"Налоговый вестник", 2011
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Г.В.Кузьмин
Кузьмин Геннадий Валерьевич - заместитель генерального директора крупного издательства.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Все юридические лица в Российской Федерации в силу п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ делятся на две категории: коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли, и некоммерческие, для них извлечение прибыли не является основной целью деятельности.
Некоммерческие организации содействуют развитию культуры и спорта, предоставляют социальные услуги, занимаются благотворительностью, а также осуществляют другую общественно полезную деятельность. Сегодня в Российской Федерации их насчитывается (исключая органы государственной и муниципальной власти) почти 700 тыс.
Общий порядок деятельности некоммерческих организаций определяется нормами ГК РФ и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", однако существуют специальные положения, регулирующие деятельность отдельных их видов, содержащиеся в других нормативных правовых актах.
В рамках действующего законодательства практически любая некоммерческая организация (с учетом своего статуса) наряду с получением имущества и денежных средств от учредителей, жертвователей и прочих лиц осуществляет финансово-хозяйственные операции, приносящие доход, а также предпринимательскую (коммерческую) деятельность, привлекая тем самым дополнительные средства для достижения своих уставных целей.
Формально доходы некоммерческих организаций от предпринимательской деятельности облагаются налогами на тех же условиях, что и доходы коммерческих компаний.
Между тем, если следовать указаниям контролирующих органов по налогообложению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, суммы налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет, могут быть у них значительно выше, чем у коммерческих организаций, что, согласитесь, несправедливо.
Надеемся, наши предложения по минимизации налоговых потерь в рамках закона помогут некоммерческим организациям в достижении своих уставных целей.
Все сведения и рекомендации, представленные в книге, даны с учетом требований действующего законодательства по состоянию на 1 февраля 2011 г.
Выражаем благодарность за консультации при подготовке настоящей книги: П.Ю. Гамольскому, профессору А.В. Бычкову, Ю.В. Подпорину, профессору А.Ю. Емельянову, Л.П. Фомичевой, П.Н. Юрышеву, Н.Н. Якушенковой, профессору С.В. Холодкову, М.Б. Панфилкину, Д.А. Станину, профессору В.А. Берницу, М.В. Трушковой, О.Ю. Емельяновой, профессору Д.В. Гуськову, Е.В. Букач, Д.Б. Панфилкину, В.В. Соколу, И.Л. Давидовской, О.Ю. Якушенкову, В.В. Новгородову.
Будем благодарны за присланные отзывы и предложения на e-mail: genakuz@maiL.ru.
Глава 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Порядок создания, функционирования, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций (НКО) как юридических лиц, их правовое положение определены нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также иными законами и положениями, регулирующими деятельность отдельных их видов.
Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.
Для достижения уставных целей, ради которых созданы НКО, они могут заниматься и предпринимательской (коммерческой) деятельностью при условии, что она указана в их учредительных документах. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность отдельных видов некоммерческих организаций и типов учреждений.
Например, исключение составляют ассоциации и союзы. Если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ст. 57 ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Об этом сказано в ст. 121 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ предпринимательской деятельностью НКО признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Следует учитывать установленные законодательством ограничения на участие НКО в хозяйственных обществах. Так, учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ), а благотворительные организации не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; далее - Закон N 135-ФЗ).
Кроме того, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, НКО может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Доходы НКО от предпринимательской деятельности облагаются налогами на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций, в частности НДС и налогом на прибыль. Оставшаяся после налогообложения прибыль не распределяется между участниками НКО, а направляется исключительно на достижение уставных целей, ради которых создана организация.
Лишь потребительские кооперативы имеют право распределять доходы от предпринимательской деятельности между своими членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ). Хотя они и относятся к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 50 ГК РФ), в отличие от других форм НКО предназначены для удовлетворения материальных потребностей своих членов, в связи с чем действие Закона N 7-ФЗ на потребительские кооперативы не распространяется <1>.
--------------------------------
<1> Кроме того, Закон N 7-ФЗ не распространяется на товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и автономные учреждения.
Действие ст. ст. 13 - 19, 21 - 23, 28 - 30 Закона N 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации. Действие ст. 13.1, п. п. 1, 1.1 - 1.3 ст. 15, ст. ст. 23 и 23.1, абз. 1 п. 2 ст. 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), п. 1 ст. 30, п. п. 3, 3.1, 5, 7 и 10 ст. 32 Закона N 7-ФЗ не распространяется на бюджетные учреждения.
Действие ст. 13.1, п. п. 1, 1.1 - 1.3 ст. 15, ст. ст. 18 - 20, 23 и 23.1, абз. 1 п. 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), п. п. 3 и 4 (за исключением абз. 4) ст. 24, п. 1 ст. 30, п. п. 3, 3.1, 5, 7, 10 и 14 ст. 32 Закона N 7-ФЗ не распространяется на казенные учреждения.
Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.
В силу требований ст. 51 ГК РФ НКО приобретает права юридического лица со дня внесения соответствующей записи о своем создании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям (ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ):
- учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;
- ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
- необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Законом N 7-ФЗ, представлены не полностью либо в ненадлежащий орган;
- выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Закона N 7-ФЗ;
- решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным(ми) на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
- установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;
- в случае неустранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный решением срок.
В государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть также отказано по следующим основаниям:
- цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;
- цели создания отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;
- ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Между тем некоторые НКО могут существовать и без государственной регистрации, не преследуя при этом цели, запрещенные законом, и не вступая в отношения гражданско-правового характера.
Например, согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) допускается функционирование общественного объединения без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Общественные объединения считаются созданными с момента принятия на съезде (конференции) либо на общем собрании решения об их создании, утверждении их устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. При этом, не являясь субъектом гражданского права, такие организации не в состоянии иметь и осуществлять имущественные права от своего имени.
В случае предоставления имущества для деятельности такой общественной организации имущественные права должны осуществлять граждане и юридические лица, предоставившие имущество. Если же в организации избран руководитель, лица, предоставившие имущество и денежные средства, должны выдать доверенность руководителю, выступая в качестве доверителей по договору поручения.
НКО может быть создана в результате ее учреждения либо реорганизации существующей некоммерческой организации.
Правда, иногда и коммерческая организация вправе преобразоваться в некоммерческую. В частности, акционерное общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
В зависимости от организационно-правовой формы учредителями НКО могут выступать физические и (или) юридические лица, причем число учредителей не ограничено, если иное не установлено законодательством.
Например, торгово-промышленная палата в силу п. 1 ст. 6 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" образуется по инициативе не менее 15 учредителей, а общественные объединения - по инициативе не менее трех физических лиц (ст. 18 Закона N 82-ФЗ).
Некоммерческая организация может быть учреждена и одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов и иных случаев, предусмотренных законодательством.
Автономное учреждение, например, должно иметь только одного учредителя (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"; далее - Закон N 174-ФЗ).
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. НКО имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
НКО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами, имеет право открывать счета в банках как на территории России, так и за ее пределами, а также иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
При использовании НКО эмблем и символики <1> их в обязательном порядке необходимо зарегистрировать в Минюсте России. Порядок регистрации утвержден Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 97 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений". Регистрация символики и эмблем осуществляется бесплатно. Необходимые для регистрации сведения размещены на интернет-сайте Минюста России по адресу wwwminjust.ru.
--------------------------------
<1> К символике общественного объединения относятся эмблема, флаг, вымпел и другие средства индивидуализации, иных некоммерческих организаций - эмблема (ст. 24 Закона N 82-ФЗ, ст. 3 Закона N 7-ФЗ).
НКО обязана иметь самостоятельный баланс или смету доходов и расходов, а также печать с полным наименованием на русском языке. Кроме того, некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и характер деятельности, которое отличает ее от других организаций.
Территория и сфера деятельности НКО определяется только целями создания организации, содержащимися в ее уставе. Ограничения по территориальной сфере деятельности касаются лишь общественных объединений (ст. 14 Закона N 82-ФЗ).
НКО может создавать филиалы и открывать представительства в Российской Федерации, при этом она несет административную и гражданскую ответственность за их деятельность. Возможность открытия филиалов и представительств за пределами России определяется законодательством иностранных государств.
Максимальной мобильностью в управлении организацией характеризуются фонды, автономные некоммерческие организации, учреждения, поскольку в них общее собрание членов, процедура созыва которого достаточно сложна, не считается высшим органом управления.
Учредительными документами НКО являются:
- устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
- устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя - для казенного учреждения;
- учредительный договор, заключенный членами НКО, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.
В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа. Указанные положения по существу равнозначны уставам этих организаций, утвержденным их учредителями (например, Положение о Политехническом музее, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 884). Реорганизация НКО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Обратите внимание! Статьей 17 Закона N 7-ФЗ введены некоторые ограничения на преобразование некоммерческой организации из одной формы в другую. Так, некоммерческое партнерство вправе преобразоваться только в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, установленных федеральным законом. В частности, фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником.
Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и порядке, установленных законом.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается ее высшим органом управления в соответствии с Законом N 7-ФЗ в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Решение о преобразовании принимается всеми членами, заключившими договор о создании НКО, хозяйственного общества или товарищества.
При преобразовании НКО к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.
Как любое юридическое лицо, НКО обладает несколько специфичной правоспособностью и дееспособностью: НКО вправе совершать только юридические действия, направленные на достижение уставных целей организации.
Источниками формирования имущества НКО обычно являются:
- вступительные, членские, добровольные взносы;
- денежные средства и имущественные взносы, полученные от учредителей;
- пожертвования физических и юридических лиц;
- поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Источниками финансирования НКО могут быть и приносящие прибыль коммерческие виды деятельности при условии, что они указаны в учредительных документах, а доходы от них направлены на достижение уставных целей организации, например:
- доходы от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (проценты, доходы), получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от использования собственности НКО (от сдачи имущества в аренду и т.п.).
Кроме того, в качестве источников формирования имущества у НКО могут быть и иные, не запрещенные законом поступления (привлечение спонсоров, штрафы с членов НКО за несвоевременное перечисление членских взносов и т.п.), а также целевой капитал.
Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются коллегиальный орган управления (для автономной некоммерческой организации) и общее собрание членов (для некоммерческого партнерства, ассоциации или союза).
Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются их учредительными документами в соответствии с законами об этих организациях(объединениях).
Порядок управления фондом определяется его уставом. Одним из органов фонда в соответствии с п. 4 ст. 118 ГК РФ обязательно должен быть попечительский совет, осуществляющий надзор над деятельностью фонда, как правило наделенный правом получения любой информации о деятельности фонда, постановки вопроса о необходимости проведения ревизий и аудиторских проверок, вынесения заключения о соответствии деятельности фонда положениям его устава и т.п. Кстати, попечительский совет может выполнять и роль высшего органа управления в фонде, поскольку это не противоречит действующему законодательству.
Главной функцией высшего органа управления НКО является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (п. 2 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).
К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
- изменение устава некоммерческой организации;
- определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана (сметы) некоммерческой организации и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Члены высшего органа управления не должны получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления, например транспортных, командировочных и др.).
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным.
Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу НКО; его компетенция ограничена кругом вопросов, не отнесенных к исключительной компетенции других органов управления некоммерческой организации.
Согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ несостоятельными (банкротами) по решению суда могут быть признаны НКО, созданные в любой форме, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим его создание и деятельность.
Ликвидация юридического лица предусматривает два варианта: обычный и принудительный. Основаниями для обычного порядка ликвидации некоммерческой организации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются:
- истечение срока, на который была создана некоммерческая организация;
- достижение цели, ради которой была создана НКО;
- признание судом регистрации некоммерческой организации недействительной в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, носящими неустранимый характер.
Кроме того, ликвидация юридического лица возможна в любой момент по воле его учредителей (участников).
Принудительная ликвидация некоммерческой организации осуществляется только по решению суда. Основаниями для такого порядка являются:
- осуществление деятельности, запрещенной законом;
- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;
- иные случаи, предусмотренные ГК РФ, например банкротство.
В общем случае при ликвидации НКО имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями, как в коммерческой организации, а направляется на цели, в интересах которых была создана НКО, или на благотворительные цели. Если использование имущества в указанных целях невозможно, оно обращается в доход государства.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между его членами в соответствии с их имущественным взносом, в размере, не превышающем размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.
Имущество бюджетного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения, передается ликвидационной комиссией его собственнику.
НКО не вправе отказать в предоставлении информации о своей деятельности налоговым и иным уполномоченным законом органам, учредителям, собственным работникам, а также сотрудникам средств массовой информации, которым законодательством гарантировано право на получение указанной информации.
В апреле 2010 г. в Закон N 7-ФЗ и ряд других законов были внесены изменения, связанные с официальным появлением термина "социально ориентированные некоммерческие организации". Таким организациям должна оказываться всесторонняя поддержка.
Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также:
- социальную поддержку и защиту граждан;
- подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, предотвращению несчастных случаев;
- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- охрану окружающей среды и защиту животных;
- охрану и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в т.ч. зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
- юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
- профилактику социально опасных форм поведения граждан;
- благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с вышеперечисленными другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в формах:
- финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставления льгот по уплате налогов и сборов;
- размещения у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предоставления юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям и в иных формах за счет ассигнований своих бюджетов.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий.
Оказание имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, которое должно использоваться только по целевому назначению.
При этом запрещаются продажа переданного государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
Оказание информационной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
НКО могут быть созданы в форме учреждений, кооперативов, некоммерческих партнерств, детских, молодежных, культурно-просветительных, спортивных, религиозных организаций, общественных объединений и ассоциаций, благотворительных фондов и в прочих формах, предусмотренных ГК РФ и действующим законодательством.
Рассмотрим некоторые виды НКО с учетом их особенностей, поскольку при создании любого юридического лица важно выбрать его оптимальную организационно-правовую форму, взвесить все "плюсы" и "минусы".
2.1. Фонды
Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Существуют общественные, благотворительные, частные, корпоративные и иные виды фондов.
Учредителями фонда могут быть как граждане, так и юридические лица, при этом не запрещается создание фондов только юридическими лицами, без участия граждан, и наоборот. Фонд может быть создан и одним лицом.
Имущество фонда образуется за счет взносов учредителей и добровольных пожертвований. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда и используется исключительно для достижения целей, определенных его уставом.
Учредители фонда в силу п. 3 ст. 48 и п. 4 ст. 213 ГК РФ утрачивают права на переданное ими в собственность фонда имущество. В фонде отсутствует членство, в связи с чем учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд как некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей его уставу и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества (акционерные или общества с ограниченной ответственностью) или участвовать в них, при этом фонд может быть единственным учредителем коммерческой организации.
Получая прибыль от деятельности дочерних обществ, фонд не может распределять ее между своими учредителями, а обязан направить на достижение своих уставных целей.
Фонд осуществляет свою деятельность на основании устава, где должны быть определены:
- наименование, включающее слово "фонд";
- место нахождения;
- порядок управления деятельностью;
- сведения о цели фонда;
- указания об органах фонда, в т.ч. о попечительском совете, осуществляющем надзор над его деятельностью;
- указания о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
- указания о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Устав фонда может быть изменен органами фонда, только если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор над его деятельностью (ст. 119 ГК РФ).
Попечительский совет фонда является органом фонда и на общественных началах осуществляет надзор над его деятельностью, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется его уставом.
В силу п. 2 ст. 118 ГК РФ любой фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок и сроки опубликования указанных отчетов на сегодняшний день законодательно не определены (кстати, не установлена и ответственность за уклонение от их публикации), поэтому порядок и сроки опубликования ежегодного отчета об использовании своего имущества можно отразить в уставе фонда. Публиковать отчеты целесообразно в СМИ, распространяющих информацию в тех же территориальных границах, в которых действует фонд.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
- если его имущества недостаточно для осуществления целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые их изменения не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
- в других случаях, предусмотренных законом.
Дела о ликвидации общественных фондов подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам, поскольку они не носят экономический характер (Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.1998 N С-8072).
При ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
2.2. Автономные некоммерческие организации
Автономная некоммерческая организация (АНО) не имеет членов, учреждена гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью АНО. Учредители не сохраняют никаких прав на имущество, переданное ими в собственность АНО.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, которая также не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона N 7-ФЗ учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
2.3. Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественные и религиозные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности своих интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют права на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в т.ч. на членские взносы.
Участники (члены) названных организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а те, в свою очередь, не отвечают по обязательствам своих членов.
Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
В общем случае участниками (членами) общественных и религиозных организаций могут быть только физические лица, поскольку общественная (религиозная) организация по определению является объединением граждан.
Между тем согласно ст. 6 Закона N 82-ФЗ учредителями и членами общественного объединения могут быть и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
Учредители общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено Законом N 82-ФЗ, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Такие лица могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в нем.
Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"; далее - Закон N 125-ФЗ).
Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
К категории общественных относится достаточно большое количество разнообразных объединений граждан, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов своих членов и достижения уставных целей.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов - представляет собой не имеющее членства общественное объединение с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, других не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание услуг конкретного вида, отвечающих интересам участников и соответствующих его уставным целям.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися его учредителями и потребителями его услуг. Он может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Он не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ).
Профессиональный союз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Национально-культурная автономия - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. Порядок создания и деятельности национально-культурной автономии регулируется нормами Федерального закона от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".
Молодежное общественное объединение - объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты их прав и свобод.
Детское общественное объединение - объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Деятельность молодежных и детских общественных объединений регулируется Федеральным законом от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Община коренных малочисленных народов Российской Федерации - форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Община вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.
Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.
Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке <1> принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 07.10.2009 N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы".
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а общество не отвечает по обязательствам своих членов.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления ими определяются Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
2.4. Некоммерческие партнерства
Некоммерческое партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) граждане могут использовать различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в т.ч. садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В специальном законе может быть установлено учреждение некоммерческого партнерства как обязательной организационно-правовой формы некоммерческой организации.
Например, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, только если является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случая, когда им приобретен статус саморегулируемой организации. Коммерческая деятельность осуществляется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а оно не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, как правило, состоит из членских взносов и прочих имущественных вкладов.
Членские взносы передаются в состав имущества партнерства безвозвратно. Прочие имущественные вклады используются в деятельности партнерства до момента выхода внесшего его члена из состава партнерства. При выходе из партнерства члену, внесшему прочий имущественный вклад, предоставлено право получить свое имущество (или его денежный эквивалент). Однако воспользоваться таким правом можно, только если федеральным законом или учредительными документами партнерства это право не исключено либо не ограничено.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
- участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
- получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
- по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
- получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и порядке, предусмотренных учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением ситуации, когда некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Обратите внимание! Законодательно не установлено количество голосов, которое требуется для принятия решения об исключении, не указаны в Законе N 7-ФЗ и основания для принятия такого решения.
Исключенный член партнерства имеет такие же права на получение части имущества некоммерческого партнерства, как и участник, добровольно вышедший из партнерства.
При ликвидации некоммерческого партнерства, если иное не установлено федеральными законами или его учредительными документами, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов.
Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, в соответствии с учредительными документами направляется на цели, ради которых оно создавалось, и (или) на благотворительные цели.
Если использование имущества (его части) ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.