Инициативные в Москве не живут

Николай Дзись-Войнаровский

Мода на предпринимательство, которая последнее время насаждается государственными институтами развития вроде фонда «Сколково» и частными венчурными фондами, а также специализированными СМИ, рисует образ молодого, образованного человека из крупного города (или пригорода мегаполиса – как в Кремниевой долине или том же Сколково). Совместное исследование «Инновационный и предпринимательский потенциал общества» «Левада-центра» и Сбербанка говорит, что люди, которые могут стать предпринимателями (не только из области высоких технологий, а вообще), – обладают совершенно иными характеристиками. Впрочем, как известно из эссе Global Heroes, многие штампы об хайтековских предпринимателях – такие, как их чудаковатость, молодость, опора на венчурный капитал, инновационность и работа в малых компаниях, – тоже неверны.

Но вернемся к России. Социологи «Левады» выделили группу «инициативных» людей, то есть обладающих предпринимательскими качествами (даже если они еще не основали свой бизнес): склонность к риску, уверенность в себе, оптимизм, ответственность за все, что случается в собственной жизни, изобретательность, желание соревноваться и менять мир, независимость от мнения большинства. Оказалось, что эти люди, во-первых, преимущественно не имеют высшего образования, во-вторых, не слишком молоды, в-третьих, имеют средний достаток, а в-четвертых – живут не в Москве, а в малых и средних городах (см. следующую диаграмму). В столице инициативных лишь 12% против 24–32% в городах с населением от 20 000 человек.

Социально-демографические характеристики инициативных людей
% опрошенных

http://slon.ru/images/infographix/iniciative/1.png
Источник: Сбербанк

Но вот среда, в которой приходится жить российским инициативным людям, удручает. Довольно предсказуемо, что инициативные чаще, чем неинициативные (60% против 46%), считают, что деловым, энергичным и способным легче добиться успеха. Однако даже среди инициативных второй и третий по значимости факторы успеха – это не трудолюбие и квалификация, а связи и преуспевающие родственники (см. диаграмму ниже). Поэтому неудивительно, что даже группа, которую социологи окрестили «уверенными новаторами», считает, что лучший способ сделать карьеру – это пойти на госслужбу (31%), а собственный бизнес – лишь второй по популярности (22%).

Каким людям легче всего добиться успехов в жизни?

http://slon.ru/images/infographix/iniciative/2.png
Источник: Сбербанк 

За 15 лет страна определилась с отношением к частной собственности. Россия очень положительно относится к тому, что частные лица владеют небольшими компаниями, но крайне отрицательно – к владению крупными предприятиями.

Как вы относитесь к тому, чтобы в нашей стране частным лицам принадлежали небольшие предприятия, кафе, магазины?
% опрошенных россиян

http://slon.ru/images/infographix/iniciative/3.png

Как вы относитесь к тому, чтобы в нашей стране частным лицам принадлежали крупные заводы и фабрики?

% опрошенных россиян

http://slon.ru/images/infographix/iniciative/4.png
Источник: Сбербанк

Конечно, сказывается психологическая травма от залоговых аукционов и вообще непростых отношений россиян с олигархами. Но чем бы такая установка ни была вызвана, плох тот малый предприниматель, который не мечтает стать крупным, а подобное отношение в обществе к крупному бизнесу наносит удар по бизнесу вообще.

http://slon.ru/economics/initsiativnye_ … 0758.xhtml