Рубини: «Если выживем сейчас, то будущее ждет яркое и приятное»
Екатерина Метелица
REUTERS/Steve Marcus
«Ведя разговор о мировой экономике, сегодня можно сказать то же, что о стакане, который наполовину пуст или наполовину полон. Смотря с какой стороны смотреть», – считает профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. Экономист с мировым именем выступил в Москве на IV международной конференции для инвесторов и эмитентов долгового рынка «Облигационный рынок России 2012: Шаг в будущее». Начиная свою лекцию, Рубини отметил, что приехал в этот раз, как и в каждый свой визит в Москву, рассказать о том, что происходит в мире, и понаблюдать за тем, что происходит в России.
Парадокс мировой экономики на данном этапе, по мнению Нуриэля Рубини, можно описать такими словами: «Если мы выживем сейчас и преодолеем насущные трудности, то будущее ждет яркое и приятное». Главное, о чем нужно думать сейчас, не «где мы будем в долгосрочной перспективе», а «как нам преодолеть, краткосрочные проблемы».
Slon послушал выступление экономиста и записал 5 позитивных факторов развития мировой экономики и 5 больших и насущных международных проблем.
«Конечно, мир может сбиться с пути, но есть пять позитивных положений развития экономики, о которых сегодня поговорить актуально», – считает Нуриэль Рубини.
1. Мировая экономика восстанавливается. Восстановление финансовых рынков после кризиса 2008–2009 годов проходит неравномерно: на развивающихся рынках активнее, на развитых – медленнее. Но, тем не менее, восстановление наблюдается везде, и это позитивный тренд, несмотря на хрупкость ситуации. Общий рост мировой экономики сейчас лежит на плечах развивающихся стран. И если экономики США и Европы не способны пока расти быстрыми темпами, то на это способны страны БРИКС.
2. Голос на мировой арене принятия решений имеют все больше стран. Следующий позитивный фактор – то, что ведущая семерка стран утратила свое превосходство на мировой арене. Теперь мировые политические и экономические решения принимает международный орган, состоящий из двадцати стран. Что еще раз доказывает укрепляющиеся позиции развивающихся стран на мировой арене.
3. В мире растут корпоративные доходы. В развитых странах, в отличие от развивающихся, государство обеспечивает крепость корпоративного сектора. Многие испытывают с этим трудности, однако само движение говорит о позитивности фактора.
4. Глобализация. Сейчас значительно расширяется международная торговля: страны открывают свои границы, вступают в ВТО, снижается контроль над импортом, капитал свободно перемещается из страны в страну.
5. Инновации. Развитие мировой экономики и каждой страны в отдельности зависит от технологических инноваций. Мы не знаем, какими они будут вскоре, но можно предположить, что будут развиваться энергетические технологии, как традиционные, так и новые. Социальные сети, нанотехнологии, интеграция традиционных и нетрадиционных телекоммуникационных средств, искусственный интеллект, а еще и биотехнологии, – все это очень важно.
«Главная проблема мировой экономики состоит в том, что те положительные явления, которые я перечислил, относятся к долгосрочной перспективе, а те негативные риски, которые я назову сейчас, касаются краткосрочной перспективы», – рассказал Нуриэль Рубини. С чем нужно бороться прямо сейчас, по мнению профессора экономики:
1. Ослабление экономик развитых стран. Передовые экономики останутся ослабленными на многие годы, поскольку существуют проблемы с перекредитованием. Если в развивающихся странах развитие экономики напоминает букву V, где кривая идет вверх очень быстро, то в развитых странах восстановление будет долгим и мучительным.
2. Периферийные страны еврозоны внушают все большие опасения. В последующие кварталы ситуация будет только ухудшаться. Для этого есть пять причин: во-первых, ужесточение бюджетной экономии, во-вторых, отсутствие кредитов для ослабленных экономик, в-третьих, высокие цены на нефть, в-четвертых, неопределенность в действиях политиков. Люди устали от неопределенности: периферийные экономики устали от жесткой экономии, а центральные – от постоянного спасения тонущих. Я провел три дня в Германии: там всем надоело, что их деньги, деньги налогоплательщиков уходят на спасение «зажравшихся греков», как они их называют. К тому же – последняя причина – евро – слишком сильная валюта. Сейчас она упала до уровня 1,25 к доллару, Европа хотела бы, чтобы это было 1,3–1,4 к доллару, но это слишком много для периферии зоны; по моему мнению, евро должен ослабиться еще. На каждой встрече лидеров стран еврозоны, которых было уже 18 или 20, решение проблем откладывается. Они не могут прийти к согласию или найти механизм, который будет работать. Выбрасывать кого-то из зоны – не работает, поддерживать всех – не работает, контролировать всё и вся – тоже не работает. Эта нерешительность не в силах создать стабильное равновесие, да даже стабильное неравновесие они не могут поддерживать. То есть то, что у них там творится, можно назвать «нестабильным неравновесием». Сейчас еврозоне необходимо начать двигаться в одном направлении – к большей интеграции банковской, финансовой, политической систем, только это спасет. Иначе начнется постепенная дезинтеграция монетарного союза.
3. Рост экономики в США слишком медленный и он будет замедляться и дальше. Как это ни парадоксально, третьей проблемой мировой экономики являются Соединенные Штаты. По всем данным статистики, следующий год в Штатах в экономическом плане будет хуже, чем этот. Кроме того, политическая жизнь страны ознаменуется борьбой между республиканцами и демократами в Конгрессе. Вся эта грызня не пойдет на пользу: одни за повышение налогов, другие – против снижения расходов и так далее.
4. Китай сдает позиции. Появляется информация, что даже Китай замедляет свои темпы экономического развития, что его ждет жесткая посадка. Время покажет, сможет ли Китай перейти к модели, которая основана на экспорте с фиксированным доходом. Если это удастся, то все будет хорошо, если страна продолжит прежнюю политику, то жесткая посадка в 2014–2015 годах неизбежна. Кроме того, большинство развивающихся экономик замедляют свое развитие: Бразилия, Россия, Индия, Турция, Мексика, Аргентина.
5. Напряженность растет на Ближнем Востоке: США и Иран борются на поле нераспространения ядерного оружия. При наихудшем сценарии – войне – цены могут взлететь, что тоже является риском. Если провалятся переговоры в этом году, если санкции не заставят Иран отказаться от ядерного оружия, то есть все основания полагать, что США нападет на Иран. Тогда за одну ночь цены на нефть могут подняться в два раза. Это станет плохой новостью для всех – и для производителей, и для потребителей. При высоких ценах на нефть неизбежно наступит глобальная рецессия, и цены все равно упадут. Есть проблемы на Ближнем Востоке и без Ирана – после «арабской весны» все еще творится хаос: гражданская война идет в Сирии, Йемене; есть шиитские меньшинства, которые поднимают голову; напряженность между Турцией и Ираном, Турцией и Сирией; сунниты начинают резать шиитов и наоборот; в Афганистане вообще не видно конца беспорядку и все перекидывается еще и в Пакистан. То есть полный хаос политический. Ближний Восток всегда был геополитическим риском и нередко разжигал пожары, приводившие к глобальной рецессии. Будет ли когда-либо там стабильность – неясно.