Государство отменяет раздачу бесплатного жилья
Вера Ситнина
В.Губарев "Скромное обаяние недоразвитого социализма"
На смену оставшейся от советских времен системе бесплатной раздачи жилья «очередникам» придет западная схема социального найма – такова главная идея концепции законопроекта о некоммерческом найме жилья, выдвинутая «Институтом экономики города» и АИЖК, и одобренная Минэкономразвития и Минрегионом (есть у Slon). Теперь на основе этой концепции будет писаться законопроект. Его цель – существенно сократить расходы государства на жилье для граждан. Единственный способ сделать это – прекратить раздавать его бесплатно, иначе очереди не закончатся никогда. Предоставление жилья по договору социального найма предусмотрено Жилищным кодексом и сейчас. Однако, хоть эти квартиры и принадлежат муниципалитетам, в них можно проживать бессрочно (в том числе прописанным детям и внукам). И до 1 марта 2013 года их можно приватизировать. Авторы концепции хотят добиться того, чтобы жилье переходило «по наследству» следующим нуждающимся, а не детям и внукам. Что задумали Минэкономразвития с Минрегионом, кратко изложено ниже:
1. Замена действующей сейчас системы бесплатного предоставления жилья «очередникам» западной схемой социального найма. «Мы хотим, чтобы некоммерческое арендное жилье стало «многоразовым», иначе очереди не закончатся никогда», – объясняет глава департамента недвижимости Минэкономики Андрей Ивакин.
2. Жилье, предоставляемое нуждающимся гражданам, принадлежит им только на праве аренды и в собственность не передается. «Основная цель предложений – открыть хоть какие-то перспективы получения жилья для семей, доходы которых не позволяют им приобретать или снимать жилье по рыночным ценам. Кроме того, концепция задумана для того, чтобы существенно сократить государственные траты на строительство жилья», – говорит президент «Института экономики города» Надежда Косарева.
В настоящее время квартиры, предоставленные по договору социального найма, хоть и принадлежат муниципалитетам, но проживать в них можно бессрочно (в том числе, прописанным детям и внукам). Приватизация разрешена до 1 марта 2013 года.
3. Граждане проживают в социальном жилье временно, нанимая его у арендодателя – муниципалитета.
4. Проживание в социальном жилье будет платным, чтобы компенсировать муниципалитетам расходы на строительство. Хотя, признают сами авторы, это противоречит российской практике. «Массовая бесплатная приватизация привела к смещению предпочтений граждан в сторону собственности», – сказано в документе. 86,5% жилья в России находится в частной собственности, при этом в 74,2% проживают сами собственники. В развитых странах доля жилья, занимаемого собственниками, колеблется от 39% в Швеции до 69% в Германии.
5. Для компенсации расходов граждан предлагаются налоговые льготы. «Вопрос о льготах до конца не решен, но государство должно быть готово стимулировать новое направление», – убежден Ивакин. Авторы законопроекта предлагают ввести налоговые вычеты для арендаторов, аналогичные вычетам при покупке жилья. Кроме того, первые несколько лет социальные арендаторы будут полностью освобождены от уплаты НДФЛ. Затем они будут платить его по льготной 6% ставке. Авторы рассчитывают, что льготы помогут вывести аренду из тени.
6. Льготы по налогу на прибыль и/или на доходы получат застройщики, инвесторы и наймодатели.
7. Вопрос, какой будет арендная плата – близкой к квартплате или к рыночной аренде, пока остается открытым. Разработчики честно говорят, что даже некоммерческая аренда не будет доступна малоимущим гражданам, если регионы или муниципалитеты не будут расширять программы по предоставлению жилищных субсидий на наем такого жилья.
Точных цифр, во сколько обходится строительство жилья для очередников, не существует. Такие подсчеты не ведут ни Минфин, ни Минрегион. Оценить расходы государства можно только примерно. Гендиректор «Института экономики города» Александр Пузанов предлагает следующую методику подсчета. По данным Росстата, в 2010 году по договору социального найма в новостройках было предоставлено 1,4 млн кв. м жилья для 30 500 семей. Если считать, что 1 кв. м стоит 30 000 руб. (таков стандарт жилья эконом-класса, утвержденный правительством, он используется в качестве ценового ориентира в различных федеральных программах), то получается, что так или иначе на эти цели было потрачено 42 млрд руб. Но не вся эта сумма была оплачена живыми деньгами. Частично жилье предоставляется за счет бартерных сделок, например, в качестве оплаты за предоставление земли под коммерческую застройку. Но в новое жилье вселяется чуть более половины очередников. Остальные получают квартиры во вторичном жилье.