Учеба | 03.02.2012
Cонное царство, или Кому нужны лекции
Классические лекции некоторые считают устаревшей формой обучения. Спасти их пытаются молодые лингвисты, подготовившие рекомендации для студентов и преподавателей.
Считается, что лекции и университеты соотносятся друг с другом, как пчелы и мед. Без лекций невозможно представить себе ни один, даже самый захудалый, вуз. Однако лекции в их нынешней форме устраивают далеко не всех. Говорят, что эта форма обучения давно устарела.
Ученые Саарского университета (Universität des Saarlandes) попытались найти ответы на вопросы, почему лекции все чаще подпадают под огонь критики, а также как устранить недостатки. А может, лекции необходимо как можно скорее "похоронить"?
Спасение рядовой лекции
"Можно ли спасти лекцию?" ("Ist die Vorlesung noch zu retten?") - книгу под таким названием в конце января 2012 года представили четверо молодых ученых. Их вердикт - лекцию спасти можно, но для этого потребуются усилия не только преподавателей, но и самих студентов.
Лингвист Франциска Тришлер
"Мы рассматриваем лекцию не просто как выступление оратора перед безмолвной аудиторией, нам интересны процессы, которые происходят в головах у студентов, - говорит один из авторов книги, лингвист Франциска Тришлер (Franziska Trischler). - Оратор может быть чудо как хорош, но если студенты не желают слушать, толку не будет".
Если опустить научную терминологию, то современные лингвисты предлагают студентам активно участвовать в лекции, выражать свое отношение к происходящему и всячески демонстрировать реакцию. "Конечно, глупо, если вся аудитория будет кивать, как болванчики, но профессор должен оставить студентам пространство для реакции", - отмечает Франциска Тришлер.
Возможность побормотать
Эмоциональная вовлеченность должна помочь не заснуть
Как узнать, на хорошей ли лекции вы оказались? Имеете ли возможность не просто услышать, но и усвоить необходимую информацию? По словам ученых, следует обратить внимание на то, предоставляет ли доцент возможность обменяться мнениями с соседями по парте - организовать так называемую Murmelgruppe (дословный перевод - "бормочущая группа").
Периодически должны объявляться перерывы для обсуждения материала и вопросов. Некоторые доценты приносят с собой так называемые "коробки для записок" (по-немецки "Zettelkasten"), куда студент кладет лист с просьбой прояснить непонятные места или с "глупым вопросом", не рискуя при этом быть осмеянным однокурсниками.
Холодный душ для доцента
О подготовленности немецких преподавателей к лекциям специалист по риторике говорит без особого оптимизма. "Если честно, ситуация не слишком радужная, есть недостатки, - ответила она. - Природа не всех наделяет ораторским даром, и это нормально. Однако необходимо изучить законы риторики и применять их на практике, а это мало кто делает".
По словам лингвиста, молодого преподавателя в Германии сразу "ставят под холодный душ" - он без всякой подготовки и поддержки выходит к аудитории, пытаясь проводить лекции по примеру своих учителей, разве что добавляя к старым мудростям использование Power Point. Доступ к курсам риторики и повышения педагогической квалификации у ученых появляется, как правило, вместе с постоянным рабочим местом в университете, но к тому времени стиль преподавания уже сложился и изменить что-то очень сложно.
С небес на землю
Лингвист Катарина Дорп (Katharina Dorp), одна из авторов книги "Можно ли спасти лекцию?", специализируется на вопросах эффективного изложения учебного материала. "В первую очередь преподавателям нельзя забывать об интересах слушателей, - говорит она. - Необходимо "наводить мосты". Следует постоянно спрашивать себя, понимают ли меня студенты. Иногда следует спускаться на землю, поближе к слушателям".
Молодые преподаватели сразу попадают "под холодный душ"
"Для успеха в аудитории одного знания недостаточно", - говорит Франциска Тришлер. Не случайно в риторике "логос" - то есть аргументация, информация, логические построения - является всего лишь одним из трех основополагающих факторов изложения информации. Не менее, чем "логос", важен "пафос" - эмоциональная вовлеченность слушателей в материал. И "этос" - личное обаяние, привлекательность доцента, то, что делает его симпатичной личностью.
Иерархическая пропасть
"Если преподаватель редко общается с молодежью, если у него нет детей соответствующего возраста, ему сложно установить эмоциональную связь со слушателями, - говорит Франциска Тришлер. - Они просто живут в разных мирах". С другой стороны, немецкие преподаватели часто сталкиваются с еще одной специфической проблемой. Им трудно построить отношения с публикой на основе симпатии, так как между профессорами и студентами в немецких вузах существует, по словам молодых ученых, настоящая иерархическая пропасть, которую сложно преодолеть.
Лекция - процесс, развивающийся в обе стороны, и пока как студенты, так и преподаватели не будут стремиться понять друг друга, ничего не получится. Пока профессор будет удивленно поднимать бровь, когда студент решит отпить воды из принесенной бутылки, а сидящий за партой будет взирать на профессора, как на божество, до спасения лекции еще далеко, уверяют молодые ученые-лингвисты.
Автор: Дмитрий Вачедин
Редактор: Марина Борисова