Германия станет доступнее для иностранных специалистов
Немецкое правительство развернуло кампанию по привлечению в страну иностранных специалистов. Желающие работать в Германии могут получить исчерпывающую информацию на новом интернет-портале.
В Германии ощущается все более острый дефицит квалифицированных кадров. Более трети немецких фирм, опрошенных Федеральным объединением торгово-промышленных палат (DIHK), заявили, что нехватка специалистов уже в краткосрочной перспективе может обернуться для них серьезными коммерческими проблемами. По данным министерства труда и социальных дел, сейчас в Германии - около миллиона вакансий. Причем, из года в год требуется все больше времени, чтобы их заполнить. Сейчас это в среднем 72 дня.
Дефицит кадров и населения
Урсула фон дер Ляйен
Такие данные привела на пресс-конференции в Берлине 5 июня руководитель этого ведомства Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen). "Это означает, - подчеркнула она, - что есть работа, которая не делается, есть заказы, которые не выполняются, есть потенциальные налоги и отчисления, которые могли бы пополнять казну и фонды социального страхования".
На кадровый дефицит накладывается неблагоприятная демографическая ситуация: численность населения Германии сокращается. По прогнозу фон дер Ляйен, в 2025 году по одним только сугубо демографическим причинам немецкой экономике будет не хватать до шести миллионов людей в трудоспособном возрасте. Выход правительство ФРГ видит, в частности, в усиленном привлечении иностранных специалистов на работу в Германию.
С этой целью совсем недавно был принят закон, упрощающий процедуру признания дипломов и свидетельств о профессиональной квалификации, полученных в других странах, а также укоренение в немецком законодательстве директивы ЕС о так называемой "синей карте" (Blue Card), которая будет предоставлять гражданам и из стран, не входящих в ЕС, право на работу и вид на жительство в Германии. Соответствующий закон вступит в силу с 1 августа этого года.
Вакансии в интернете
В том же направлении идет и развернутая немецким правительством кампания по привлечению в страну иностранных специалистов. Вместе с Урсулой фон дер Ляйен на пресс-конференции в Берлине ее представили вице-канцлер, министр экономики Филипп Рёслер (Philipp Rösler) и директор федерального агентства по труду Франк-Юрген Вайзе (Frank-Jürgen Weise).
Главный элемент этой кампании - новый интернет-портал Make-it-in-germany.com. На сайте систематизирована вся информация о возможностях трудоустройства в Германии. Здесь же можно найти список вакансий, имеющихся на немецких предприятиях, а также перечень организаций, оказывающих содействие желающим приехать в Германию на работу.
"С помощью нашего нового интернет-портала мы хотим показать специалистам за рубежом, почему стоит жить и работать в Германии, - заявил Филипп Рёслер. - Но главное, мы хотим продемонстрировать, что они желанны в Германии".
Глобальный рынок труда
Пока воспользоваться порталом могут знающие немецкий или английский языки. Но планируется включить информацию и на других. Отвечая на вопрос DW, будет ли на сайте информация, например, на китайском и русском языках, Урсула фон дер Ляйен объявила, что уже через 4-5 месяцев портал намечено расширить. "Наша цель, - заявила министр, - в октябре встретиться вновь и представить все многообразие возможностей, которые таит в себе глобальный рынок труда, уже на многих языках".
"Китайский и русский будут в их числе", - добавил Филипп Рёслер. Но и в нынешнем виде, заметил вице-канцлер, новый портал ориентирован на граждан всех стран, а не только проживающих в Европейском Союзе. Правда, в первую очередь, сказал Рёслер, рекламную кампанию по привлечению специалистов немецкое правительство собирается проводить в Испании, Италии и Португалии, где, отметил он, высок уровень безработицы и среди высококвалифицированных кадров. Директор кёльнского Института немецкой экономики Михаэль Хютер (Michael Hüther), однако, считает, что одними только специалистами из кризисных стран еврозоны восполнить кадровый дефицит экономики ФРГ не удастся.
Филипп Рёслер
Вместе с тем, для России и других постсоветских стран пока никаких специальных рекламных программ не планируется. Но что касается языковых барьеров, то непреодолимыми Рёслер их не считает. "Надо быть реалистами, - ответил вице-канцлер корреспонденту DW, - и признавать, что если нам нужны квалифицированные кадры, то - при всей важности знания языка для интеграции на первичном рынке труда - в качестве минимального условия достаточно и английского".
По словам Рёслера, цель правительства - сделать Германию открытой для всех, кто хочет здесь работать. "Язык при этом - только один из критериев, но еще важнее - квалификация", - заявил он.