Опубликовано 04.06.2012 пользователем Cabesillo
Обсуждаются поправки в Гражданский кодекс. Смогут ли они разрешить соседские права садоводов и дачников?
ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПРОСЕЯЛ ЛИ ТЫ МЫСЛЬ ЧЕРЕЗ ТРИ СИТА? » Соседское право: В Гражданский кодекс внесены поправки ...
Опубликовано 04.06.2012 пользователем Cabesillo
Обсуждаются поправки в Гражданский кодекс. Смогут ли они разрешить соседские права садоводов и дачников?
Опубликовано 22.06.2012 пользователем TheOVSN
22.06.2012 14:12
Соседское право: закон прекратит дачные войны
В Гражданский кодекс внесены поправки, которые определяют такое понятие, как соседское право. Согласовывать с соседями по даче придется практически любое действие: и новое строительство, и рытье колодца и даже установку мангала. Зато закон разрешает вырубать кусты, которые забрались к вам с соседнего участка, а также привлекать соседа к строительству общего забора.
"Утро России"
Опубликовано 03.06.2012 пользователем vcentresobitiy
И еще об одной революции. Уже всероссийского масштаба. В России вводится понятие «соседского права». Госдума проголосовала за соответствующие поправки в Гражданский кодекс. Пока в первом чтении, сейчас идет подготовка ко второму. К сентябрю их уже вообще надеются ввести в действие. Но что же это значит - соседское право? Увы, у нас формула «твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» - очень часто не работает. Войны между соседями, особенно соседями по дачным участкам - а поправки касаются, в первую очередь, урегулирования именно этих дачных споров за заборы, деревья и свет на участке - иногда заканчиваются реальными жертвами. Так что же предлагают депутаты? Выясняла Кристина Титова. Эфир от 03.06.2012
Загружено пользователем ssvetlanaspb , дата: 27.10.2011
Сегодня, как показывает жизнь, соседи часто не желают понимать друг друга, дело между ними доходит чуть ли не до войны. Если предложенные поправки к Гражданскому кодексу пройдут, закон будет чётко регламентировать права и обязанности добрососедской жизни. Можно ли заставить озлобленных друг на друга соседей сесть за стол переговоров?
Обсуждаем в Открытой студии в четверг 27 октября 2011 года.
Крашенинников: Соседские права позволят избежать многих споров
27 апреля 2012, 13:49
Введение соседских прав в России позволит избежать многих споров между соседями и даже криминальных разборок, заявил в пятницу глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
«Подготовленные изменения в гражданский кодекс вносятся для простых людей, а не для предпринимателей. Поправки укрепляют права собственников, устанавливают единый недвижимый объект. Если раньше дом и земля фигурировали в законодательстве отдельно и налоги на них были разные, то теперь все будет наоборот. Это увеличит защищенность прав россиян в этой области», - отметил депутат, передает официальный сайт партии «Единая Россия».
По его словам, проект закона насчитывает 800 страниц, это довольно масштабная законодательная инициатива. «В законопроекте регламентируется ответственность муниципалитетов и государства перед гражданами. Вносятся поправки в раздел об интеллектуальной собственности, учитывающие роль авторов», - отметил депутат.
«Старому гражданскому кодексу более 15 лет. Тогда была другая экономика и другая жизнь. Сегодня мы хотим модернизировать тот кодекс. Необходимость в этом есть. После принятия законопроекта будут вноситься поправки также в жилищный и семейный кодекс», - заключил депутат.
Соседское право на землю
Собственнику земельного участка придется терпеть шум, дым или запахи, доносящиеся с участка соседа, он может собирать плоды с чужого дерева, упавшего на его землю, а также не должен ограничивать приток света на соседскую территорию. Федеральные власти решили уточнить права собственников соседних земельных участков и дополнить поправками Гражданский кодекс. Изменения представят президенту 12 октября. Другой приказ, принятый 1 сентября 2011 года, предъявляет новые требования к проекту межевания земель. Чиновники обещают, что межевые планы, подписанные кадастровыми инженерами, исключат споры из-за неуточненных границ, а соседские права станут еще одним механизмом защиты имущества. Эксперты же считают, что на практике законопроекты ничего не поменяют – как подавали соседи друг на друга в суд за неправильно построенный забор, так и будут. При этом многие покупатели земли и вовсе не знают о своих правах и обязанностях по отношению к соседям.
Поправки в Гражданский кодекс, опубликованные в «Российской газете», могут стать дополнительным механизмом защиты имущества, в том числе от соседей. Скажем, владелец земли обязан в разумных пределах терпеть воздействие газов, шумов, копоти, дыма и запахов с соседнего участка. Также хозяин должен свободно пропускать воду, поступающую на участок естественным образом с соседнего, обязан не подсыпать грунт на свой земельный участок и не углублять его, если это нарушает стоки с соседнего надела. Собственники соседних территорий не могут построить здания, мешающие друг другу, и колодцы, препятствующие поступлению воды в соседский.
Зато владелец земельного участка вправе собирать плоды, упавшие на его землю с соседского дерева или куста, срезать корни, проникшие с чужой территории, и требовать от соседа не ограничивать попадание света и не сужать вид, открывающийся с владений.
Кроме того, разработчики законопроекта намерены защитить собственников от местных властей. Так, если власти решили провести через участок гражданина дорогу или забрать землю для муниципальных нужд, они не смогут выкупить участок слишком дешево. Выкупная цена будет рассчитываться из средней стоимости земли и строений за предшествующие три года.
Уточненные соседские права, если законопроект будет принят, придется соблюдать всем владельцам земельных участков, а вот межевать участки по новым требованиям будут только собственники земель сельхозназначения, которые выделены в счет земельной доли. Новый закон упорядочил процедуру межевания и поставил барьеры на пути злоупотреблений. Дело в том, что массовая приватизация земель сельхозназначения в стране произошла по ускоренному пути. Бывшие когда-то в колхозной и совхозной собственности наделы распределялись между крестьянами не в виде земельных участков, а в виде доли в праве на участки, то есть определенное количество гектаров в неопределенном месте. Сегодня разработаны детальные требования к межевому плану, который в соответствии с законом прилагается к решению общего собрания собственников о выделе земельных участков. Таким образом, становится понятно, где именно находится выделяемый участок. Там же должны быть указаны граждане, в чью собственность будет оформлена земля.
Более того, проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и печатью кадастрового инженера. С 1 сентября 2011 года, если собственник предоставляет межевой план, заверенный иным лицом, в регистрации участка ему будет отказано.
По мнению экспертов, и вступившие в силу требования к межеванию, и поправки о соседском праве для собственников земель ничего не меняют.
«Принципиально нового ничего нет. И раньше кадастровыми инженерами подготавливались землеустроительные дела, и сейчас ими готовятся. В любом случае учитывается схема территориального планирования, список первоочередного выдела и кадастровый план территории, – разъясняет эксперт Андрей Ветхов. – А информация о смежных правах содержится в противопожарных нормах, СНиПах, СанПиНе, том же Гражданском кодексе».
По мнению собеседника, покупатели земли стараются разобраться с претензиями к своему соседу сразу после приобретения земли и в начале строительства дома – обращают внимание на чужие постройки или, к примеру, договариваются о 50-процентном разделении затрат на общий забор. Вряд ли кто-то будет подавать в суд на соседа, если живет с ним рядом без изменений 5-10 лет.
Руководитель одного из агентств недвижимости Галина Лукьянова отмечает, что зачастую покупатели практически не знают о своих соседских правах и обязанностях, пока не получат разрешение на строительство. «Многие впервые знакомятся с правилами и нормами строительства дома, не мешающего соседу, в документах, которые выдаются вместе с разрешением на строительство. Там прописаны минимальные санитарные, противопожарные и другие нормы, – рассказывает эксперт. – При выборе земельного участка люди чаще обращают внимание на его благоустроенность и зажиточность соседа, а не на возможные нарушения на его участке, так как не считают, что это принесет угрозу».
По словам Галины Лукьяновой, нарушения прав соседей встречаются редко. Бывают люди, которые, к примеру, пытаются расширить границы своей территории за счет переноса забора, но такие случаи очень легко отследить и доказать в суде.
Анастасия МИХАЙЛОВА
В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ БУДУТ ПРОПИСАНЫ ПРАВА СОСЕДЕЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ УЧАСТКУ
Конфликты по поводу смежных земельных участков, далеко не редкость в наше время. Новые поправки, которые будут приняты в Гражданском кодексе, упрощают и предотвращают разборки между соседями. Теперь не нужно просматривать документы о земельных участках, все стало гораздо проще.
Любая деятельность соседей, которая может навредить хозяйству, будут наказываться по закону в соответствии с новыми поправками ГК.
Ранее, соседские права, никто не пытался урегулировать. В кодексе очень подробно описано, что имеет право делать собственник соседского участка и соответственно, что не имеет права делать. Соседи, раньше, отношения и споры выясняли бытовым путем, пытаясь навредить друг, другу. На данный момент, все отношения стали урегулированы между соседями.
Все поправки ст. 294 в ГК, вы можете прочесть, пройдя на сайт Высшего арбитражного суда, где перечислены и описаны соседские права. Запрещена постройка зданий на земельных участках, если эти здания и сооружения могут как-либо негативно влиять на соседей. Если ремонт здания не может быть произведен лишь со своего участка, то гражданин вправе воспользоваться участком соседа.
Запрещено возводить сооружения канализационного типа, если они каким-то образом загрязняются соседский участок; плоды, которые упали с дерева, растущего на соседнем участке, можно присваивать себе, также можно обрезать ветки, которые заходят на территорию вашего участка, корни дерева, которые проникли на вашу территорию, можно оставлять себе или обрезать. Можно требовать от соседа, чтобы он своей деятельностью не прикрывал свет, падающий на ваш участок, и не уменьшал вид, открывающейся с него.
Эти поправки на данный момент лишь на рассмотрении, но, если они будут приняты, то большинство конфликтов, которые возникают между соседями, можно будет решить весьма быстро. Граждане будут видеть, к чему приведет, тот или иной конфликт и будут регулировать свои отношения составлением соглашения или через суд, если это действительно необходимо.
Теперь все права соседей будут описаны в одном документе, и будет полезно ознакомиться с ними. Раньше, чтобы прийти к какому-нибудь решению, требовался подробный анализ санитарных правил, пожарной безопасности, правил градостроения и межевания. Данный документ все упростит и общений граждан в вышестоящие инстанции станет значительно меньше.
Гражданский кодекс пропишет права соседей по земельному участку эксклюзив
29.02.2012 Ярослав Николаев
Многие бытовые конфликты, возникающие между соседями по поводу смежных земельных участков, могут быть предотвращены на корню. Если поправки в Гражданский кодекс (ГК) будут приняты, гражданам не придется изучать отраслевые документы, чтобы понять, нарушает ли хозяйственная деятельность соседей их права.
Если хочешь навредить соседу — посади у его забора куст малины, говорится в поговорке. Такой способ выяснения отношений между гражданами скоро будет вне закона: новый ГК впервые может запретить осуществлять на своей земле деятельность, от которой могут пострадать соседи.
«Впервые в нашем законодательстве детально урегулированы соседские права. Кодекс достаточно детально прописывает, что вы как собственник соседнего участка можете делать, а что не можете делать», — рассказал вчера замминистра юстиции Юрий Любимов в эфире телеканала «Россия 1». По его словам, если раньше соседи по участку или огороду выясняли свои отношения бытовым путем, то сейчас эти отношения прямо урегулированы.
Так, ст. 294 проекта поправок в ГК, опубликованного на сайте Высшего арбитражного суда, устанавливает содержание соседских прав. Хозяева земельных участков не должны возводить здания и сооружения, которые могут недопустимо воздействовать на соседей. Если гражданин не может отремонтировать сооружение со своего участка, он может воспользоваться для этого соседним участком.
Документом запрещается возводить канализационные сооружения, приводящие к загрязнению соседнего участка; разрешается собирать плоды, упавшие на участок с дерева или куста, расположенного на соседнем земельном участке, а также срезать и оставлять себе корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка. От соседа можно будет потребовать, чтобы он своими действиями не изменял приток света на земельный участок и не сужал открывающийся с него вид.
Если поправки будут приняты, то многие конфликты, возникающие на бытовом уровне, могут быть разрешены в зачатке, комментирует управляющий партнер ГЮК «Консулъ» Марина Мисюкевич. «Граждане получат модель своего поведения в той или иной ситуации и смогут решить, стоит составлять соглашение друг с другом либо же необходимо идти в суд», — указывает она.
Наконец-то соседские права консолидированы в одном документе, приветствует нововведения ведущий юрист Sameta Сергей Казаков, добавляя, что они будут полезны простым гражданам. «Раньше сделать вывод о таких правах можно было, лишь проанализировав санитарные правила и нормы, правила межевания и градостроения, а также правила пожарной безопасности», — замечает он.
Поправки в Гражданский кодекс РФ могут создать проблемы для собственников недвижимости
Текст поправок к разделу II Гражданского кодекса РФ 25 ноября был опубликован на сайте ВАС РФ. В настоящее время предлагаемые изменения активно обсуждаются в российских СМИ вместе с поправками к I, III и VI разделам, опубликованным 13 ноября.
Проектом поправок к Кодексу многие действующие нормы изменены, уточнены или дополнены. Перемены коснулись практически всех институтов. По сути дела, авторы проекта предлагают новый вариант Гражданского кодекса РФ. Изменениями затронуты и нормы, регулирующие права собственников земельных участков и собственников зданий, расположенных на этих участках.
Поправки к разделу II ГК РФ полностью преобразуют систему вещных прав. Туда добавлены новые права и изменены уже существующие. В частности, проект предлагает переработать нормы, устанавливающие единство юридической судьбы земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем.
Этот вопрос актуален для многих собственников недвижимого имущества. Дело в том, что в Российской Федерации земля и объекты недвижимости на ней могут находиться в собственности разных лиц. Объясняется это тем, что до принятия в 2001 г. Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" разрешалась приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельного участка, на котором они расположены. Земля при этом оставалась в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, до принятия в 2001 г. Земельного кодекса РФ объекты недвижимости и земельные участки под ними могли продаваться по отдельности.
Однако предлагаемый проект поправок не вносит ясности в порядок распределения прав и обязанностей между собственниками земельных участков и объектов недвижимости. Вместо этого он предлагает три разных подхода к регулированию их отношений.
Первый подход утверждает преимущество прав собственника земли над правами собственника недвижимости (п. 4 ст. 289 проекта поправок). В соответствии с ним собственник земельного участка является также собственником находящихся на нем зданий и сооружений, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При буквальном прочтении указанного положения получается, что если на земельном участке расположено чужое здание, то оно переходит в собственность хозяина участка. Однако из текста проекта не ясно, будут ли права на недвижимость переходить к собственнику земельного участка автоматически, или же это будет длительный и постепенный процесс. Возможно, предполагается использование механизма, изложенного в ст. 294 проекта. В ней устанавливается преимущественное право собственника зданий приобрести земельный участок, на котором они находятся, и равно преимущественное право собственника земельного участка на покупку расположенных на нем зданий и сооружений.
Второй подход предполагает, что собственник земли и собственник недвижимости будут договариваться о порядке использования земли (п. 2 ст. 2971 проекта поправок). В соответствии с ним собственник здания или сооружения, не имеющий соответствующего вещного права или договора с собственником земельного участка, вправе владеть и пользоваться земельным участком в том объеме, который необходим для обеспечения доступа к зданию или сооружению.
При этом собственник здания или сооружения вправе по своему выбору требовать от собственника земельного участка предоставления ему права постоянного владения и пользования или права аренды участка, необходимого для обеспечения доступа к зданию или сооружению.
Нормы второго подхода повторяют нормы действующего земельного законодательства, однако более детально регламентируют отношения собственника здания с собственником земельного участка. В актуальной сейчас редакции Гражданского кодекса РФ в ст. 271 содержится указание на "право пользования земельным участком", предоставленное собственнику недвижимости. Однако сейчас для раскрытия понятия "права пользования" и пределов его осуществления необходимо обращаться к нормам Земельного кодекса РФ. Проект поправок предлагает объединить в одной статье все нормы о распределении прав и обязанностей собственника недвижимости по отношению к собственнику земельного участка.
Наконец, третий подход предусматривает приоритет прав собственников помещений в здании над правом собственника земельного участка (п. 1 ст. 2986 проекта поправок). Предполагается, что земельный участок, необходимый для использования здания, находится в общей долевой собственности собственников помещений в здании, если иное не предусмотрено законом.
Это касается как жилых, так и нежилых помещений. Причем с момента регистрации права собственности на отдельные жилые помещения прекращается право собственности на здание в целом (ст. 298 проекта поправок). Возникает вопрос: если право собственности на здание прекращается, то можно ли к собственникам помещений применять все те же нормы, что и к собственнику здания? Например, обладают ли собственники помещений правом требовать заключения договора с собственником земли?
Отметим, что подобный приоритет прав на недвижимость над правами на землю уже предусмотрен жилищным законодательством. Так, статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме являются собственниками земельного участка под этим домом. Такое право собственности на участок под многоквартирным домом возникает в силу закона. Когда Жилищный кодекс был принят, указанная норма вызвала множество судебных споров. Большинство из них сводилось к тому, с какого момента возникает право собственности на землю и какого размера земельный участок переходит в собственность.
Общий смысл всех подходов, предлагаемых проектом, сводится к тому, чтобы в итоге земельный участок и объект недвижимости превратились в нераздельный объект имущества. Однако если проект будет принят в имеющемся виде, могут возникнуть трудности с определением собственника возникшего единого объекта недвижимости. Ведь и собственники земли, и собственники зданий получат одинаковые по юридической силе основания для подтверждения прав как на землю, так и на здания.
Указанные три подхода к установлению прав на земельный участок и на объекты недвижимости на нем могут быть применены только тогда, когда собственник земельного участка и собственник недвижимости совпадают в одном лице. Во всех других случаях возможен ряд правовых коллизий.
Однако отметим, что данный проект поправок - это еще не законопроект. Поэтому высока вероятность, что к моменту внесения проекта в Госдуму из его текста будут исключены внутренние противоречия.
Напомним, что в настоящее время текст проекта поправок опубликован на сайтах ВАС РФ и СПС КонсультантПлюс. О дате внесения проекта в Госдуму пока не сообщается.
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Дата официальной публикации:7 февраля 2012 г.
Опубликовано: 7 февраля 2012 г. на сайте "Российской Газеты"
Вносится Президентом
Российской Федерации
Проект №
Статья 293. Ограничения права собственности на земельный участок в пользу соседей (соседские права)
1. Собственник земельного участка должен осуществлять правомочия владения и пользования земельным участком с соблюдением прав и охраняемых законом интересов собственников (владельцев) соседних земельных участков (соседских прав).
Соседними земельными участками в целях установления ограничений права собственности признаются земельные участки, как соприкасающиеся, так и не соприкасающиеся друг с другом, если последствия использования (эксплуатации) одного из участков оказывают влияние на использование другого участка.
2. Собственник земельного участка должен претерпевать воздействие исходящих с соседнего земельного участка газов, паров, запахов, дыма, копоти, тепла, шумов, вибрации и иное подобное воздействие, если оно не оказывает влияние на использование его земельного участка или оказывает на его использование такое влияние, которое не превышает установленных нормативов, разумных пределов исходя из природы и местоположения земельных участков или из обычая.
В случае, когда исходящее с соседнего земельного участка воздействие выходит за указанные пределы, собственник (владелец) земельного участка вправе требовать устранения препятствий в пользовании своим земельным участком (статья 230).
Статья 294. Содержание соседских прав
1. Собственник земельного участка обязан, если соглашением с собственником (владельцем) соседнего земельного участка не предусмотрено иное:
не возводить здания или сооружения, в отношении которых очевидно, что их существование или использование будет иметь следствием недопустимое воздействие на соседний земельный участок;
принимать меры по предотвращению вреда, который может быть причинен соседнему участку ненадлежаще содержащимся собственником существующим зданием (сооружением), в том числе обязан снести здание (сооружение), оказывающее недопустимое воздействие на соседний земельный участок;
устранять опасность обрушения здания или сооружения либо его части на соседний участок;
допускать на земельный участок владельца соседнего участка для земляных и иных работ в целях доступа к зданию или сооружению, расположенному на соседнем земельном участке, при необходимости его ремонта, если такие работы не могут быть осуществлены иным способом;
свободно пропускать воду, поступающую естественным образом на участок с соседнего земельного участка, а также не подсыпать землю на свой земельный участок, если это нарушает естественные стоки с соседнего земельного участка или препятствует им;
не возводить на своем земельном участке здания и сооружения и не осуществлять посадки таким образом, что это может ухудшить состояние соседнего участка или посадок на нем либо нарушить устойчивость расположенных на нем зданий или сооружений;
не углублять свой земельный участок таким способом, что грунт соседнего участка лишится опоры;
не сооружать колодцы таким образом, чтобы это препятствовало поступлению воды в колодец на соседнем участке;
не возводить канализационных сооружений, приводящих к загрязнению соседнего участка;
воздерживаться от иных действий, которые могут привести к нарушению прав соседей.
2. Собственник земельного участка имеет право, если соглашением с собственником (владельцем) соседнего земельного участка не предусмотрено иное:
собирать плоды, упавшие на земельный участок с дерева или куста, расположенного на соседнем участке;
срезать и оставлять себе препятствующие использованию земельного участка корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка;
требовать от собственника соседнего участка, чтобы он своими действиями не изменял притока света на земельный участок и не сужал открывающегося с него вида, если это выходит за разумные пределы;
требовать от собственника соседнего участка участвовать в строительстве или в разумных расходах на строительство общей стены (забора, изгороди) между земельными участками или в установлении иной разделительной линии между земельными участками (межевых знаков на общих границах), а также в разумных расходах по эксплуатации таких объектов.
Статья 295. Ограничения права собственности на земельный участок в публичных интересах
Права собственника земельного участка могут быть ограничены в публичных интересах в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 настоящего Кодекса.
Основания ограничений прав собственника в публичных интересах определяются настоящим Кодексом (статья 2951, 2952) и иными законами.
Статья 2951. Реквизиция земельного участка. Временное занятие земельного участка
1. При реквизиции земельного участка применяются правила статьи 268 настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей статьей.
2. В случае невозможности возврата земельного участка его собственнику при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, собственнику по его заявлению предоставляется в собственность другой земельный участок. Разница в стоимости реквизированного и предоставленного земельного участка подлежит учету при расчетах с собственником земельного участка.
3. При наличии обстоятельств, являющихся основаниями для реквизиции земельного участка, он может быть временно занят по решению уполномоченного государственного органа с возмещением собственнику убытков, причиненных таким временным занятием. При прекращении обстоятельств, послуживших основанием временного занятия, земельный участок подлежит незамедлительному возврату собственнику.
Собственник вправе требовать осуществления реквизиции временно занятого земельного участка (статья 268).
Статья 2952. Ограничения права собственности на земельный участок в публичных интересах без изъятия участка у собственника
1. В публичных интересах могут быть ограничены принадлежащие собственнику правомочия владения и (или) пользования земельным участком с сохранением за ним возможности распоряжения. Такое ограничение устанавливается в случае, когда публичные интересы не могут быть реализованы установлением вещного или обязательственного права в отношении земельного участка, и должно осуществляться способом, наименее обременительным для собственника земельного участка.
Переход права собственности на земельный участок к другому лицу не влияет на содержание ограничений права собственности на такой участок, установленных в публичных интересах.
2. Ограничения права собственности на земельный участок, предполагающие доступ на земельный участок других лиц без разрешения собственника, могут устанавливаться для обеспечения:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных;
7) проведения научно-исследовательских или проектно-изыскательских работ.
3. В зависимости от цели и характера ограничений права собственности они устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
4. Ограничения права собственности на земельный участок в публичных интересах без изъятия земельного участка устанавливаются нормативными актами уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления.
5. Государственные органы и органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать ограничения права собственности на земельный участок в соответствии с настоящей статьей, а также размер и порядок выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, определяются законом и иными правовыми актами. Споры о размере компенсации рассматриваются судом.
6. Если установленные ограничения являются излишне обременительными для собственника земельного участка, он вправе требовать выплаты ему справедливой компенсации.
В случае, когда установление ограничений приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка вправе требовать его выкупа по цене, определяемой в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса, или предоставления равноценного земельного участка, а также возмещения причиненных убытков.
Статья 296. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа в исключительных случаях, в том числе в случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целях обеспечения доступа граждан и организаций к правосудию;
3) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иной возможности размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
4) иными обстоятельствами в установленных законом случаях.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, принимаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, принимаются по поручению Президента Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в ведении которых находится обеспечение размещения и эксплуатации соответствующих объектов.
4. Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка, письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
5. О принятом решении государственного органа или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд вносится отметка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Собственник земельного участка должен быть извещен о такой отметке с указанием даты ее внесения.
6. Правила настоящей статьи применяются также в случаях, когда земельный участок, необходимый для государственных или муниципальных нужд, не образован на момент принятия решения о его изъятии. В этом случае такое решение должно содержать сведения о границах земельного участка, который будет образован в связи с его изъятием.
Расходы, связанные с образованием земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, несет публично-правовое образование, для нужд которого изымается данный земельный участок.
Статья 2961. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество отметки о принятом решении об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка владеет, пользуется и распоряжается им по своему усмотрению и несет необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 2962) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Статья 2962. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд
1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Право собственности собственника земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, может быть прекращено только после уплаты ему выкупной цены. Исполнение обязательства по уплате выкупной цены может быть возложено соответствующим публично-правовым образованием на лицо, которое будет использовать земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 313, статья 403).
2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статья 2963. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 4 статьи 296 настоящего Кодекса.
Статья 2964. Прекращение права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его целевым назначением
Право собственности на земельный участок может быть прекращено принудительно в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение пяти лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Статья 2965. Прекращение права собственности на земельный участок, используемый с нарушением законодательства
Право собственности на земельный участок может быть прекращено принудительно, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или к значительному ухудшению экологической обстановки либо осуществляется с иным грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных законом.
Статья 2966. Порядок прекращения права собственности на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования
1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения о принудительном прекращении права собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным статьями 2964 и 2965 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются законом.
2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение о принудительном прекращении права собственности на земельный участок, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с торгов.
3. Если собственник земельного участка не согласен с решением о принудительном прекращении его права собственности на земельный участок, орган, принявший соответствующее решение, может предъявить требование о продаже участка в суд.
4. При продаже земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 2964 и 2965 настоящего Кодекса, вместе с ним продаются здания и сооружения, расположенные на земельном участке, принадлежащие собственнику земельного участка на праве собственности. Собственнику земельного участка выплачиваются средства, вырученные от продажи, за вычетом расходов на проведение торгов по продаже участка.
Статья 2967. Отказ собственника от права собственности на земельный участок
1. Отказ от права собственности на земельный участок (статья 265) осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Отказ от права собственности на земельный участок является одновременно отказом от права собственности на здания и сооружения, расположенные на земельном участке и принадлежащие его собственнику. Право собственности на этот земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
2. Если иное не предусмотрено законом, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, а в случаях, предусмотренных законом, собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 2968. Право собственности на участки недр
1. Участком недр как объектом права собственности является участок, представляющий собой геометризованный блок недр, границы которого определены и удостоверены в установленном порядке и в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет.
Право собственности на участки недр устанавливается в соответствии с законом о недрах.
2. Собственник земельного участка имеет на участок недр, расположенный под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд.
3. Правила настоящего Кодекса о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются участки недр, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений.
Статья 2969. Право собственности на водные объекты
1. Водным объектом как объектом права собственности является покрытый водами участок земель водного фонда в пределах береговой линии, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет.
Береговая линия водного объекта определяется в соответствии с водным законодательством.
Водные объекты, не находящиеся в соответствии с законом в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований или субъектов Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
2. Поверхностные воды и покрытые ими земли, не отнесенные к землям водного фонда, не образуют водного объекта и являются частью земельного участка, в границах которого они находятся. К такому земельному участку применяются правила настоящего Кодекса о праве собственности на земельные участки.
3. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законом. Граждане имеют право свободного доступа к таким водным объектам и могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
4. Правила настоящего Кодекса о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются водные объекты, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений.
Статья 29610. Право собственности на земельные участки лесного фонда
Собственник земельного участка лесного фонда осуществляет владение, пользование и распоряжение таким участком в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Земельные участки лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться во владение и пользование граждан и юридических лиц в порядке, определенном законом.
Статья 29611. Правовой режим животных в состоянии естественной свободы
Животные в состоянии естественной свободы, в том числе находящиеся в границах земельного участка, не признаются объектами права собственности и иных гражданских прав.
Глава 193. Право собственности на здания и сооружения
Статья 297. Основные положения о праве собственности на здания и сооружения.
1. Право собственности на здание или сооружение возникает с момента государственной регистрации и принадлежит собственнику земельного участка, если иное не установлено законом.
2. Собственник здания или сооружения вправе передать во временное владение и пользование или пользование часть здания или сооружения при условии индивидуализации указанной части в договоре.
3. Отчуждение здания или сооружения его собственником, являющимся также собственником земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, не допускается без одновременного отчуждения этого земельного участка, если иное не предусмотрено законом. Сделка, совершенная с нарушением этого требования, является недействительной.
Статья 2971. Пользование собственником здания или сооружения чужим земельным участком
1. Собственник здания или сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользуется данным земельным участком на условиях и в объеме, предусмотренных соответствующим вещным правом или договором с собственником земельного участка.
2. Собственник здания или сооружения, не имеющий иного вещного права или договора с собственником земельного участка, вправе владеть и пользоваться земельным участком в объеме, необходимом для обеспечения его доступа к указанному зданию или сооружению (право ограниченного владения земельным участком). Собственник земельного участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от собственника здания или сооружения соразмерную плату за владение и пользование земельным участком.
3. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику здания или сооружения права на расположенный под ним земельный участок.
4. Собственник здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет право им владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, в том числе сносить и реконструировать принадлежащее ему здание или сооружение, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
5. Повреждение (гибель) здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, не влечет прекращения прав собственника здания или сооружения на земельный участок. Собственник поврежденного (погибшего) здания или сооружения имеет право на его восстановление без согласия собственника земельного участка.
Права собственника поврежденного (погибшего) здания или сооружения на земельный участок прекращаются, если указанное лицо не приступило к восстановлению здания или сооружения в течение пяти лет с момента его повреждения (гибели).
6. Собственник здания или сооружения вправе требовать по своему выбору от собственника земельного участка предоставления ему права застройки, права постоянного землевладения или права аренды земельного участка, необходимого для обеспечения доступа к зданию или сооружению.
Собственник здания или сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, вправе требовать выкупа земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.
7. Право ограниченного владения земельным участком не подлежит государственной регистрации и сохраняет силу до приобретения собственником здания или сооружения соответствующего права на земельный участок в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
Статья 2972. Право собственности на объект незавершенного строительства
1. Право собственности на объект незавершенного строительства принадлежит собственнику земельного участка, если иное не предусмотрено законом.
2. Право собственности на объект незавершенного строительства возникает с момента государственной регистрации указанного права. Собственник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, если соответствующий объект отвечает признакам недвижимого имущества, указанным в статье 130 настоящего Кодекса.
3. Собственник объекта незавершенного строительства обязан в разумный срок завершить строительство указанного объекта.
При неисполнении указанной обязанности орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости завершить строительство объекта недвижимости, а также назначить собственнику соразмерный срок для его завершения.
Если собственник без уважительных причин не завершит строительство объекта недвижимости в установленный срок, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого объекта незавершенного строительства с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
4. К праву собственности и другим вещным правам на объект незавершенного строительства применяются правила настоящего раздела о праве собственности и других вещных правах на здания и сооружения, если иное не установлено настоящим Кодексом и иным законом или не вытекает из существа объекта незавершенного строительства.
Земельные участки споры
Соседей не выбирают? Спорный тезис, но чаще всего так бывает, что соседи на смежных земельных участках такие какие они есть.
Автор: Георгий Афанасьев
Деятельность на соседнем участке не должны нарушать хозяйственные права соседей. Нельзя здания по границе участка строить, да и деревья должны отступать от забора на определённое расстояние. Как узнать что за правила уже приняты? И как они будут меняться в ближайшее время? Раньше знать о нормах можно было если изучить и выписать нормы из большого количества санитарных, пожарных норм, правил ведения кадастрового учета и межевания.
Права владельца смежного земельного участка
Теперь планируется собрать все такие нормы в одном месте. И в ближайшее время ст. 294 в ГК, может стать самой читаемой и обсуждаемой среди владельцев всех земельных участков.
Пока на сайте Высшего арбитражного суда опубликован проект этой статьи, ссылку не могу дать, не удалось простым поиском найти этот документ (кто обнаружит пришлите ссылку).
Эта статья установит содержание соседских прав. Хозяева земельных участков не должны будут возводить здания и сооружения, которые могут недопустимо воздействовать на соседей, возводить канализационные сооружения, приводящие к загрязнению соседнего участка; разрешается собирать плоды, упавшие на участок с дерева или куста, расположенного на соседнем земельном участке, а также срезать и оставлять себе корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка.
Как это работает в других странах?
В Германии очень подробные нормы для дачных участков. Например, на вашем участке деревья не могут быть выше 2,5 метров. И регулярно приходит дачная комиссия и проверяет , если больше нужно подрезать. Говорят, пожилым людям сложно уже следить за всеми этими правилами. Есть отдельный подкаст про немецкие дачи – в проекте “Школа жизни”, можно послушать.
В Гражданском кодексе установят права соседей по земельному участку
23.03.2012
Поправки, предлагаемые к внесению в Гражданский кодекс (ГК), призваны запретить осуществлять на своей земле деятельность, от которой могут пострадать соседи, пишет «РБК daily».
Содержание соседских прав изложено в ст. 294 проекта поправок в ГК. Хозяева земельных участков не должны строить здания и сооружения, которые могут оказывать отрицательное влияние на соседей. Если гражданин не может исправить неполадки своих построек со своего участка, он может использовать для этого соседний участок.
Запрещается возводить канализационные сооружения, загрязняющие соседний участок; разрешается срезать и оставлять себе корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка, собирать плоды, упавшие на участок с дерева или куста, расположенного на соседнем земельном участке. Можно будет потребовать от соседа, чтобы он своими действиями не изменял приток света на земельный участок и не сужал открывающийся с него вид.
Опубликовано 26.04.2012 пользователем OrbitaTVchannel
Не так давно поселок Шевченко остался без председателя поселкового совета, а накануне часть его жителей еще и без питьевой воды. Бригада коммунального предприятия «Красноармейскводоканал» без предупреждения отключила от водоснабжения улицу Садовую. Однако жителей не так беспокоит отсутствие воды, как то, кто же в этом виноват?
Загружено пользователем specialkorr , дата: 15.03.2010
Загружено пользователем AkcentMedia , дата: 11.03.2011
Еще несколько десятилетий назад слово «сосед» не носило такого негативного оттенка в обществе как сегодня. На вид, живущие рядом с нами люди бывают разные: странные, вредные, неряшливые и грубые. И, предъявляя к ним определенные требования, мы часто забываем, что каждый из нас тоже чей-то сосед....
Обитатели «булгаковских квартир», герои Гоголя и Зощенко -- скандальные соседи не исчезли бесследно. Их прототипы и сегодня живут среди нас...
Проект журналистских расследований. Телестудия "Акцент-Медиа", г. Днепропетровск
Загружено пользователем OrbitaTVchannel , дата: 20.01.2012
Выбирая жильё, мы обращаем внимание не только на расположение дома или его новизну, но и на соседей. От них зависит наше спокойное и комфортное проживание. Хотим мы того или нет, но жизнь людей через стенку часто, отражается и на нашей. Как найти взаимопонимание с соседями? Об этом в программе «Формула жизни».
Загружено пользователем Nina31tv , дата: 28.05.2010
Соседская война.
Загружено пользователем novostiyeisk , дата: 15.05.2011
Опубликовано 16.05.2012 пользователем AKMEvideo
Опубликовано 22.07.2012 пользователем stv24news
По- хорошему договориться не удалось. Члены садоводства «Березовая роща» отныне выясняют отношения в суде. Причина затянувшегося конфликта -- забор, воздвигнутый новым соседом. По словам истца, он портит внешний вид садоводства и отбрасывает тень на посадки.
В ДУМУ ВНЕСЛИ ЗАКОНОПРОЕКТ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ ПО ДАЧЕ
27.04.2016 ЗАГОРОДНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ
Новый законопроект поможет решить многочисленные споры между соседями по даче из-за перекрытых дорог к дачным участкам и доступа к местам общего пользования
Автор: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
В Госдуму внесен законопроект, которой предлагает упростить порядок решения соседских споров. Инициаторы проекта — четыре депутата — подготовили поправки в Земельный кодекс, по которым чиновники смогут устанавливать сервитуты по просьбам граждан, пишет «Российская газета». В случае принятия этих поправок чиновники смогут без суда открывать проход по частной территории и в целом устанавливать, какие права имеют соседи и любые посторонние на чужом земельном участке.
В России происходит масса споров между соседями из-за перекрытых подъездов к дачным участкам или закрытых проходов к колодцам, лесу или речке, местам общественного пользования, отмечает издание. По мнению авторов проекта, на практике возникает ряд проблем. Во многих регионах, говорится в пояснительной записке, имеют место многочисленные случаи злоупотребления правом со стороны собственников, чьи земли на деле должны быть участками общего пользования, но так сложилось, что важная земля ушла в частные руки.
Законопроект также предусматривает возможность внесения соразмерной платы собственнику участка за счет заинтересованных лиц. «В случае если свободный доступ от земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства к территории общего пользования (или земельному участку общего пользования) невозможен иным образом, кроме как через земельный участок, в отношении которого испрашивается установление публичного сервитута, отказ в установлении публичного сервитута для указанных целей не допускается», — говорится в проекте закона.
Таким образом, если единственный путь к дачному поселку, чьим-то полям или тому же общественному пляжу лежит через чей-то участок, то власти не смогут отказать в установлении сервитута. Барьеры, установленные в этом случае на дороге, будут сняты в обязательном порядке, поясняет «РГ».
Сергей Велесевич
Пропуск на чужие грядки
26.04.2016 18:25
Текст: Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск №6958 (90)
Споры между соседями по даче придется решать чиновникам
Власти смогут в упрощенном порядке сносить заборы, преграждающие путь к общим пляжам. Фото: Сергей Михеев/РГВласти смогут в упрощенном порядке сносить заборы, преграждающие путь к общим пляжам. Фото: Сергей Михеев/РГ
Новый законопроект предлагает ввести упрощенный порядок решения соседских споров: чиновники смогут без суда открывать проход по частной территории и в целом устанавливать, какие права имеют соседи и любые посторонние на чужом земельном участке.
На юридическом языке это называется сервитут. Допустим, кто-то купил участок с общим колодцем. Или в чьих-то владениях оказалась дорога, ведущая к дачному поселку. И новый хозяин перегородил проезд, думая, что кто хозяин, тот и прав.
Таких историй масса. Кто испытал на себе, тот знает, как сильно порой закипают страсти, когда соседи пытаются договориться о совместной жизни.
Сегодня, если хозяин участка, оказавшегося в зоне общественных интересов, не идет навстречу соседям, у последних одна дорога - в суд.
Но добиться победы в процессе, подчас, только полдела. Затем наступает новое испытание. Добиться исполнения судебного решения - вот что становится головной болью.
Бывает, что единственный путь к поселку лежит по частной земле, чей недобрый хозяин мешает проходу
Законопроект, рассматриваемый Госдумой, предлагает изменить порядок. Инициаторы проекта - четыре депутата - подготовили поправки в Земельный кодекс, по которым чиновники смогут устанавливать сервитуты по просьбам граждан.
В таком случае соседям будет достаточно написать заявление в местную администрацию, мол, просим открыть луга гражданина Н. для выпаса наших коров.
Или - требуем открыть дорогу к пляжу через лесок гражданина Т.
Чиновники рассмотрят и разрешат. Или нет. Но если у соседей есть веские основания что-то требовать от чужой земли, их вопрос решится гораздо быстрее.
Юрист Вячеслав Голенев напоминает, что сегодня в законе предусмотрено два вида сервитутов - публичный и частный. Публичный устанавливается в интересах государства. Частный - по просьбам простых людей.
- Для публичного сервитута сейчас необходимо проведение общественных слушаний и последующее издание нормативного акта, - говорит Вячеслав Голенев. - В частном сервитуте если собственник и проситель не договорились, то проситель может пойти в суд и оспорить отказ собственника. Мне кажется, что сейчас в Земельном кодексе выстроена правильная система, она позволяет соблюдать баланс и частных, и государственных интересов.
Тем не менее, по мнению авторов проекта, на практике возникает ряд проблем. Во многих регионах, говорится в пояснительной записке, имеют место многочисленные случаи злоупотребления правом со стороны собственников, чьи земли на деле должны быть участками общего пользования. Но так сложилось, что важная земля ушла в частные руки.
Например, некое лицо покупало крупный участок, на котором планировалось большое строительство. Затем земля дробилась и застраивалась. На ней вырастали целые кварталы или поселки.
"При этом у частного собственника оставались земельные участки, которые в силу своих конфигурации и территориального расположения были запроектированы для обеспечения прохода и проезда между жилыми домами, а также свободного доступа от частных участков к земельным участкам общего пользования, находящихся в публичной собственности", говорится в пояснительной записке.
Несговорчивые хозяева дорог теперь блокируют движение и требуют с жителей плату за проход и проезд. Мешают даже экстренным службам - МЧС, Скорой помощи. Беда в том, что единственный путь к домам или поселкам проложен по земле таких хозяев.
"Например, в Истринском районе Московской области аналогичная ситуация наблюдается примерно в 10 поселках с общим количеством более 800 домовладений и общей численностью жителей порядка 6000 человек", - говорится в пояснительной записке.
Впрочем, критики проекта опасаются другой крайности: под ударом окажутся собственники земли. Не получится ли так, что теперь чиновники смогут прийти к любому хозяину и что-то нарезать якобы в интересах соседей? Ведь недобросовестные землевладельцы - лишь малая часть собственников, а процедура будет касаться всех.
"Судя по всему, даже общественные слушания в таких случаях проводить не планируется, - замечает Вячеслав Голенев. - Проект, правда, предусматривает, что собственнику может выплачиваться соразмерная плата - полностью или частично. Но кто будет определять соразмерность, а также - платить ли полностью или частично? Не появится ли здесь простор для коррупции? Кроме того, я бы не стал исключать и возможность шантажа хозяина: откупись, а не то придумаем тебе какой-нибудь сервитут".
Собственник, конечно, сможет обжаловать решение властей. Но проект в корне меняет схему оспаривания. Сейчас проситель, то есть сосед, доказывает в суде необходимость установления сервитута. Ведь он хочет ограничить какие-то хозяйские права, а для этого нужны веские причины. Законопроект же заставляет хозяина спорить не с соседями, а с чиновниками, и уже после того, как решение принято. Спор перестает быть чисто гражданским, такие дела должны рассматриваться по процедуре, прописанной Кодексом административного судопроизводства.
Сам проект поправок в Земельный кодекс можно прочитать на сайте "Российской газеты". Если вкратце описывать его содержание, то можно выделить четыре ключевых момента. Первое: проект предусматривает возможность установления публичных сервитутов по результатам рассмотрения заявления заинтересованных лиц.
Второе: документ прописывает порядок подачи и рассмотрения соответствующих заявлений заинтересованных лиц. В частности, предусмотрено, что такое заявление подлежит рассмотрению в срок не позднее, чем 30 дней.
Третье: предусматривается возможность внесения соразмерной платы собственнику участка за счет заинтересованных лиц. Так что если частная земля будет открыта для посторонних, хозяину участка что-то перепадет. Впрочем, критерии - когда плата положена, когда нет , и если положена, то в каком размере, - не ясны.
Четвертое: проект запрещает отказывать в установлении публичного сервитута в случае, если свободный доступ от земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства к территории общего пользования (или земельному участку общего пользования) невозможен иным образом, кроме как через земельный участок, в отношении которого испрашивается установление публичного сервитута.
Проще говоря, когда единственный путь к дачному поселку, чьим-то полям или тому же общественному пляжу лежит через чей-то участок, то власти не смогут отказать в установлении сервитута.
Барьеры, установленные в этом случае на дороге, будут сняты в обязательном порядке. Поэтому никто не сможет блокировать людям единственный путь домой.
Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » ПРОСЕЯЛ ЛИ ТЫ МЫСЛЬ ЧЕРЕЗ ТРИ СИТА? » Соседское право: В Гражданский кодекс внесены поправки ...