Яна Милюкова
Государство должно проявить внимание к проблеме самоубийств
Минздравсоцразвития выделило почти 900 млн рублей на программу «Психические расстройства», в том числе на профилактику суицидов. Однако, как показывает статистика, к существенному улучшению ситуации это не привело. А суицид в России «молодеет»
Фото: PhotoXPress
В минувшем году Минздравсоцразвития выделило 1,5 млн рублей на разработку методики по снижению суицидов в сельской местности. О том, что средства выделены, BFM.ru рассказали в ведомстве. Собеседник сообщил, что 1,5 млн рублей пошли на разработку методики снижения и профилактики суицидов. Средства поступали в рамках подпрограммы «Психические расстройства» ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», существующей с 2007 года.
Разработчика методики определили по конкурсу в сентябре прошлого года. То есть за полгода до того, как начали поступать сообщения о самоубийствах подростков в Москве и других городах.
На 1,5 млн рублей профильные специалисты составили инструкцию по борьбе с суицидом в сельской местности. «Была сделана научно-исследовательская работа. Она не про эту историю, которая была на прошлой неделе — юношеские суициды», — уточняет собеседник BFM.ru.
Озабоченность числом суицидов в сельской местности объясняется статистикой числа самоубийств. В деревнях число решивших свести счеты с жизнью превышает более чем в два раза средний уровень по России. «На селе суицид вырос в два раза по сравнению с показателями 2000 года», — указывает и представитель Минздравсоцразвития.
В феврале этого года начали одно за другим поступать сообщения о подростковых самоубийствах и в городах, и в маленьких поселках — подростки режут вены, бросаются с крыш высоток, выпрыгивают из окон и вешаются в городских парках и собственных квартирах.
Впрочем, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на прошлой неделе на конференции в РИА «Новости» заявил, что число детских суицидов не увеличивается, просто им уделяется повышенное внимание. В России число самоубийств детей и подростков до 14 лет с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза — с 500 до 240. Но в ноябре прошлого года он же указывал, что ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, из них 1,5 тысячи оканчиваются смертью.
В последнем докладе ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации», опубликованном 13 февраля этого года, говорится: Россия входит в тройку стран с самыми высокими показателями подросткового суицида. В мире подростки 15-19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 тысяч населения в год, а в России — в три раза выше, то есть 30–31 случай в год на 100 тысяч населения. По данным Генеральной прокуратуры, через год после выхода из детского дома около 10% бывших воспитанников совершают суицид.
«Как в других странах, это больше касается юношей, чем девушек, это больше происходит в северо-западной части страны и на востоке», — пояснил BFM.ru Бертран Бейнвель, представитель ЮНИСЕФ в России.
Суицид не является основной причиной подростковой смертности в России. Этот показатель практически не снижается последние 5 лет — 108–120 случаев на 100 тысяч населения этой возрастной группы. 75% случаев — это смерть по причине травмы и отравления.
Высок уровень суицидов и среди более взрослого населения. Для России основные группы риска — это подростки и мужчины, рассказал BFM.ru Дмитрий Вельтищев, руководитель отделения стрессовых расстройств Московского НИИ Психиатрии Министерства здравоохранения и социального развития.
По данным экспертов, в 2009 году (более поздних данных не опубликовано), согласно статистике по россиянам-самоубийцам в возрасте 20–24 лет, на 100 тысяч человек приходилось 52 суицида среди мужчин и 7,7 — среди женщин. В возрасте 25–29 лет — уже 62,3 и 7,9 соответственно. В 2011 году добровольно расстались с жизнью 595 человек. Из них большинство — 408 человек — мужчины в возрасте от 20 до 29 лет, сообщали ранее эксперты.
В России в последние годы суицид «помолодел», то есть склонность к самоубийству стали проявлять люди более молодого возраста, это тенденция, рассказал BFM.ru Вельтищев.
По мнению Бертрана Бейнвеля, основная причина самоубийств среди молодых россиян кроется внутри семьи и зависит от отношений между родителями и отношений между родителями и детьми. Также эксперты указывают, что число самоубийств растет в годы политических и экономических перемен и кризисов. Большое число самоубийц в деревнях объясняется тем, что там «меньше возможностей для детей чем-то заниматься, организовывать свой досуг. На них напряжение выше», — указывает Бейнвель.
«Проблема суицидов очень давняя, с середины 1990-х годов, и решение ее пока не очевидно. Конечно, сейчас прослеживаются изменения последних лет в лучшую сторону, но все равно цифры очень значительные», — говорит Вельтищев.
Государство должно играть немаловажную роль в вопросе профилактики суицидов, считают эксперты. Однако пока оно не слишком активно занимается этим вопросом, считает Вельтищев. По его мнению, в России должна быть разработана программа, которая не должна быть сконцентрирована только на суициде, потому что суицид — это чаще всего проявление психического расстройства.
«В некоторых случаях применяются методики по оценке риска суицида. Но чаще всего это просто опросники, которые направлены на выяснение наличия суицидальных мыслей и личного отношения к смерти. Однако этот вопрос требует осторожности и внимания, а не прямолинейных формальных опросов, которые могут травмировать. Кроме того, надо учитывать, что человек, имеющий серьезные намерения покончить с собой, никогда об этом говорить не будет», — пояснил Вельтищев.
Эксперты настаивают на том, что должна быть разработана госпрограмма по профилактике суицидов. Он должна быть комплексной с привлечением к ее разработке психологов и психиатров. И направлена она должна быть на выявление депрессивных состояний, их профилактику и лечение. «И, как следствие — на профилактику суицидов».
Нельзя сказать, что государство не вкладывает деньги в решение этой проблемы. К примеру, в 2011 году планировалось выделить из всех источников финансирования 952 млн рублей по программе «Психические расстройства». Фактически было выделено меньше — 892,3 млн рублей, по данным Федерального казначейства. Однако большая часть средств — 588,6 млн рублей — пошла на ремонт психиатрических больниц. На НИОКР, в том числе на изучение депрессивных и других психических расстройств, было выделено 64,4 млн рублей. А на финансирование разработки методического и программного обеспечения деятельности по внедрению бригадных форм оказания психиатрической помощи, методов совершенствования суицидологической помощи в регионах — 239 млн рублей.
На 2012 год запланировано выделить на подпрограмму 1,8 млрд рублей. 2012 год — последний в реализации этой программы, которая ведется с 2007 года. Но как видно из статистики, к существенному снижению числа самоубийств в России она не привела.
Ранее главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе заявлял, что необходимо проводить профилактику суицидов с начальной школы. По его словам, уже разработан черновой вариант учебника по психологии личности для учащихся 3-х и 4-х классов, планируется такой же учебник создать для родителей.
Бертнар Бейнвель настаивает на том, что в городах должны открываться специальные учреждения, специализирующиеся на профилактике суицидов. «Подростки должны знать, к кому они могут обратиться, кому доверять и с кем они смогут говорить о своих проблемах конфиденциально. Необходимо обучать преподавателей, как они могут выявить изменения в поведении подростков, которые могут привести к трагедии. Если есть подростки, которые говорят, что они хотят покончить с жизнью, это не шутка. Нельзя смотреть на это как на шантаж, это надо воспринимать серьезно», — говорит он.
Сейчас в России на региональном уровне создаются центры при местных поликлиниках, куда могут со своими проблемами обратиться подростки. Там им будет оказана бесплатная помощь, рассказал Бейнвель. Ранее представители ЮНИСЕФ говорили о работе 37 таких центров.
Стоимость открытия и обеспечения работы таких центров Бейнвель назвать затруднился, указав, что общий объем вложений зависит от каждого региона и от концепции учреждений — будет ли это с нуля построенный центр или нечто вроде кабинета, открытого в поликлинике. И будут ли участвовать в таких программах представители бизнеса.
http://www.bfm.ru/articles/2012/02/21/g … ijstv.html