Культура и стиль жизни | 02.01.2012
"Мы" и "Я": в России и Германии детей воспитывают по-разному
Немцы с рождения воспитывают в своих детях индивидуалистов, а даже самые маленькие россияне обычно - уже частички коллектива. Это – одна из основ воспитания. Есть и другие важные отличия.
Каждого маленького немца буквально с пеленок приучают к осознанию своего собственного "Я". А русский ребенок чуть ли не с рождения будет воспринимать себя не иначе как в категории "Мы", частью общего. Это не просто расхожее мнение, это - результат научных исследований.
Самостоятельность или зависимость
"Немцы уже с детского сада пытаются создать для ребятишек максимально демократичную среду, не заставляют есть, не заставляют спать, не заставляют делать то, что не хочется", - замечает в своей статье о воспитании детей в Германии родившаяся в России и живущая в Германии Наталья Шауберт. Это очень субъективный взгляд. Любовь немцев к дисциплине и порядку проявляется, конечно, и в воспитании детей. Просто здесь любовь проявляется по-другому.
"Разумеется, и немцы очень сильно любят своих детей, но одновременно могут проявить и твердость. Родители стараются учитывать потребности своих детей, любить и понимать их, но при этом обозначают границы дозволенного, обосновывая их", - объясняет Оливер Штайнбах (Oliver Steinbach) заместитель главного редактора немецкого журнала "Eltern" ("Родители").
"Немцы чуть ли не с пеленок приучают детей к самостоятельности. Уже в садиках проводятся детские собрания, на которых, так сказать, подводятся итоги прошедшей недели и обсуждаются планы на следующую. Малышей учат печь печенье, варить суп, а многие игры ориентированы на практическое применение к жизни", - пишет одна из русских мам, которая эксперимента ради попробовала поводить свою дочку в детский сад и в Германии и в России. Позже, в школе, учитель обычно не отчитывает публично худших учеников, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство.
Эти "частные" наблюдения с точки зрения культурологических особенностей немцев и русских очень даже объяснимы. По мнению психологов, российские дети, как представители коллективистской культуры, изначально более зависимы от родителей и общества. Русский ребенок с рождения интегрирован в замкнутые, устойчивые "группы", которые поддерживают его в течение всей жизни, рассчитывая в ответ на безоговорочную лояльность к коллективу. А в индивидуалистских обществах, к коим относится большинство западных стран, ребенок изначально должен приучаться к самостоятельности, иметь собственное мнение, высокую самооценку и опираться на личные достижения, - подчеркивают ученые.
Послушание истинное и мнимое
В Германии антиавторитарное воспитание, всплеск которого пришелся на вторую половину шестидесятых и семидесятые годы ХХ века, проявило себя еще в большей мере, чем в других европейских странах. Эксперты журнала "Eltern" в интервью Deutsche Welle объяснили, что здесь сыграла большую роль история Германии в двадцатом веке. Речь идет, во-первых, о чувстве вины и ответственности немцев за две мировые войны, а, во-вторых, – о глубоком недоверии к "коллективизму" как таковому. Нацистский лозунг "Одна страна, один народ, один вождь" дискредитировал саму идею приоритета общества над индивидуальностью, стремление к единому мнению и патернализм. Сегодня большинство сознательных родителей в Германии действительно стараются придерживаться равноправия в отношениях с детьми.
Одним из многих популярных в Германии трактатов о воспитании детей у немецких мам уже не первый десяток лет является книга детского психолога Элизабет Платтнер (Elisabeth Plattner) "Первые годы жизни". Одна из главных заповедей Платтнер: "Не унизь". Ребенка можно ругать, но не так, чтобы это унижало. Ни в коем случае нельзя бить. Нельзя прятать от него игрушки или что бы то ни было на шкаф, потому что это также является для него унижением, ведь он мал, стало быть, вы пользуетесь его физическим "недостатком". Все обязательно нужно объяснять, не хитрить, не врать, а объяснять, осознавая, что ребенок - это личность, доверяя ему и завоевывая его доверие. "В запугивании нет никакого смысла, ведь вынужденное псевдопослушание не есть подлинное послушание", - подчеркивает Платтнер.
То же самое касается и стремления привить детям самостоятельность. Важность этого, судя по результатам исследования, проведенного научно-исследовательским институтом BAT-Freizeit-Forschungsinstituts, немецкие родители ставят среди приоритетов воспитания на второе место после честности.
Самостоятельность с большой буквы
Любопытно, что разные национальные подходы к воспитанию детей проявляются и в том, какие игрушки предпочитают немецкие и русские дети. Ведь игрушка, как известно, - важное "пособие" для развития ребенка. Когда специалисты из России (они представляли Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игрушек, игр и игровых материалов при МГППУ) и из Германии (из организации "Spiel gut. Arbeitsausschuss Kinderspiel + Spielzeug'') решили провести сравнительную психолого-педагогическую экспертизу игрушек, выяснилось, что даже критерии оценок у них разные.
Так, например, российские эксперты акцентировали внимание на развивающем потенциале, причем учитывалось не только познавательное развитие, но и эмоциональное, социальное, морально-нравственное. А вот у немецких специалистов большое значение имеет степень удовлетворенности ребенка игрушкой. Важнейшая функция игрушки, с точки зрения немцев, - помочь малышу пережить успех, удовлетворение достигнутым, почувствовать свою компетентность. Это укрепляет уверенность ребенка в себе и побуждает продолжать и развивать игровые и практические навыки, считают немецкие эксперты. И Самостоятельность. Это слово в данном случае стоит писать с большой буквы, как это принято в немецком языке.
Автор: Елена Сушева
Редактор: Ефим Шуман