Немецкий мужчина стремится в декрет, российская женщина - в бизнес
Разный подход государства к личности сказывается на гендерных моделях, работающих сегодня в России и Германии. В одном обществе тон задает патернализм, в другом - стремление к свободе.
"Я нахожусь в России всего три часа, поэтому делать выводы об отношениях полов здесь мне пока рано. Но когда я впервые увидел фото Путина с голым торсом на озере, понял, что вашей стране еще предстоит пройти долгий путь", - так описал свои впечатления о гендерных представлениях россиян немецкий социолог Маттиас Линднер (Matthias Lindner) на круглом столе в рамках "Московского диалога". Мероприятие было организовано "Московской Немецкой газетой" и фондом Генриха Белля.
Социологи из Германии и России на встрече в Москве
Социологи из Германии и России собрались в российской столице, чтобы поговорить о гендерных клише своих стран. По общему мнению, у россиян особенно велика приверженность к устаревшим стереотипам, и большая "заслуга" в этом принадлежит государству.
Советский гендерный порядок
Как объяснила социолог, специалист по гендерной проблематике Ирина Тартаковская, в современной России крайне велика связь с советским гендерным порядком. Как и во времена СССР, власти стремятся и сегодня использовать модель взаимоотношения полов и семейных отношений себе на пользу. Начиная с революции и вплоть до перестройки, советским государством последовательно насаждалась модель "женщины-работницы", затем "женщины-работающей матери", в то же время не претендующей на какое-либо доминирование в обществе. Лишь в девяностых годах женщины активизировались, стали приходить в бизнес, у обоих полов появились так называемые "индивидуальные стратегии".
''Идеальный'' мужчина и ''идеальная'' женщина: реальность или стереотип?
Однако уже в прошлом десятилетии государство стало возвращать себе роль гендерного регулирования. В итоге в обществе по-прежнему превалирует модель женщины с ориентацией на "мужа-кормильца": такова, мол, "женская доля". Средняя зарплата женщин в России составляет 65 процентов от средней зарплаты мужчин, а по числу женщин в политике страна занимает 84 место, уступая даже Габону и Зимбабве. По словам Тартаковской, насаждая такую модель, власти пытаются решить, в частности, демографические задачи.
К тому же государство по-прежнему стремится контролировать личную жизнь людей. Отсюда проистекает сегодняшняя крайняя политизация вопросов, связанных с проблематикой однополой любви, и попытки повлиять на эту сферу при помощи запретительных "неполиткорректных" законов, основанных на предрассудках, отмечает исследователь.
Карьерная пауза
Германия в этом смысле сделала большой шаг вперед. По словам Матиаса Линднера, сегодня в стране почти все понимают, что общая цель общества - это гендерная демократия. Каждый имеет право сам выбрать, какую роль ему играть во взрослой жизни. При этом распределения на четко "женские" и "мужские" роли практически не остается.
Маттиас Линднер уже несколько лет проводит в Германии гендерные тренинги и занимается популяризацией закона об уходе за новорожденными, согласно которому отцы в стране имеют равные с женщинами права на послеродовые декретные отпуска. По данным социолога, до вступления закона в силу с этой целью "брали карьерную паузу" всего 2,5 процента пап; сегодня уже треть мужчин прибегают к предоставленной государством возможности получить оплаченный отпуск по уходу за новорожденным. "Мужчина многое узнает о себе самом и учится тому, как нелегко совмещать профессиональные и семейные обязанности", - говорит Линднер.
А это - точно реальность...
Впрочем, дело не только в семейном климате. По словам социолога, исследователи пришли к выводу, что гендерные проблемы связаны с разницей в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Если в России этот разрыв составляет 12 лет, то в Германии мужчины живут в среднем на пять лет меньше женщин (притом, что средняя продолжительность жизни и у тех, и у других существенно выше, чем в России).
И это, увы, тоже...
А если мы посмотрим на такое спокойное место, как монастырь, то увидим, что разница в продолжительности жизни монахов и монашек - всего шесть-восемь месяцев", - шутит Линднер. Так что стоит задуматься о том, надо ли, стремясь соответствовать стереотипному представлению о мужчине, "быстро водить машину, отправляться на войну, пить пиво и заедать его мясом с картошкой фри", - говорит социолог. По его словам, существует и другая форма мужественности.
Насколько важную роль играет государство в формировании гендерных представлений? Наш адрес: feedback.russian@dw.de