Дмитрий Ланин, Марина Эфендиева
Yandex подыскивает место на мировом рынке
Yandex намерен продолжать экспансию на зарубежные рынки, не исключая привлечения для этого местных партнеров. В целом же компания рассчитывает стать третьим поисковиком в мире
Компания Yandex N.V., управляющая одноименной поисковой системой, продолжит международную экспансию. Об этом заявил генеральный директор компании Аркадий Волож. «Яндекс» как третий мировой поисковик — модель, которую мы будем прорабатывать», — заявил он.
Это решение вызвано тем, что объем российского интернет-рынка ограничен. По словам бизнесмена, в сложившейся ситуации рассматриваются два основных варианта дальнейшего развития компании.
Yandex N.V. основана в 1997 году. Крупнейшим акционером является фонд Baring Vostok Capital Partners, контролировавший 22,6% капитала и 23,89% голосующих акций. Крупнейшие акционеры среди менеджмента: Аркадий Волож и Илья Сегалович, контролирующие 14,67% и 3,07% акций или 19,77% и 4,14% голосов соответственно.
Yandex N.V. принадлежит поисковая система «Яндекс», система контекстной рекламы Yandex Adwords, электронная почта, видеохостинг и более 30 других сервисов. По итогам 2011 года выручка составила 622 млн долларов, чистая прибыль — 179,3 млн долларов.
Первый вариант — самостоятельная экспансия в другие страны за пределами постсоветского пространства. Полтора года назад Yandex уже запустил собственный поиск по мировым сайтам. Для этого компания построила большой дата-центр в Неваде.
Впрочем, до сих пор за рубежом у Yandex есть лишь один полноценный проект — портал в Турции (yandex.com.tr), запущенный в сентябре 2011 года. Сейчас его посещаемость составляет около 130 тысяч пользователей в день, руководство компании ожидает дальнейшего роста до 1 млн пользователей. Если это произойдет, то Yandex станет вторым по доле рынка поисковиком в стране, уступая лишь Google.
«Если мы покажем, что можем придти в страну и стать там вторыми, то сможем продолжить активную экспансию в другие страны», — резюмировал Волож. Впрочем, он подчеркнул, что до конца 2012 года компания не будет выходить на иностранные рынки.
Второй вариант — игра на противоречиях между производителями «железа» и Google. Волож считает, что эпоха свободного Интернета заканчивается, и все большее количество пользователей будет существовать внутри закрытых платформ от определенного разработчика — Apple, Microsoft, Google. В такой системе основные доходы генерируют продажи техники, а доходы операторов поиска и облачных сервисов достаточно ограничены.
Купив Motorola, компания Google может, по мнению Воложа, организовать массовый выпуск дешевых смартфонов. В этом случае конкурентам Google придется серьезно озаботиться поисковыми технологиями.
В любом случае, в этом году Yandex намерен вложить в собственное развитие 18-20% годовой выручки, что составит около 160 млн долларов. Такой прогноз сегодня озвучил финансовый директор компании Александр Шульгин. Большая часть этой суммы пойдет на закупку серверов и строительство дата-центров.
Привлечение партнеров — более предпочтительная модель для Yandex, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. «Сильные локальные игроки существуют практически на всех рынках. Российская компания могла бы предоставлять им свою технологию поиска, а они в ответ занимались бы дистрибуцией продукта и настройкой морфологии», — пояснила она.
Отметим, по оценкам comScore, на сентябрь 2011 года Yandex занимал пятое место в мире по количеству обработанных поисковых запросов. Самый большой объем запросов в мире традиционно получает Google — 70% всех поисковых операций мира. На второй строчке оказался Baidu — крупнейший поисковый сервис Китая. Затем расположилось Yahoo! Этот поисковик работает на технологии Bing, разработанной Microsoft. Сам Bing занимает лишь четвертое место.
«В ближайшее время я не вижу ни одного шанса у Yandex переместиться на третье место. Только если компания сможет уговорить Micosoft закрыть Bing и начать пользоваться своим движком», — категоричен основатель сервиса статистики LiveInternet Герман Клименко.
По его словам, продвижение Yandex на Запад крайне похвально, но у компании по-прежнему есть существенный потенциал и на локальных рынках стран бывшего СССР. К примеру, Казахстан и Украина, где полностью доминирует Google. В Казахстане второе место занимает поисковик Mail.ru. «Не решив успешно вопрос доминирования в странах, где есть мощная российская диаспора, надеяться на успех в конкуренции на рынке чуждом — не очень разумно», — резюмирует Клименко.