Леонид Полозов
России угрожает бензиновый кризис
Новые правила транспортировки нефти по железной дороге привели к тому, что предприятия столкнулись с дефицитом цистерн для ее перевозки. Под угрозой остановки Хабаровский НПЗ, снабжающий топливом едва ли не весь Дальний Восток, а также ряд других НПЗ
Фото: eisenbahner/flickr.com
После ряда крупных аварий на железной дороге Ространснадзор решил ужесточить требования к перевозке нефти: с начала мая ее запрещено транспортировать в вагонах-цистернах, предназначенных для бензина. На протяжении многих лет нефтеперерабатывающие заводы именно ими и пользовались.
Новое требование транспортного контролирующего ведомства объясняется тем, что цистерны для светлых и темных нефтепродуктов различаются по весу и объему. Первые имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и вместительнее. В ведомстве пришли к выводу, что если заливать в них нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки окажется слишком большой, что может привести к ее излому.
В результате изменения правил нефтяникам пришлось вывести из оборота большое количество цистерн, что привело к серьезным проблемам с транспортировкой. Из-за этого нефтяные компании вынуждены сокращать производство бензина. Эксперты считают, что если власти оперативно не вмешаются в ситуацию, российский рынок ожидает дефицит бензина и, как следствие, повышение цен на него.
С большими трудностями столкнулся Хабаровский НПЗ (входит в НК «Альянс»), снабжающий топливом едва ли не весь Дальний Восток. В настоящее время он находится на грани остановки из-за нехватки цистерн: объем переработки уже сокращен более чем на 50%.
Руководитель пресс-сужбы НК «Альянс» Андрей Румянцев в эфире Business FM рассказал, что снабжение Хабаровского НПЗ происходит исключительно по железной дороге. «После того, как ужесточили требования, для того, чтобы функционировать в прежних объемах, нам пришлось бы увеличить количество вагонов вдвое. Но поскольку мы работаем на пределе, обусловленном пропускной способностью станции, получается, что это просто невозможно. Мы в два раза должны сократить объем переработки нефти на заводе. Получается, что выпускаем на треть меньше бензина», — рассказал Андрей Румянцев.
Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть также у Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ. На Комсомольский НПЗ уже недопоставлено порядка 80 тысяч тонн нефти, что, соответственно, скажется на производстве бензина.
По информации «Ведомостей», проблемы с поставками сырья на НПЗ возникли также у «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Газпромнефти», ТНК-ВР и «Башнефти». По сведениям издания, представители этих компаний накануне обратились к главе Минтранса Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа.
По некоторым данным, 17 мая по данному вопросу должно было состояться заседание межведомственной рабочей группы, созданной по поручению вице-премьера Игоря Сечина. В нее входят представители Минтранса, Минэнерго, Минпромторга, Ростехнадзора и РЖД.
Тактика жестких мер
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что ужесточение требований со стороны Ространснадзора приведет к дефициту бензина и повышению цен.
«Эффект может быть весьма существенным, поскольку значительная часть сырой нефти на нефтеперерабатывающих заводах перевозилась в цистернах без разбора. Запрет такого рода в российских условиях может сильно ударить по системе снабжения. В результате общей ситуации на рынке повышение цен можно наблюдать уже сейчас. А если возникнет дефицит, то поползут вверх цены и на бензоколонках, особенно на независимых автозаправочных станциях, которые не связаны с крупными вертикально-интегрированными компаниями», — считает Михаил Крутихин.
Генеральный директор Сity Express Алексей Кичатов уверен, что если в ситуацию не вмешаться, то дефицита бензина избежать не удастся. «Власти наверняка пойдут на отмену запрета, поскольку прецедент с дефицитом бензина уже был в прошлом году, хоть и по другому поводу. Имеет смысл или вовсе отменить запрет, или же дать перевозчикам время на закупку новых вагонов», — пояснил BFM.ru Кичатов.
Но вполне возможно, что сложившаяся ситуация возникла не спонтанно. Управляющий активами УК «Финам Менеджмент» Роман Беседовский объясняет логику действий властей следующим образом: «Поспешность с принятием решения объясняется стремлением подстегнуть участников нефтяного рынка к действиям по расширению парка. Если бы этого решения принято не было, процесс перехода на новые правила значительно бы затянулся, а значит, возрос бы и потенциальный ущерб для железных дорог. А так участники рынка имеют возможность убедиться в серьезности намерений властей и воспользуются предоставленной отсрочкой, которая, скорее всего, будет предоставлена. Иначе возникнет риск обострения ситуации на внутреннем рынке топлива».
Взяли на испуг
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что прогнозы относительно возможности возникновения бензинового дефицита несколько преувеличены. Тем не менее, скорее всего, Ространснадзор будет вынужден в каком-то виде дезавуировать свое решение, полагает эксперт.
«Цены на бензин — это не только экономика, это еще и политика. Поэтому с учетом того, что у нас надзорные органы не совсем самостоятельны в плане принятия решений, вероятно, из-за сильного нефтяного лобби придется пойти на попятную или как-то еще разрешить ситуацию», — пояснил Николаев BFM.ru.
Но проблему с перевозкой каким-то образом необходимо решать, причем уже давно. «Все всё прекрасно знали, как и в чем у нас перевозится топливо. Но как всегда у нас бывает: пока жареный петух не клюнет, ничего не произойдет. А вот когда такие громкие аварии произошли, Ространснадзору пришлось как-то реагировать, защищать честь мундира», — отмечает Директор департамента стратегического анализа компании ФБК. С такой точкой зрения согласен Алексей Кичатов: «Это нормальная практика для нашей системы принятия решений, которая, к сожалению, не приспособлена к опережающим действиям. Поэтому, так и получается».
Напомним, последняя авария произошла в конце января, когда в Амурской области с рельсов сошли 7 цистерн с нефтью. В РЖД причиной катастрофы назвали «излом боковой рамы грузовой тележки производства «Азовэлектростали» (входит в «Азовмаш»). Этот же дефект в комплектующих этого украинского производителя приводил к нескольким авариям и ранее (более десяти в 2011 году). Однако на «Азовмаш» заявили, что причина катастроф заключается не в браке, а в непрофильном использовании цистерн.