Автолюбителей заставят платить за старые шины
Россия вновь решила перенять «западный опыт», странным образом его исказив: столичные власти готовятся объявить войну отжившим свое автомобильным покрышкам. Ни для кого не секрет, как в Москве и регионах «утилизируется» изношенная резина: ее просто выбрасывают, где придется. Шины лежат на помойках, свалках, а то и просто вдоль дороги или во дворах. А это, мягко говоря, не самое экологичное решение вопроса. Но в следующем году многое может измениться.
В течение ближайших 12 месяцев в Москве откроется тысяча пунктов приема старых шин. Большая их часть будет находиться на территории автосервисов. Инициатива кажется вполне логичной, особенно, если учесть, что в России перерабатывается лишь 10% изношенной автомобильной резины, а, к примеру, в Португалии с 2007 ни одна покрышка не попала на свалку, отправившись вместо этого на завод по переработке. Одно лишь «но»: сдавая шины, придется заплатить. Минимум по 100 рублей за каждое «колесо».
«Мы хотим сделать так, чтобы человеку было удобнее сдать старые шины в переработку, чем просто выкинуть их на обочину. Нам кажется, что легче всего это сделать на автосервисах, где все обычно меняют покрышки. Сдать одну шину можно будет, заплатив сто рублей, а возможность увезти их на завод мы предоставим», - так обрисовала перспективы руководитель программы по утилизации шин завода «Эксплотекс» Наталья Солнцева.
Переработка проста и технологична: резину охлаждают до -70 градусов, а затем взрывают под давлением 200 тысяч атмосфер. В результате чего от покрышки остаются в буквальном смысле одни ошметки. Их превращают в крошку, которую затем используют для покрытия спортивных площадок и ремонта асфальта. Вполне по-европейски.
В Старом свете нет свалок с покрышками – запрет был введен еще в 2006 году. Там утилизируется от 70 до 100% старых шин
И совсем не по-европейски то, что за утилизацию резины вынужден будет платить владелец автомобиля. В странах Европы действует совсем другая модель: производители и импортеры осуществляют платежи в государственные фонды, из которых затем и выделяются деньги на уничтожение или переработку резины.
Впрочем, нет в Старом свете и свалок с покрышками – запрет был введен еще в 2006 году. Там утилизируется от 70 до 100% старых шин, и делается, это, конечно, в первую очередь на благо самих жителей: «Недостаточная утилизация шин может в некоторых случаях представлять собой потенциальную угрозу для здоровья человека (например, опасность пожаров, распространение грызунов и насекомых, таких как комары) и увеличивать экологические риски», - говорится в отчете Европейской шинной ассоциации.
Напоследок немного цифр. В упомянутой выше Португалии работает 47 предприятий по утилизации покрышек, они загружены на 100 процентов. При этом уничтожение каждой шины обходится производителю в 1 евро. В России большинство профильных заводов простаивают. В большинстве стран Старого света ежегодно перерабатывается от 250 до 600 тысяч тонн автомобильной резины. В России – 10-15 тысяч.
Александр Кузьмин