Мужикам здесь не место
Николай Дзись-Войнаровский
Фото: Reuters/Yuriko Nakao
Мужцессия (mancession – сокращение от английских слов «мужчина» и «рецессия») – еще один экономический термин, который придется нам выучить, чтобы понять XXI век. Он описывает новую тенденцию – экономика все меньше нуждается в мужчинах. Япония – ярчайший тому пример, рассказал во вторник Bloomberg.
В Стране восходящего солнца многие строительные компании, автопроизводители и традиционные производственные предприятия вроде Panasonic, Sony сократили штат. Естественно, большинство уволенных являются мужчинами, ведь в промышленности и строительстве доля сильного пола – 70%. Обе отрасли потеряли за последние 10 лет 4 млн вакансий. Это можно было бы списать на финансовый кризис, если бы не тот факт, что одновременно росли сферы, в которых большинство работников составляет прекрасный пол: образование, научные исследования, рестораны и недвижимость увеличивают количество работников. Здравоохранение, где доля женщин – 74%, выросло за последние три года на 16%.
Но увеличивается не только штат «женских» отраслей – растут их финансовые показатели. Так, в 2011 году акции Panasonic и Sony упали на 45% и 53% соответственно, однако в то же время котировки Message – оператора домов престарелых, второго в Японии по количеству комнат – поднялись на 2,3%, а котировки лидера этого рынка – Nichii Gakkan – взлетели на 25%.
Доля женщин среди занятых в экономике в Стране восходящего солнца стабильно растет: с 38,5% в 1973 году до 42% в 2010-м. Средняя зарплата слабого пола относительно сильного тоже увеличивается: с 55% от средней заработной платы мужчин в 1978 году до 69% в 2010-м. Для сравнения: в РФ зарплата женщин выросла с 60,5% (от зарплаты мужчин) в 2005 году до 65,5% в 2009-м.
Подобные тенденции наблюдаются не только в Японии, но и во всех развитых странах, а это значит, что, скорее всего, рано или поздно, весь мир пройдет по этому пути. К примеру, в странах ОЭСР еще в 2000 году женская безработица превышала мужскую – 6,8% против 5,8%. В 2010 году наоборот – 8,1% против 8,5%.
Основных причин две. Во-первых, промышленность, в которой заняты преимущественно мужчины, переезжает в развивающиеся страны, где труд дешевле, а в развитых остаются предприятия сферы услуг, где обычно работают женщины – школы и вузы, медицина, гостиницы и рестораны.
Вторая причина – старение населения и связанное с ним снижение рождаемости. Сокращается количество людей, а значит, стране нужно меньше домов, что приводит к спаду в строительстве, в котором заняты в основном мужчины. Кроме того, старики нуждаются в медицинском обслуживании и социальных работниках, а это преимущественно «женские» сферы.
Но тектонические сдвиги произойдут не только в экономике. Bloomberg пишет, что японские мужчины признаются – им стало труднее учить сыновей стремиться к чему-то, достигать трудных целей, ведь новое поколение мальчиков больше всего боится остаться без работы и потому ищет в жизни стабильности, постоянного (пусть и низкооплачиваемого) места.
Спокойный, стабильный, низкооплачиваемый, ни к чему не стремящийся и никому не нужный – вот портрет мужчины будущего. Даже X-хромосома у этого несчастного человека только одна.