Марина Эфендиева
Рунет пока остается Гайд-парком
На фоне роста оппозиционных настроений в Интернете, любое заявление властей об изменении правил в Сети воспринимается как попытка ввести цензуру. Пользователи опасаются, что их лишат площадки для самовыражения
Фото: Gigi Ibrahim/flickr.com
Российские интернет-пользователи активно обсуждают итоги последних выборов: социальные сети, блоги, Twitter полны рассуждениями на темы, связанные с политикой. Сетевые ресурсы используются для свободного выражения мнений, здесь же оппозиционно-настроенные пользователи обсуждают действия властей и собирают недовольных на митинги. На этом фоне возможность ужесточения властью политики в области Интернета вызывает у многих серьезные опасения.
Так, например, сегодня в СМИ была опубликована информация о том, что силовые структуры оказывают давление на социальную сеть «ВКонтакте», требуя закрыть оппозиционные группы. Пресс-секретарь «ВКонтакте» Владислав Цыплухин в телефонном интервью BFM.ru пояснил, что слухи о давлении на социальную сеть сильно преувеличены. «Нам действительно поступал официальный запрос ФСБ, в котором они просят заблокировать группы с призывами громить улицы, организовать революцию. В ответ мы объяснили, что следим за этими группами и не можем их заблокировать только из-за того, что отдельные пользователи призывают к насилию. Гораздо более логично блокировать этих пользователей», — пояснил он. По словам Цыплухина, никакого давления, угроз или грубости со стороны ФСБ нет.
Позиция «ВКонтакте» по этому вопросу представлена в официальном Twitter соцсети и на специальной странице «ВКонтакте». Ранее сооснователь сети Павел Дуров писал в Twitter, что «ВКонтакте» — 100% аполитичная организация и не поддерживает ни власть, ни оппозицию, ни одну из партий. «Оппозиционные группы мы не блокируем, но пользователей, призывающих к физическому насилию, по жалобам мы блокировали и продолжим», — написал он.
Сегодня же в «Российской газете» было опубликовано интервью генерал-майора полиции Алексея Мошкова, возглавляющего Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ (в него входит управление «К»). Мошков заявил, что участники различных интернет-форумов, общений и дискуссий в социальных сетях и чатах должны отказаться от анонимности и не прятаться за ник-неймами. По словам Мошкова, это анонимность создает соблазн кого-то оскорбить, навредить или даже совершить преступление. «Кто-то занимается троллингом, то есть травлей: размещает провокационные сообщения, чтобы создать конфликты между пользователями, а то и для шантажа. Немало в соцсетях промышляет и мошенников», — сказал он.
Осторожность в заявлениях не повредит
Вообще, большая часть интервью Мошкова была посвящена вопросам безопасного поведения в Интернете. Как сообщили «Русской службе новостей» в пресс-службе управления «К» МВД, Машков общался с журналистами «РГ» давно, и материал опубликовали, когда подошла его очередь.
Однако в свете последних событий в призыве отказаться от анонимности многие увидели стремление властей ограничить свободу в Интернете.
Эксперты, опрошенные BFM.ru, не считают, что государство пойдет на такие меры.
«Я думаю, могут происходить всякие события, в том числе, негативного характера с использованием сети Интернет, но это не является поводом для того, чтобы сейчас в срочном порядке пересматривать концепцию развития Интернета в нашей стране и пугать пользователей, пугать интернет-бизнес неосторожными заявлениями», — считает директор российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
В РАЭК долгое время разрабатывались и предлагались принципы саморегулирования отрасли, к которым прислушивалось и государство. «Одно такое заявление может перечеркнуть наработки, которые были сделаны в нашем государстве, в Рунете, начиная с 2000 года, когда президент Путин гарантировал интернет-сообществу независимое, свободное развитие, и он придерживался все эти годы принципов саморегулирования Интернета. Эту же позицию выдерживал Дмитрий Медведев», — напомнил Плуготаренко.
«На протяжении нескольких лет предпринимались попытки создать законопроекты, направить их президенту и вообще ввести регулирование в Интернете — как на комментарии, так и на обстоятельства, с этим связанные. Но президент ни разу не выбирал такую точку зрения, и всегда подобные законопроекты разворачивались», — сказал BFM.ru генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков.
«Даже на сегодняшний момент, несмотря на все беспокойства и обстоятельства, мы можем беспрепятственно комментировать, общаться, работать с инструментами в Интернете и не чувствовать цензуры, — отметил эксперт. Я очень надеюсь, что эта возможность сохранится. Я бы начал беспокоиться, когда какие-то серьезные заявки или документы были бы направлены в новую Думу и появилось что-то похожее на законопроекты», — отметил он.
Ближе к вечеру глава МВД РФ Рашид Нургалиев заявил, что отрицательно относится к обязательной регистрации пользователей в Интернете под реальными именами. По словам министра, такие меры никто вводить не собирается.
В правилах должны быть исключения
Комментируя вопрос BFM.ru об отношении к возможной отмене анонимности на форумах и в блогах, генеральный директор Group-IB, специализирующейся на расследовании компьютерных преступлений, Илья Сачков, сказал: «Мы против ограничения технологий и свободы слова, но выступаем за то, чтобы всегда существовала возможность идентифицировать киберпреступника, совершившего преступление в Интернете».
При совершении преступления в Интернете правоохранительные органы должны иметь возможность расследовать его и разыскать злоумышленника, отмечают в Group-IB. «Нередко провайдеры и операторы связи препятствуют получению важной информации о личности того или иного подозреваемого, ссылаясь на отсутствие каких-либо нормативов. Поэтому обязательно должно быть четко регламентировано, когда и на каких условиях правоохранительным органам предоставляются сведения, способствующие установлению личности компьютерного злоумышленника», — считает Илья Сачков.
Также эксперт отметил, что Интернет вообще, и социальные сети в частности — это лишь технологии доставки данных. «Технология не может быть плохой или хорошей по определению. Только пользователь решает, использовать ли ее во вред или нет. Так, кто-то в Интернете продает наркотики или совращает несовершеннолетних, а кто-то в то же время находит любовь на всю жизнь. Те же революционные события последних месяцев происходят не из-за социальных сетей, а по причине внешних факторов», — сказал он.
На международном уровне
Сегодня в Интернете обсуждается такая важная тема, как блокировка Россией декларации о защите «фундаментальных человеческих свобод в цифровую эпоху».
Напомним, во вторник на заседании совета ОБСЕ Россия, Белоруссия и несколько стран Центральной Азии проголосовали против декларации. А США, Испания, Германия, Великобритания и более двух десятков других стран, напротив, поддержали проект. Однако для его принятия в ОБСЕ требовалось согласие всех участников.
Как написала The New York Times, проект декларации был представлен Совету ОБСЕ спустя всего два дня после парламентских выборов в России, во время которых «легли» сайты некоторых СМИ и наблюдателей.
За права пользователей в киберпространстве, изложенные в декларации, активно выступала американская сторона, в частности, госсекретарь США Хилари Клинтон. Она же подвергла резкой критике выборы в Госдуму РФ, заявив, что они не были «ни свободными, ни справедливыми».
В свою очередь, российская сторона в лице главы МИД Сергея Лаврова раскритиковала Клинтон.
Как пишет газета «Коммерсантъ», выступая вчера перед журналистами, Сергей Лавров заявил, что в Вильнюс его американская коллега, «судя по всему, приехала, только чтобы отметиться перед своими избирателями из Демократической партии и показать, какие они крутые». Лавров считает подобное поведение неуважением к организации. «ОБСЕ не место для публичных митингов, это не Гайд-парк и не Триумфальная площадь»,— заявил он.
Российская делегация пыталась убедить западных партнеров, что ОБСЕ необходимо придать четкую правовую базу в виде устава. Однако попытка оказалась безрезультатной. Глава МИД РФ Сергей Лавров не исключил, что партнеры намеренно «держат организацию в рыхлом состоянии, которое позволяет им манипулировать ею».
Как отмечает «Коммерсантъ», российской делегации не удалось убедить западных коллег в необходимости придать ОБСЕ правовую базу. А американской стороне не удалось провести одну из главных инициатив, касающуюся информационного пространства.