пожизненным обучением в немецких компаниях понимают не только регулярное повышение квалификации работников, но и их регулярную профориентацию.

http://www.dw.de/dw/article/0,,16088465,00.html