Образы 2011: трест, который лопнул
Путин и Медведев не зря так долго скрывали, кто из них пойдет на выборы. Объявленная рокировка тандема породила глубокий политический кризис
От перемены мест в тандеме многое изменилось. Фото: AP
Почти четыре года высшее руководство России мистифицировало сограждан и окружающий мир невиданной формой политического бинома. В сентябре 2011 года миф о двух башнях Кремля, будто бы в равной мере управляющих страной, прекратил существование. На съезде «Единой России» президент Медведев предложил премьера Путина в президенты в 2012 году. А премьер Путин предложил президента Медведева в премьеры в том же году. Партнеры даже не стали скрывать, что они изначально так и договорились.
Трест лопнул. Уместно напомнить, что по-английски бизнес-термин «трест» — это trust, «доверие». Устроив циничную рокировку, Путин и Медведев лишились того самого доверия, которое им накануне выборов в Госдуму было нужно больше, чем когда-либо.
Когда родители рассказывают подросшим детям, что Деда Мороза не существует (после того, как сами же внушали им обратное), — это жестоко, но неизбежно. Вырастая, дети вынужденно расстаются со многими иллюзиями. В российских условиях избавление от иллюзий произошло прежде, чем общество успело повзрослеть, но, вопреки воле тандема, сильно способствовало этому взрослению.
До объявления о рокировке им было проще. Фото: AP
Что не замедлило сказаться на итогах выборов. Даже «волшебных» качеств главы ЦИК Чурова не хватило для того, чтобы «Единая Россия» взяла планку в 50% голосов. Оказалось, что и этот скромный результат получен с помощью многочисленных подтасовок и злоупотреблений.
Но еще прежде, чем махинации на выборах породили многотысячные митинги на Болотной и на Сахарова, сама еще недавно казавшаяся монолитной команда тандема начала сыпаться. Бессменный министр финансов Алексей Кудрин спровоцировал свою отставку. Для рынков, которые и без того перегружены плохими новостями, уход наиболее компетентного члена правительства стал сигналом: новые миллиарды долларов потекли из России; по итогам 11 месяцев объем бегства капиталов составил 74 млрд долл.
На митинге на проспекте Сахарова бывший министр Алексей Кудрин выглядел не очень естественно. Фото: РИА Новости
Дальнейшие события показали, что Алексей Леонидович не для того покидал правительство, чтобы уйти из политики. На митинге 24 декабря на проспекте Сахарова он предложил себя в посредники между оппозицией и властью.
Выступая с трибуны, г-н Кудрин — и это было заметно — сильно нервничал. Особенно, когда произносил слова о необходимости отставки Чурова. Но события в России в конце года настолько ускорились, что вчерашняя крамола в устах члена команды Путина прозвучала как прошлогодний снег. Во всяком случае, именно так отреагировали на выступление экс-министра тысячи собравшихся на Сахарова.
Если скорость, с какой развиваются события в стране, сохранится и в 2012 году, то многие из железобетонных мифов режима очень скоро придется пересматривать.
Владислав Сурков: стабилизация пожирает своих детей. Фото: РИА Новости
Один из таких мифов — о всемогуществе кремлевского «хиропрактика» Владислава Суркова — сдулся уже на исходе 2011 года. Первого замглавы администрации президента перевели на гораздо менее политически заметный пост зампреда правительства, где он будет оберегать любимое детище Дмитрия Медведева, «модернизацию». Сурков отреагировал на это очевидное понижение, перефразировав знаменитые слова Дантона: мол, «стабилизация пожирает своих детей».
В этой формуле от Суркова, как всегда, есть намеренный изъян. Сурков — не дитя вообще и не дитя «стабилизации» в особенности: он отец этого идеологического штампа, которых он за более чем десятилетие в Кремле изобрел множество, включая самый известный — «суверенная демократия».