У Путина остался один рубеж – перевоспитать нацию
Константин Гаазе
Фрагмент картины Эдуарда Галкина
В воздухе чувствуется приближение весны. Некоторые представители лагеря премьера Путина, например, в последнее время определенно улавливают ее специфические флюиды. От яростной колонки Владислава Ловицкого и брезгливого поста Тины Канделаки сильно веет чем-то очень эротическим, и на таком фоне даже в недавнем комментарии Дмитрия Пескова про «вакханалию» в либеральном интернете можно разглядеть определенный контекст. Искать следов тайной пиар-кампании здесь не стоит. Просто весна – это сила, и с ней не поспоришь.
Присутствуют в окружающей среде и запахи новой политической эпохи. Сухие казенные слова про плохую демографическую тенденцию обрастают плотью настоящего почти человеческого беспокойства. Кому рост ВВП, а кому и «чтобы нашему роду не было переводу». Разница заметна невооруженным глазом: эпоха «улучшения качества услуг, оказываемых гражданам» явно сменяется эпохой сердечной заботы об их жизни и нуждах. Интимная сердечность вообще становится осью всей государственной политики. Власти семимильными шагами движутся от суховатой социальной инженерии к масштабной и очень трепетной опеке всех аспектов жизни населения. В данном случае, выборы – не Рубикон, они пройдут, а пристальное внимание государства к повседневной жизни обывателя и желание немного поправить ее останутся. Тем более, что в этих вопросах у государства есть множество союзников: представители традиционных конфессий, например, или просто неравнодушные к проблемам духовного воспитания деятели науки, культуры и искусства.
Это происходит не случайно. Достигнув почти полного контроля в бизнесе, производстве, СМИ и многих других отраслях, государство ставит себе новые задачи на новый президентский срок. Упавшая двадцать лет назад в руки граждан России свобода частной жизни – смотри что хочешь, читай что хочешь, пей что хочешь, живи как в голову взбредет, – чуть ли не последний рубеж, не взятый пока государственной машиной. Инерция постоянной экспансии государства во все стороны, ставшая фирменной чертой правления Путина, ведет власть к этому рубежу. Без всякого злого умысла. Просто потому, что она не может остановиться. Речь идет и о деньгах на новые пропагандистские, образовательные или еще какие-нибудь программы. И о полномочиях ведомств, которые обязательно будут расти с появлением новых задач по изменению природы граждан. И об интересах всех низовых агентов этой машины: от работников опеки до сотрудников МВД.
Государству и его союзникам суть и важность этой задачи абсолютно понятна. Как вести страну в будущее среди бурных вод разных кризисов, если граждане пьют и курят вредное, смотрят импортную похабщину и делают аборты? Как иначе, кроме как путем их сердечного перевоспитания, наполнить государственный организм духом здоровья, которого требует Путин? Атмосферу в стране пора менять – нравится это кому-то или нет. Некоторые граждане, правда, могут с этим не согласиться. И даже подумать, что говоря о неослабной заботе и залезая в мелкие детали частного быта, государство все больше становится похоже на бодрого пожилого ветерана спецслужб. Который, исполняя должность старшего по дому, может заглянуть в кастрюлю или холодильник вверенных его попечению соседей. Чтобы, например, убедиться, что дети в семье питаются правильно и обеспечены фруктами и белками. В его озабоченности здоровьем чужих детей нет ничего плохого. Но не все любят, когда на их кухне копошатся посторонние.
Вторжение в частную жизнь, исходя из логики этой наступающей эпохи, может случится с самой неожиданной стороны. Вы не убираете игрушки в детской комнате? Сотрудник Департамента опеки и попечительства теперь с удовольствием даст оценку вашей безответственности. Попались с красными глазами на выходе из клуба? Вас могут проверить на употребление известно чего, и, если вдруг оно таки состоялось, не оштрафуют, а дадут 15 суток за то, что дело было в общественном месте. Выпиваете? Идея Геннадия Онищенко про возрождение ЛТП, конечно, не будет осуществлена в полном объеме, но не удивляйтесь, если завтра после поездки в метро в нетрезвом виде речь зайдет о способах вашей реабилитации и возвращении в общество. Гомосексуалистам, очевидно, предложат перековаться в связи с масштабным общественным осуждением (для демографии от гомосексуалистов явно мало толку). А любителям вредных мультфильмов – заплатить за право их просмотра, но только после 23.00 и на специальном импортном канале, чтобы пока ВВП растет, духовные основы общества не разлагались под влиянием «Южного парка».
Все это на самом деле происходит не впервые. Ближе к концу второго президентского срока Владимира Путина государственные перевоспитатели-задушевники уже выходили на первый план и заявляли о своих правах. Но потом по разным причинам вернулись на исходные позиции. Сегодня Путин еще даже не вернулся в Кремль. А от криков про плохую общественную среду и неправильный образ жизни буквально всех нас уже некуда спрятаться. Дальше, видимо, будет только хуже. Понятно, что пытаться всерьез исправлять нравы граждан в XXI веке – бессмысленно, и государство потерпит здесь убедительное и заслуженное поражение. Но надо привыкнуть к мысли, что пока оно будет пытаться, нервы нам потреплют весьма основательно.