Справочная информация | 16.12.2011
Рождество в немецкой фирме: что подарить шефу и коллегам?
Подарки: для кого-то радость, для кого-то головная боль. Что принято дарить на Рождество коллегам и шефу в немецкой фирме? Небольшая шпаргалка поможет сориентироваться.
В любой немецкой фирме, практически в любом рабочем коллективе, принято праздновать Рождество вместе с коллегами. Иногда сугубо символически: на час отвлеклись от работы, попили чай с печеньем, и снова "в бой". Иногда "по-настоящему" - с посиделками в ресторане до глубокой ночи.
Однако никогда празднование в коллективе не приходится на 24 декабря. Этот день "забронирован" для семей, и ни один шеф в Германии не посмеет посягнуть на вековую традицию. В распоряжении начальства - целый декабрь. Обычно дату выбирают примерно за месяц и заранее доводят до сведения всего коллектива.
Дарить или не дарить?
Дорогой подарок может все испортить
Не во всех немецких фирмах принято делать друг другу подарки. Если вы в компании новичок, не будет лишним осторожно расспросить "старожилов". Приход на праздник с мешком подарков, при условии, что больше никто с подарками не явится, наверняка приведет к неловкой ситуации. Хотя, может быть, именно вам суждено сделать рабочие отношения более сердечными, и подарки станут новой традицией фирмы - кто знает?
Другое дело подарки, которые могут быть восприняты как взятка. "Опасная зона" начинается в Германии в районе 15 евро. Любой более дорогой подарок будет воспринят с подозрением и может быть просто отклонен. Даже если вы обожаете шефа и коллег, лучше продемонстрировать им это, не тратя много денег.
Два правила
Собственноручно испеченное печенье - хороший подарок для коллег
При выборе подарка - как коллеге, так и члену семьи - лучше руководствоваться двумя важными правилами. Первое: чем теснее отношения, тем с большим сроком годности можно дарить подарки. Если любимому человеку можно подарить бриллианты (вещь, хранящаяся вечно!), то человеку, с которым связывают сугубо формальные отношения, лучше подарить то, что можно быстро и приятно использовать: бутылку вина, шоколад, чай, подарочный сертификат на посещение кино или книжного магазина.
Второе правило: хороший подарок - тот, который характеризует твою личность (и показывает личное отношение), но не навязывает одариваемому определенный тип личности. Печенье, испеченное собственными руками, - хороший пример. А, скажем, одеколон или билеты в оперу навязывают определенные привычки тому, кому вы их дарите, и тут очень легко промахнуться с выбором.
Хрустальный веник
Классические рождественские подарки коллегам - это мелочи, купленные на рождественских базарах в городах Германии, или "Вифлеемская звезда" - цветущее зимой растение с большими красными лепестками. Оригинальный подарок - остроумный, недорогой, запоминающийся и не пылящийся на полке, - всегда в цене, но не всегда ситуация оправдывает риск, порой стоит обратиться к классике.
"Вифлеемская звезда" - распространенный подарок на Рождество
Иностранец смело может дарить что-либо со своей родины - подобные подарки обычно оказываются беспроигрышным вариантом. Баночка икры, бутылка водки, матрешка... Интерес к экзотике у немцев сохраняется, и необычный подарок может превратиться в тему разговоров на весь вечер. В то же время все хорошо в меру - не каждый найдет применение банному венику, самовару или молочному грибу в банке.
Рождественское послание для менеджера
Любопытно, что для большинства руководящих сотрудников из всех подарков наиболее предпочтительными являются рождественские поздравления, написанные от руки. Таков итог опроса, проведенного консалтинговой компанией LAB среди более 500 менеджеров немецких компаний. "85 процентов опрошенных будут особо рады получить старое доброе письмо, написанное в индивидуальном стиле, а не составленное по шаблону. А вот электронные письма с поздравлениями придутся по душе лишь шести процентам респондентов", - поясняет результаты исследования Клаус Аден (Klaus Aden), управляющий компанией LAB. Другим непопулярным подарком для менеджеров может стать книга. Такой рождественский привет с удовольствием примут лишь около трех процентов руководителей отделов или компаний.
Автор: Дмитрий Вачедин
Редактор: Виктория Зарянка