Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



«Хватит солить Москву, она не вобла»

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

13 февраля 2012, 14:10

Инга Замуруева, Екатерина Тропова

«Хватит солить Москву, она не вобла»

Лужи на московских улицах в 20-градусный мороз — картина привычная. Ледяная корка и разводы на обуви — тоже. В этом году на «засолку» города и на обработку дорог и дворов реагентами столичные власти потратили 4,5 млрд рублей. Но это не предел

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2012/02/10/rea1.jpg
Фото: РИА Новости

Новая команда управленцев в Москве — новая мода в уборке улиц города в зимний период. Если при Лужкове на закупку реагентов тратили порядка 1,2 млрд рублей, то сейчас эта сумма увеличилась почти в четыре раза. Отменен запрет на обработку реагентами пешеходных зон, дворовых и озелененных территорий. Кроме того, улицы столицы опять стали посыпать солью. Любопытно и то, что в тендере на поставку модного в этом сезоне набора реагентов принимала участие одна компания. Кто встал на скользкий путь и потянул за собой автомобилистов — в специальном проекте BFM.ru и Business FM.

Новый план по уборке дорог и улиц Москвы зимой, рассчитанный на 10 лет, был принят в прошлом году.

«Технология уборки снега в Москве, предполагающая использование противогололедных реагентов нового вида, будет использоваться в столице в течение следующих десяти лет», — сообщил 17 сентября 2011 года руководитель столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин.

Детали документа Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ЖКХиБ) города засекретил. Но, как стало известно из регламента, зимний период в Москве «длится с 1 ноября по 15 апреля».

Новый тренд в обработке улиц города: снижать объемы жидких противогололедных реагентов (ПГР) и наращивать объемы твердых. По словам руководителя пресс-службы департамента ЖКХ и благоустройства Марины Орловой, зимой 2011-2012 года используются комбинированные материалы, многокомпонентные. «Речь идет о том, чтобы каждая единица в составе этого реагента выполняла свои задачи», — пояснила она после первого в сезоне снегопада 9 ноября 2011 года.

По официальным данным, власти города закупили на зиму 116 тысяч тонн твердых реагентов и 110 тысяч тонн жидких.

Коммунальщики вернули моду на твердые реагенты

В состав актуального в этом зимнем сезоне комбинированного реагента входят мраморная крошка (это основа), а также хлорид натрия (поваренная соль), хлориды кальция и калия, формиат натрия (соль муравьиной кислоты).

Что и говорить, мода переменчива. Ведь еще зимой 2010-2011 года симпатии дорожников были на стороне жидких реагентов, и все порицали пескосоляную смесь как низкоэффективную и даже опасную. Та же Марина Орлова рассказывала, что смесь эта плохо себя зарекомендовала, поскольку песок забивал коммуникации, а соляные испарения поднимались на высоту 15 метров и вредили деревьям.

Об отказе от песка и соли в пользу «более эффективных» жидких реагентов писали и в обзоре «Подготовка российских регионов к зимнему сезону 2010-2011 гг.», опубликованном межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог».

Тогда же в отставку отправили и щебенку, которой вполне успешно обрабатывали тротуары в течение пяти лет: ее обвинили в том, что она забивает водостоки, стирает дорожную разметку и портит покрытие автомобилей.

Директор общественного фонда «Гражданин», эколог, эксперт в области экологической и промышленной безопасности Максим Шингаркин одобрил отказ от применения соли. «Мы заменяем соль, вводим новые элементы, более совершенные, потому что нам нужно еще соблюсти баланс цены. Нам не только эффект нужен, но еще и цена. Есть реагенты, которые в авиации применяются, они совершенные, но их применение невозможно в силу их дороговизны», — говорит он BFM.ru.

Он приветствует и уход от песка. «Песок сам по себе страшен. Когда мы используем именно песок, он забивает ливневую канализацию, откладывается там десятками тонн, а потом летом у нас катастрофа. 10 лет назад в сильные ливни Москва заливалась водой, потому что пропускная способность ливневки падала в разы».

В столице прошлой зимой (2010-2011) было закуплено 264,6 тысячи тонн жидких ПГР и 83,3 тысячи тонн твердых. Для сравнения: для зимы сезона 2009/2010 было припасено в общей сложности 344 тысяч тонн жидких и твердых реагентов, из них не «пригодилось» 108 тысяч тонн.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков сообщил BFM.ru: «На следующий год нас ожидает уменьшение доли жидких продуктов до 135 тысяч тонн (абсолютно не оправданное, ни с точки зрения технологической, ни с точки зрения экологической) и увеличение применения твердых продуктов до 200 тысяч тонн».

При этом, отмечает эксперт, новая технология содержания объектов дорожного хозяйства города — площадь объектов дорожного хозяйства у нас 88 млн кв. метров, а проезжей части — 66 млн кв.метров — предусматривает «использование порядка 260 тысяч тонн жидких противогололедных материалов (это соли 28-процентной концентрации) и до 200 тысяч тонн твердых противогололедных материалов.

По данным Дмитрия Хомякова, с учетом переходящих запасов было закуплено примерно 250 тысяч тонн жидких продуктов и 120 тысяч тонн твердых противогололедных материалов для использования в текущий зимний период.

У него есть и другие вопросы к властям: «Каким образом, по каким соображениям, вдруг в объекты дорожного хозяйства попали все дворовые территории города? Для них предполагается использовать до 150 тысяч тонн комбинированных реагентов, в основном это обычная поваренная соль в сочетании с мраморной крошкой».

http://media.bfm.ru/page/default/2012/02/10/reagent_tabliza.jpg
Таблица: BFM.ru

Вкус противогололедного коктейля

Комментируя состав нового противоголедного коктейля, эколог Максим Шингаркин пояснил: «Натрий хлор [поваренная соль — BFM.ru] всегда в базисе лежит, просто его нужно замещать. Сначала его пытались замещать кальцием, кальций портит обувь. Потом кальций остался в небольшом количестве. Потом его замещают калием. Калий хлор — по сути, минеральное удобрение. А муравьиная кислота дает очень интересный эффект, если смотреть на малом масштабе, она позволяет остальным реагентам более эффективно действовать, она как химический катализатор. Кроме того, она является стабилизатором хлорида натрия по отношению к растительности. Если хлорид натрия попадает на газон с муравьиной кислотой, засорение почв существенно уменьшается».

Об основе этой смеси, мраморной крошке, эколог отозвался лестно: «Мрамор — это минерал органического происхождения. Это кальций, но в органических формах. Это особый вид удобрения. Он деформируется при нагрузке чешуйками. Когда вы высыпаете мрамор, он обладает хорошей сцепкой с подошвой. Мрамор налипает к вам на подошву, и вы перемещаетесь с налепленным на подошву мрамором, постепенно стирая его о поверхность. Подходя к дому, вы о коврик — и он соскакивает».

Глава департамента ЖКХиБ Андрей Цыбин сообщил, что такой «щадящий для городской среды» состав был рекомендован городским службам коллегами из Департамента природопользования. «Формиат натрия — это безопасная муравьиная кислота. А мраморная крошка лучше, чем щебенка, обеспечивает сцепку с асфальтом», — объяснил он необходимость перехода к новой рецептуре ПГР.

«Самое интересное, что они стали сыпать реагент в два раза более агрессивный, —заявил BFM.ru Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог». — Если при Лужкове во дворе вообще было запрещено применение соли, сыпали только щебень, гранитную крошку, то сегодня это чистая соль, с которой мы столько времени боролись, от которой появляются разводы на обуви. Здесь какая-то нестыковочка в заявлении правительства Москвы, департамента ЖКХ, реально мы вернулись в прошлое, на 10 лет назад, в этом году».

«Отсроченный яд»

Впрочем, москвичи не разделяют мнения о «щадящем» режиме обработки тротуаров. В конце января–начале февраля участились жалобы владельцев собак на то, что реагенты разъедают лапы животных. Десятки обращений о пагубном влиянии реагентов на обувь получили в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). Председатель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков предположил, что к концу марта «количество жалоб от людей, у которых реально разъело обувь, достигнет сотни». Он сообщил, что в феврале его организация планирует устроить «флэш-моб против реагентов-вредителей».

«Хватит солить Москву, она не вобла», — сформулировал в Facebook мнение рассерженных горожан писатель, продюсер, музыкант, лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров.

Дмитрий Хомяков считает, что наибольшую опасность представляет возвращение на дороги и улицы технической соли: по его подсчетам, соляная нагрузка на Москву увеличилась в три раза.

«Мраморная крошка плавится в талом снеге и воде, покрывая улицы плотным беловатым налетом», — добавляет он.

«В Москве в достаточно морозную погоду начинают течь реки из соли, — говорит координатор токсических программ «Гринпис России» Алексей Киселев. — Это приводит к тому, что страдают астматики, животные, страдает имущество людей, одежда и обувь. Это приводит к тому, что в систему водоотведения города во много больших концентрациях, чем положено, идут те самые хлориды, которые попадают в Москву-реку, и дальше вниз по течению это поступает в другие регионы. Это отсроченный яд. Это все очень нехорошая история, притом видно, что с каждым годом ситуация становится хуже и хуже».

Все должно быть в меру

Эксперты отмечают, что сами реагенты могут быть и не опасны, но стоит им смешаться со снегом, частицами асфальта и выхлопами автомобилей, как образуется ядовитая эмульсия, которая негативно влияет не только на безопасность передвижения пешеходов и автомобилей, но и подрывает здоровье горожан.

При обработке улиц и дорог реагентами необходимо соблюдать технологию: важно следить за дозировкой, учитывать температуру воздуха, атмосферное давление, силу и интенсивность ветра, угол наклона обрабатываемой поверхности, качество дорожного покрытия. С соблюдением технологии в Москве — большие проблемы.

«Формиат натрия в небольших дозах применяется в пищевой промышленности и парфюмерии. Но вопрос в том, сколько его попадает на улицы Москвы.
Судя по данным жителей, никакие нормативы обработки тротуаров никем не соблюдаются. Бесконтрольное использование этого препарата может обернуться ростом легочных заболеваний, в первую очередь среди детей и стариков», — комментирует Алексей Киселев.

В интервью BFM.ru Алексей Киселев отмечает, что правила благоустройства территорий Москвы запрещают использование противогололедных реагентов для придомовых территорий. «При последних годах правления Лужкова этот запрет соблюдался. Использовалась просто гранитная крошка, которую собирали в меру сил, пытались чистить дворы, еще что-то делали, как-то справлялись. Как мы помним, год прихода Собянина к власти был весьма морозный, снежный. И в каких-то частях города не очень хорошо справлялись с уборками улиц, придомовых дорожек. Это все удивило нашего нового мэра, и он волевым решением дал команду соль использовать. И тогда распечатали эти резервы модифицированного хлористого кальция и начали его сыпать, — рассказывает эксперт. — Не соблюдается его норма внесения. Мы точно знаем, что сплошь и рядом в Москве единственный дозатор основной, который используется, — это бутылка двухлитровая пластиковая, сложенная пополам, из которой сыпят активно в разные стороны, не взирая ни на что.

Я сам видел, как по Варшавскому шоссе ехала грузовая машина, в кузове была огромная гора реагента, там сидело еще два дворника, которые просто вне зависимости, тротуар это, газон, еще что-то, начиная от остановки «Торговый комплекс» до остановки метро «Аннино» просто сыпали, взяли пригоршню и сыпали. Я могу с трудом себе представить, что такой регламент — наличие двух дворников — проходил экспертизу».

http://media.bfm.ru/page/default/2012/02/10/reagent_tabliza2.jpg
Таблица: BFM.ru

Не понравятся — купим новые

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский еще в прошлом году сообщал, что столичные власти ужесточат требования в противогололедным реагентам с точки зрения их безопасности для экологии города.

Однако эти намерения не помешали департаменту ЖКХиБ, изменив набор реагентов, закупить их сразу на два года вперед и только потом отправить их на экологическую экспертизу.

«В прошлом году, они попытались (правительство Москвы и департамент, который это все обслуживает) придать хоть какой-то флер законности, легальности и запустили процедуру общественного мнения на оценку воздействия на окружающую среду вот этого регламента внесения противогололедного реагента, —.возмущается Алексей Киселев. — Процедура была полностью поставлена с ног на голову: то есть они сначала обсудили регламент, после этого только решили с народом обсудить техническое задание на разработку проекта регламента, в обратном порядке, что автоматически должно было это дело отменять. Они его не отменяли».

Отменять регламент не пришлось, так как в документе оставлена «лазейка»: если, скажем, экологическая экспертиза не будет пройдена каким-либо из реагентов (или всеми сразу), появится вполне законный повод закупить другую партию. За бюджетные деньги, естественно.

http://www.bfm.ru/articles/2012/02/13/h … vobla.html

0

2

Инга Замуруева, Екатерина Тропова

Деньги под лед

Коммунальщики Москвы потратили на закупку реагентов для уборки улиц этой зимой рекордную сумму — около 4,5 млрд рублей. Но при температуре ниже минус 15 градусов и даже небольших осадках противогололедные реагенты приводят к транспортному коллапсу

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2012/02/13/ryeagyenty_moskva_1_1.jpg
Фото: РИА Новости

Сервис «Яндекс.пробки» в течение всего дня 3 февраля оценивал ситуацию на дорогах Москвы в 8-9 баллов. Через каждые сто метров на дороге встречались парочки «поцеловавшихся» автомобилей. Причиной транспортного коллапса, по единодушному мнению экспертов, стали противогололёдные реагенты (ПГР). Специалисты утверждают, что новые антигололедные материалы, закупленные Департаментом ЖКХиБ Москвы, не способны справляться с поставленной задачей при температуре ниже -15 градусов и даже небольших осадках.

Между тем, закупка этих реагентов (различные сочетания солей с мраморной крошкой) обошлась городскому бюджету в 4,5 млрд рублей.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков в интервью BFM.ru рассказывает: «Только на дворовых территориях города в этом году используется 136 тысяч тонн комбинированных реагентов. Причем цена практически 19 рублей за кг. И только на эти реагенты, которые применяются на тротуарах, город потратил 2,5 млрд рублей. И на те закупки [реагенты для обработки дорог и улиц], это 240 тысяч тонн жидких продуктов, город потратил больше 700 млн рублей. И на закупку твердых продуктов город потратил из расчета 10 руб/кг порядка 1,2 млрд рублей. В общей сумме цена вопроса — все противогололедные реагенты, использующиеся в текущий зимний сезон на дорогах и пешеходных зонах — составляет примерно 4,5 млрд рублей».

Для сравнения, при экс-мэре Юрии Лужкове на закупку реагентов тратилось не более 1,2-1,5 млрд рублей.

Конкурс для избранных

Вообще процесс закупок антигололедных реагентов на зиму сезона 2011/2012 был полон неожиданностей.

Во-первых, тендер был объявлен на два года вперед. Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» считает, что «совершенно не было никакой необходимости делать тендер на двухгодовой запас реагентов, это перегрузка складов, сумасшедшая логистика. Сам реагент имеет сроки годности, слеживается, много проблем. Городу не выгодно, это двойные затраты».

Во-вторых, в торгах принимала участие лишь одна компания. Это дало повод для разговоров о том, что рецептура нового набора ПГР была «подогнана» специально для единственного производителя — «Уральского завода противогололедных материалов».

«Как, почему меняют эти реагенты в Москве, можно только догадываться на уровне слухов. Потому что реальная ситуация совершенно абсурдна и не дает логичных поводов для логичных выводов, — говорит Леонтьев в беседе с BFM.ru — Те причины, которые называются, они не совсем стыкуются с реальной ситуацией. Есть такие слухи, что это просто передел рынка, есть слухи о коррупции. Те поставщики, которые были раньше, которые из года в год поставляли в Москву, у них производственных мощностей не хватило, и они автоматически вылетели из тендера. Тут появляется новый поставщик, который может поставить другой реагент, но в таких громадных объемах на два года вперед. Хотя это городу совершенно не необходимо, потому что даже годовой запас ни разу еще не был израсходован, всегда были остатки. Остается только догадываться».

Скользкая тема

Впрочем, непрозрачная система закупок реагентов возникла не при Собянине. Эта тема была скользкой и при его предшественнике. Так, в конце 2007 года стало известно, что победителем конкурса на закупку ПГР на сумму 1,3 млрд рублей выиграла компания., учрежденная за две недели до тендера. Производители реагентов грозились подать в суд, а Лужков получил депутатский запрос из Госдумы.

Лидер партии «Яблоко», экс-депутат Мосгордумы Сергей Митрохин заявил в интервью BFM.ru, что в целом реализация антигололедных веществ городу «всегда носила полутеневой, полукриминальный характер». «Здесь всегда были махинации. Я не исключаю, что все это продолжится и сейчас, потому что, в принципе, система власти в городе не изменилась, она остается такой же непрозрачной, такой же закрытой. Та же самая карманная Мосгордума, которая ничего не контролирует, то же самое местное самоуправление, чьи права урезаны под самую кромку, никакой общественности не привлекается к контролю за бюджетными средствами. Доклады Контрольно-счетной палаты Москвы остаются гласом, вопиющим в пустыне. Контроля никакого нет, я не исключаю, что на этих закупках, в частности, мраморной крошки, чиновники будут иметь большие откаты, они будут покупаться по завышенной цене. Скорее всего, все будет как всегда».

Как проводились конкурсы на закупку реагентов в прошлом году

Первый в прошлом году открытый электронный аукцион на поставку противогололедных материалов для государственных и муниципальных нужд состоялся 12 апреля 2011 года по заказу департамента ЖКХиБ. Общая стоимость лотов составила около 2 млрд рублей. Победителями стали компании ЗАО «НПО Реагенты», ООО «НПО «Путевые технологии» (компания является трейдером Уральского завода противогололедных материалов) и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез».

В ходе торгов был нарушен закон 94-ФЗ «О госзакупках», считает Дмитрий Леонтьев. Все три победителя тендера предоставили государственным заказчикам договоры поручительства с юридическими лицами, не удовлетворяющими условиям поручительства.

Так, «НПО Реагенты» представило поручительство ООО «Альфа ком», в котором накануне аукциона появился второй учредитель — ООО «Трейдер» (на телефоне которого «числятся» еще 127 компаний. Но главное в другом: генеральным директором ООО числится Владимир Запольский, умерший в 2006 году.

Гарантии двум другим победителям торгов — ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО «ТД «Скоропусковский синтез» — предоставила компания ООО «Современные информационные системы» («СИС»), которая была отклонена ИФНС России по Кировскому району города Перми в апреле 2011 года как не соответствующая требованиям статьи 38 закона № 94-ФЗ.

Таким образом, заказчику в лице департамента ЖКХиБ в отношении поручителя были предоставлены недостоверные сведения, на этом основании результаты торгов могли быть аннулированы. Но этого не произошло.

В мае, спустя месяц после электронного аукциона, Московское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выявило сговор в аукционе на поставку противогололедных реагентов в Москве.

По сообщению пресс-службы УФАС, ОАО «Единая торговая компания», ООО «Скоропусковский синтез», а также ЗАО «НПО Реагенты» и ООО «Новомосковский хлор» снижали начальные цены контрактов всего на 0,5% и во время аукциона намеренно не конкурировали между собой. В результате все они были признаны нарушившими п.2 ч.1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», выразившийся в осуществлении согласованных действий путем поддержания цен на торгах.

В отношении нарушителей проводилось административное расследование. 4 мая 2011 года ОАО «Единая торговая компания» было оштрафовано на 100 тысяч рублей, 11 мая 2011 года ЗАО «Скоропусковский Оргсинтез» — на 3 078 283 рубля и 13 мая 2011 года ООО «Скоропусковский синтез» — на 100 тысяч рублей.

В августе 2011 года был объявлен второй конкурс на поставку жидкого реагента на основе хлористого кальция и натрия, департаменту ЖКХиБ понадобилось 477,7 тысячи тонн реагентов. Начальная сумма контракта — 2,005 млн рублей.

Префектура ЦАО хотела купить 4900 тонн на сумму 45,259 млн рублей. Восточный округ покупал 6193 тонны за 47 млн рублей. СВАО заказал 5472,5 тонны жидких хлористых реагентов общей стоимостью в 39,784 млн рублей. ЮАО — 4249,5 тонны реагентов за 34,227 млн рублей, ЮВАО — 3601 тонну за 34 млн рублей, САО — 4816 тонн реагентов за 32,533 млн рублей.

В ЮЗАО покупали 4282,5 тонны реагентов за 36,887 млн рублей, префектура ЗАО разместила заказ на покупку 4660 тонн химикатов за 44,772 млн рублей, а власти Северо-западного округа — 26,223 млн рублей на 4043,5 тонны. Зеленоград закупил 1783, 5 тонны реагентов на сумму 11 млн рублей.

На очистку ото льда кольцевых магистралей Москвы из бюджета отдельно выделено 149,583 млн рублей.

Итоги аукциона на поставку противогололедного материала для использования на тротуарах, дворовых территориях и внутриквартальных проездах Москвы были подведены 28 сентября 2011 года.

В тендере общей стоимостью более 2,5 млрд рублей выиграло пермское ООО «НПО «Путевые технологии», которое, как выяснилось, было единственным участником аукциона.

Поставляемый компанией материал, который состоит из смеси мраморной крошки и солей, производится на Уральском заводе противогололедных материалов (производственные площади «НПО Путевые технологии» размещаются по тому же адресу, что и УЗПМ, хотя сама компания зарегистрирована в Москве).

На сайте завода размещена любопытная информация (орфография сохранена). «При переходе на современные методы борьбы с гололедом руководители организаций, ведомств и администраций руководствуются следующими факторами: эффективность нового метода: быстрая и эффективная уборка улиц, тротуаров и пешеходных дорожек ото льда и снежного наката; отсутствие грязи; минимальное воздействие противогололедных реагентов на дорожное покрытие, метало конструкции, автомобили, одежду и обувь граждан; экологическая безопасность; минимум затрат при переходе на новый метод: не требуется обязательная закупка новой техники, долгого обучение персонала, новые склады и помещения; значительно меньший расход противогололедного материала, так как плавящая способность противогололедных материалов нового поколения в 5 раз выше, чем у песко-соленной смеси; политическая составляющая (мнение избирателей, оценка вышестоящего руководства).

Единоличным владельцем Уральского завода противогололедных материалов является директор этого предприятия Рустам Гильфанов, а «Путевыми технологиями» владеет Денис Баклушин, по данным издания «Маркер».

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков отмечает, что 2,5 млрд рублей, потраченных на реагенты для уборки дорог и тротуаров, — это беспрецедентный случай. «Там применялся гранитный щебень, цена которого 1 рубль килограмм. И применялось 25-30 тысяч тонн щебня, который доставлял определенные хлопоты москвичам, но такого безобразия, как сейчас, с одеждой и обувью, мы не испытывали», — возмущается он.

К тому же, по словам экспертов, коммунальные службы стимулируют сверхнормативное использование «модных» реагентов. Дворники признаются, что получают премию за то, что посыпают улицы от души, не жалея реагентов.

«Раньше, до сегодняшнего текущего зимнего периода, были придуманы некие механизмы, хотя их тоже сложно реализовывать, которые предусматривали выплату премии за то, что реагенты экономятся. И реагенты экономились только на объектах дорожного хозяйства, на проезжей части. Сейчас на тротуарах используем, закупили в этом году 134 тысяч тонн. Почему в 11 раз больше реагентов вдруг мы стали применять на тротуарах? — рассуждает Хомяков. — Мы сейчас вернулись к тому, что задействовали солевую нагрузку, и москвичи, которые выходят на тротуары, и наступают на эти рассолы, которые здесь при 20 градусах образуются. Это сколько надо насыпать соли, чтобы была жидкость при минус 20 градусах. О какой экономии бюджета и реагентов идет речь, когда такие объемы приходится дворникам распределять».

Очевидно, указывают опрошенные BFM.ru эксперты, чем больше реагентов будет использовано этой зимой, тем больше их можно будет купить в следующем сезоне. Это, как выясняется, выгодно и производителям реагентов, и трейдерам, и чиновникам.

http://www.bfm.ru/articles/2012/02/14/d … d-led.html

0

3

Инга Замуруева, Алексей Аксенов

Длинная дорога в соляном растворе

Превентивный удар по гололедице редко попадает в цель. Обработка столичных дорог даже современными реагентами при нарушении технологии дает обратный эффект. Тормозной путь автомобиля увеличивается на 20,5%

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2012/02/13/tormoznoj_put_3.jpg
Фото: PhotoXpress

Противогололедные реагенты применяются для предотвращения образования наледи и облегчения уборки улиц и проезжей части от снега. Технология требует выезда машины с реагентами на дорогу в момент начала снегопада.

«Реагенты мы рассыпаем и используем, когда есть осадки, скользкость, — рассказали BFM.ru в департаменте ЖКХиБ Москвы. — Точного графика нет, и быть не может. Мы работаем в четкой привязке к погодным условиям. У нас есть своя метеослужба и дежурный метеоролог. Когда прогнозируется определённое количество осадков, мы рассылаем телефонограммы и готовимся к уборке. Есть места, где объекты могут вести себя не как в целом по городу: например, мосты, тоннели, эстакады. Плюс к тому, мы ориентируемся не только на температуру воздуха, но и поверхность земли — то есть имеем возможность проводить выборочную обработку».

Обозреватель BFM.ru провел зимние тесты, целью которых было измерение тормозного пути на разных покрытиях (укатанный снег, не обработанный реагентами асфальт и асфальт, политый химией). Для эксперимента мы взяли автомобиль компактного класса, оснащенного антиблокировочной системой тормозов ABS и системой распределения тормозных усилий REF. На машине была установлена новая зимняя шипованная резина. Скорость — 60 км/ч — выставлялась с помощью круиз-контроля. Торможение в «пол» с максимальным усилием.

Вывод оказался неутешительным: по укатанному снегу тормозной путь автомобиля составил 28,8 метра, по обработанному асфальту — 22,3 метра и по чистой, без химикатов, дороге — 18,5 метра.

http://media.bfm.ru/page/default/2012/02/13/img_8115_copy.jpg
Тест по укатанному снегу проходил на Ходынском поле при содействии школы водительского мастерства BMW. Температура за бортом минус 16 градусов. Антипробуксовочная система начала работу на первом же этапе торможения. По итогам трех замеров, расстояние от начала торможения до полной остановки (по переднему бамперу) составило 28,8 метра. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

http://media.bfm.ru/page/default/2012/02/13/img_8123_copy.jpg
Тест проходил на улице Молодогвардейская. Дорога обрабатывалась реагентами дважды. Первоначально перед снегопадом, а затем в ходе очистки дороги от снега. В колее остатков растаявшего снега практически не было, однако на дороге наблюдалась небольшая скользкая пленка. Итог — при экстренном торможении машина остановилась через 22,3 метра. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

http://media.bfm.ru/page/default/2012/02/13/img_8117_copy.jpg
Тест на не обработанном химикатами асфальте проходил на разворотном дублере улицы Авиаконструктора Микояна. Температура за бортом — минус 16 градусов. Дорога сухая, наледи нет. ABS сработала только на последних метрах, как и полагается при нормальном покрытии на шипованной резине. Результат — 18,5 метров. Фото: Алексей Аксенов/BFM.ru

Коррозия металла

У новых реагентов есть еще несколько неприятных для автовладельцев «побочных эффектов». Так, мраморная крошка быстро перемалывается колесами в пыль: отсюда повышенная запыленность воздуха и белесый налет на дорогах и на кузовах автомобилей, который грозит появлением мелких сколов. Плюс соляной «душ», который ежедневно принимает автомобиль, не удлиняет срок его жизни.

«Обидно за владельцев автомобилей, — говорит Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог». — Есть реальный риск того, что мы вернемся к ситуации 90-х, когда кузова машин после крепкого соляного рассола сгнивали за один сезон».

http://www.bfm.ru/articles/2012/02/15/d … tvore.html

0

4

В Москве ищут волшебную формулу безопасного реагента

Реагенты: совсем не железная логика посыпания

Столичные автомобили сгниют к весне

0

5

Роспотребнадзор высказался в поддержку реагентов

Если следовать заявлению главы ведомства Анны Поповой, статистика не подтверждает опасений по поводу того, что противогололедные смеси обостряют хронические заболевания

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/01/23/sol1.jpg
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

Реагенты безопасны, считает Роспотребнадзор. Ведомство заявило, что не видит в противогололедных смесях вреда для здоровья граждан. Статистика не подтверждает опасений по поводу того, что они обостряют хронические заболевания, сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Противогололедные реагенты широко применяют в Москве. В этом году на их закупку потратили 6 млрд рублей. Мэрия неоднократно сообщала, что не откажется от их применения, несмотря на жалобы горожан.

В столице дороги посыпают смесью хлористого кальция и натрия, композициями хлористого кальция с другими хлоридами и формиатом натрия. Используют также мраморный щебень с солью муравьиной кислоты и пищевой солью.

В Москве реагенты используют сверх нормативов, так что основания для опасений есть, считает ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института химических реактивов Юрий Орлов:

Юрий Орлов
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института химических реактивов

«Состав разный, зависит от производителя и от происхождения. Сам вред реагента определяется в большей степени количеством и технологией, по которой он применяется. Что касается содержания потенциально опасных примесей, все эти реагенты проверяются. Те, которые содержат более допустимое количество потенциально опасных примесей, не допускаются к применению. Вред на дороге бывает только от того, что мы используем завышенное количество реагентов, сверхнормативное, в этом проблема. Любое вещество может быть ядом, а может быть и полезным, все зависит от количества. В правильных количествах вред будет минимальным».

На автомобильных дорогах и во дворах жилых домов используются разные химические смеси и по разным технологиям. Если дорожные службы применяют реагенты по регламенту, то московские дворники зачастую как получится, говорит вице-президент Ассоциации российских уборочных компаний и председатель Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов:

Владимир Кузнецов
вице-президент Ассоциации российских уборочных компаний, председатель Московской жилищной ассоциации

«Службы автомобильных дорог, безусловно, информированы, по какому регламенту надо пользоваться этими реагентами и как. Как правило, там все-таки это соблюдается. Что касается дворов, тут много проблем. Ясно, что этим пользуется, к сожалению, не очень квалифицированный состав работников, которые по-русски иногда плохо говорят. Поэтому мы можем встретить то, что они просто рассыпаются, причем рассыпаются далеко не в тех количествах, которые необходимы, и не теми способами, которые нужны. Где-то их густо, где-то пусто. Видели, как из машины просто лопатами рассыпают? Очень редко видим мы маленькие машины, ручные тележки, где рассыпается автоматически. Таких устройств, к сожалению, у нас очень мало. Эти тележки иногда дворникам даже хранить-то негде. Говорить о том, что нам сейчас дают и где, можно только после того, как мы увидим результаты действия этих реагентов, к сожалению».

По словам Владимира Кузнецова, сфера применения реагентов крайне непрозрачна для граждан. Паника возникает часто как раз из-за того, что у людей нет доступа к результатам лабораторных исследований реагента, который используют у них во дворе.

Летом прошлого года столичные власти выделили на закупку реагентов около 6 млрд рублей. Заказчик — ГБУ «Автомобильные дороги». В декабре 2018 года департамент здравоохранения Москвы заявил, что используемые в городе солевые реагенты не вызывают массовых аллергических реакций у детей.

https://www.bfm.ru/news/405141

0

6

СМИ: в России появится новый ГОСТ для реагентов

По данным «Коммерсанта», будут установлены требования к коррозийной активности частиц. Допустимый размер гранул твердых реагентов составит 1-8 миллиметров

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/02/20/sol.jpg
Фото: Hauke-Christian Dittrich/DPA/TASS

В России готовится новый ГОСТ к противогололедным реагентам, пишет «Коммерсантъ». Впервые будет описан допустимый размер гранул твердых реагентов: 1-8 миллиметров. Это необходимо для борьбы с пылью в городах и снижения вреда реагентов для автомобилей.

Новый стандарт, который готовят производители при поддержке Росавтодора, ужесточит и требования к коррозионной активности дорожных химикатов. Сейчас реагенты влияют на состояние автомобилей не лучшим образом, говорит эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:

— Например, на автомобиле многие хромовые детали за два-три сезона приходят в негодность, уже не так блестят, как новые. Это не только из-за слякоти, но именно из-за реагентов, которые вызывают непонятную кашу на дорогах. Использование реагентов — сложный вопрос, властям нужно задуматься, стоит ли это вообще делать. Во многих городах снег просто убирают, его ничем не поливают, в Европе тоже не принято посыпать реагентами. Здесь мы сделали свой уникальный опыт.

— Получается, реагенты и на дорогах не помогают, и самому автомобилю вредят?

— Реагенты вредят автомобилю, на дорогах помогают довольно странно, потому что превращают снег и лед в грязную кашу, которую надо убирать, однако это никто не делает. Она превращается в непрозрачную жижу, которая оседает на стеклах и фарах, безопасности движению это не добавляет.

Сегодня требования к дорожным реагентам есть в «Отраслевых дорожных нормах» 2003 года. Действует также межгосударственный стандарт ГОСТ 2015 года. Заказчик новых требований (Ассоциация зимнего содержания дорог) заявил, что ОДН за 15 лет сильно устарели и не применяются. ГОСТ четырёхлетней давности разрабатывался властями Казахстана в рамках Таможенного союза в интересах сразу нескольких стран. Необходимые России требования в документе сформулировать не удалось.

Это неубедительное объяснение появления нового ГОСТа, считает вице-президент Ассоциации российских уборочных компаний, председатель Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов:

«Думаю, это совершенно не будет работать, ничего не изменится, все прекрасно знают, что все покупается через какие-то третьи страны. Напишут вам все, что хотите, какие могут быть размеры гранул? Это смешно. Применяющиеся в смеси технологии проявили себя не с лучшей стороны, но власть никогда не признает своих ошибок. Люди, которые применяют и разрабатывают эти правила, не признают, что была ошибка. Если нет ошибки, то зачем другие гранулы? Зачем другой химический состав? У нас дожди другие, солнце другое? У нас другой лед? Обыватель этого не заметит, может быть, в худшую сторону только. Почему это так сделано? Скажут: «Вы знаете, эти стоят очень дорого, в три раза дороже, покупать их надо не в Китае, а где-нибудь в Австрии, но купим мы все равно китайское через Швецию». Люди зарабатывают».

Новый стандарт также вводит вид двухфазного реагента — смесь твердого и жидкого веществ. Именно такой реагент «Бионорд» производит один из учредителей Ассоциации зимнего содержания дорог — Уральский завод противогололедных материалов. Это один из основных поставщиков реагента для Москвы.

В 2014 году завод после победы в очередном крупном тендере проверила ФСБ, а в отношении его владельца Рустама Гильфанова возбудили уголовное дело. По версии следствия, в реагент для Москвы добавляли формиат натрия (муравьиную кислоту). Добавка повышала стоимость продукта, но не улучшала его качества. Ущерб, нанесенный бюджету Москвы, оценивался в 2,5 млрд рублей. Через два года Гильфанова отпустили из-под стражи, правительство Москвы претензий к заводу не имело.

https://www.bfm.ru/news/407402

0