Алексей Аксенов
Вождение в стиле спецслужб
Управляемый занос на скорости 100 км/ч, экстренное перестроение на льду, торможение в «пол» со сменой полосы движения — все это зимний курс школы контраварийной подготовки «Автомотоклуба ФСО России»
Настоящий лед или укатанный снег ничем не заменишь. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru
«Автомотоклуб ФСО России», открывший в прошлом году собственную школу контраварийной подготовки, провел зимний двухдневный курс вождения на полигоне, что в 22 км от Москвы в городе Старая Купавна.
Полигон проектировал Герман Тильке, получившей известность при сооружении автотрасс для гонок «Формулы-1» в Турции, Бахрейне, Малайзии и Китае. Трасса, где тренируются водители Гаража особого назначения (ГОН), даже имеет допуск FIA и право принимать тесты «Формулы-1».
Летом на полигоне можно сымитировать зимние условия, благодаря специальному покрытию и дозированной подаче воды. «Однако настоящий лед или укатанный снег ничем не заменишь», — говорят инструкторы школы ФСО. К тому же, если летом на трассе только отдельные участки позволяют поскользить, то зимой весь полигон длиной более 600 метров и шириной более 100 метров превращается в площадку с идеальным ледяным покрытием. Чтобы поддерживать ее в таком состоянии, каждый день на трассу выезжает специальная уборочно-укаточная машина, кстати, с номерами E КХ.
Меньше слов…
Небольшой инструктаж перед стартом, на котором объясняют, что задача зимнего курса не научить экстремально ездить по льду и снегу, а показать, какие экстренные ситуации могут возникнуть в таких условиях, как с ними справляться и, что самое основное, научиться не попадать в них.
Посадка в автомобиле независимо от того, зима это или лето, — один из основных критериев безопасности. Поэтому с нее и начинаются занятия в школе ФСО. Ведь от посадки зависит, сможете ли вы что-либо предпринять и насколько эффективно сделать это в экстренных ситуациях.
Правильная посадка в автомобиле начинается с подгона сидений. Кресло должно быть отодвинуто от руля так, чтобы при вытянутых руках кисть ложилась на «баранку» на уровне запястья. Это можно отрегулировать, в том числе с помощью спинки и рулевого колеса.
При этом ноги водителя при нажатии на педаль тормоза (или сцепления, при наличии), должны оставаться немного согнутыми, чтобы в случае аварии, не получить перелом.
Ну и, наконец, руки должны быть всегда на руле на уровне либо «без пятнадцати три», либо без «десяти два» — в зависимости от типа рулевого колеса.
Первое упражнение — разминочное, чтобы разогреться и привыкнуть к автомобилю. Мы проходили курс на переднеприводных машинах — на Ford Focus еще первого поколения, которые некогда служили в ФСО. Также в школе можно пройти курсы на заднеприводных автомобилях Mercedes-Benz и даже на «Волгах». Или на своем собственном автомобиле, что, кстати, обойдется дешевле.
Итак — змейка. В отличие от многих других школ, здесь предлагают поочередно проходить сначала обычную, то есть когда конуса поставлены в одну линию, а сразу после нее — со смещенными конусами. Это позволяет попробовать и машину, и покрытие в разных режимах и затем перейти от простеньких скольжений к более сложным упражнениям.
Змейка. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru
Главный принцип движения по змейке на переднеприводном автомобиле: разгон, руль прямой. Сброс газа, чтобы загрузить переднюю ось, поворот руля, машина входит в вираж, выпрямляем колеса, снова жмем на газ.
Основная ошибка большинства учеников — преждевременное нажатие на педаль газа во время поворота. На скользком покрытии это приводит к сносу передней оси машины, когда она продолжает движение прямо и не попадает в заданную траекторию.
Газовать можно и нужно, но только в случаях, когда машина уходит в глубокий занос, когда «зад автомобиля пытается опередить перед». Однако и в этом случае чрезмерное давление на газ не приведет ни к чему хорошему. Идеально — поймать так называемый нейтральный газ, то есть не «в пол», но чтобы тяга на колесах была. Это отрабатывается на другом упражнении, о котором расскажем чуть ниже.
Под влиянием AБС
Антиблокировочная система тормозов (АБС) устанавливается на большинстве современных автомобилей. Даже российские автопроизводители перестали брезговать такой полезной функцией. Однако по-прежнему бытует миф о том, что АБС сокращает тормозной путь. На самом деле, только системы последних поколений не увеличивают его, а машина со старыми АБС тормозили дольше и дальше, чем без них. Главная задача АБС — сохранить управляемость при торможении, не блокировать колеса, чтобы машину, при необходимости, можно было останавливать и одновременно уводить от препятствия. Но и этому необходимо научиться.
Разгоняемся, опять же на льду, до 60 км/ч. Узкий коридор, впереди препятствие. Задача экстренно затормозить (усилие на педаль должно быть максимальное) и увести машину в другой ряд до полной остановки.
Даже с современными системами АБС повадки автомобиля меняются кардинально. Просто поворот руля от препятствия не позволит увести машину с траектории. При торможении необходимо крутить «баранку» так, как будто она очень тяжело вращается, то есть прикладывая усилия, но при этом плавно.
Но повернуть автомобиль — это полдела. После перестроения машину может занести. Поэтому, совершая маневр от препятствия, необходимо немного довернуть руль в сторону предполагаемого заноса (то есть если корма автомобиля пошла вправо, то в ту же сторону необходимо повернуть и руль). Но опять же, чуть-чуть и не резко.
В свободном полете
Третье упражнение первого дня контраварийной подготовки школы «Автомотоклуба ФСО России» — езда со сменой заноса при движении по прямой. В принципе, в реальной жизни такая ситуация вряд ли возникнет. Но задача упражнения — научиться контролировать автомобиль на высоких (под 100 км/ч) скоростях. При этом необходимо не просто проехать, перебрасывая машину с одной стороны в другую, а ехать в заносе с постоянным углом. И как раз здесь при повороте руля необходимо использовать газ.
Разгон, под сброс газа направляем машину в занос, контрруление, добавляем газ. Умеренно, не в пол. Машина начинает скользить, ускоряться и постепенно (так как мы добавляем газ) выравнивать траекторию. По инерции машина снова уходит в занос, повторяем все то же самое, и так семь-восемь раз.
Вообще говорят, что третий занос не ловится. Но при грамотной работе газа и руля возможно многократное повторение этих заносов. Только тогда они уже становятся контролируемыми.
Однако все это цветочки — «простенькие» подготовительные упражнения ко второму дню обучения.
Фура не помеха
Классическая ситуация и в летний, и в зимний период: вас подрезает автомобиль, впереди случилась авария, вам, казалось бы, деваться некуда. Правила дорожного движения гласят, что в данном случае вы обязаны только тормозить. Отчасти рекомендация верная, ведь неподготовленный водитель может начать бездумно вращать рулем, что только усугубит ситуацию. Но если летом оттормозившись можно либо отделаться испугом, либо незначительно повредить свой автомобиль, то зимой последствия могут быть более серьезными.
В школе ФСО, конечно, не учат нарушать ПДД и не призывают это делать. Однако уметь выходить из таких ситуаций — жизненно необходимо.
Сначала простое упражнение: разгон, препятствие, объезд его и возврат на свою полосу движения.
Все действия зимой должны совершаться заранее. При возникновении препятствия необходимо плавно, но быстро повернуть руль от него. Машина начнет маневр. А чтобы вернуться в свой ряд, поворачивать руль в обратную сторону необходимо еще до проезда препятствия, как бы дико это ни звучало. Если опоздать с этим действием, в свой ряд вы не успеете вернуться.
Стоит помнить, что по возвращении в свой ряд машина «захочет» еще «повилять хвостом», поэтому снова необходимо применять контрруление. И опять же — заблаговременно.
А если препятствие — не легковой автомобиль, а, скажем, фура или автобус? Стабилизировать машину после первого маневра чревато, так как будет сложнее совершить еще один маневр по возврату в свою полосу. А это значит, после первого препятствия начинаем скользить и, контролируя занос, возвращаемся в свой ряд.
Разница с предыдущим упражнением в том, что после увода машины от препятствия, необходимо работать рулем настолько тонко, чтобы машина без добавления газа прошла все препятствие боком и вернулась в свой ряд.
Объяснить это на словах — невозможно. Права на ошибку нет. Собственно, либо ты не успеваешь вернуться в свой ряд, слишком рано начав гасить занос, либо тебя разворачивает, когда ты опоздал с контррулением. Только практика. И надо сказать, это одно из самых сложных упражнений курса.
На «закуску» едем быстро, под 80-90 км/ч, по скоростной змейке со смещенными конусами. Упражнение на закрепление полученных навыков. Здесь необходимо думать, когда начинать маневр, когда стабилизировать машину, когда добавлять газ. И тут, опять же, без практики не обойтись.
Вообще по рекомендации инструкторов школы, проходить подготовку необходимо раз в два-три года, не реже. Навыки сохраняются, но без тренировки мышечная память ослабевает. К тому же, помимо получения или закрепления навыков безопасного вождения, вы получаете огромное количество адреналина. Ну где еще можно так поскользить, почувствовать свой предел? Город для этого явно не подходит — только на специально подготовленном полигоне, да еще и под контролем лучших водителей страны.