Яна Милюкова
Карта России покраснела от коррупции
Россия оказалась на 143-й строчке в Индексе восприятия коррупции Transparency International. Наша страна самая коррумпированная среди стран БРИКС, «Большой двадцатки»
Фото: charamelody/flickr.com
В этом году в рейтинг мировой коррупции, составленный международной неправительственной организацией Transparency International, попали 183 страны. Россия оказалась на 143 строчке.
Страны были ранжированы по 10-бальной шкале, в которой «0» означает высокий уровень коррупции, а «10» — абсолютную некоррумпированность. На карте мира страны были выкрашены в цвета от светло-желтого то темно-коричневого — от самого низкого до самого высокого уровня коррупции соответственно.
Критической составители рейтинга считают отметку в пять баллов. Страны, «набравшие» более низкий балл, уже вызывают опасения у антикоррупционеров. Подавляющее большинство из 183 стран получило менее пяти баллов. Индекс 2011 года показывает, что ни один регион или страна не застрахованы от коррупции, говорится в исследовании.
Страны, заслуживающие доверия, — это Новая Зеландия, Дания и Финляндия. Они заняли первые три строчки рейтинга. Самые худшие результаты у Северной Кореи и Сомали. У них 1 балл и темно-коричневый цвет на «коррупционной» карте. К списку худших стран Transparency добавляет Афганистан и Мьянму.
Территория России на карте выкрашена в красный цвет, у нашей страны 2,4 бала и 143 место. Это место страна делит с Азербайджаном, Белоруссией, Коморскими островами, Мавританией, Нигерией, Восточным Тимором, Того и Угандой.
В этом году Россия занимает последнюю строчку списка стран БРИКС (У ЮАР — 64 место, Бразилии — 73, Китая — 75 и Индии — 95 место). Наша страна показала худший результат и среди стран «Большой двадцатки».
Впрочем, по сравнению с прошлым годом Россия улучшила свои позиции в рейтинге. В 2010 году страна оказалась на 154 строчке, сместившись со 146 места. Но по сравнению с другими странами-партнерами за год ничего не изменилось. В прошлом году у России был также худший результат среди стран БРИК, среди государств «Большой двадцатки» и среди европейских стран.
В ноябре этого года Россия была признана лидером в рейтинге Bribe Payers Index, который был составлен на основе опроса представителей компаний из 28 стран. Опрос показал, что российские бизнесмены чаще других склонны давать или же получать взятки при работе в других странах ради получения выгодных контрактов, лицензий, ускорения административных процессов или же обеспечения политического покровительства. А в 2010 году, по данным Барометра мировой коррупции, 53% опрошенных отметили, что в России уровень коррупции вырос.
Отметим, все эти отнюдь не оптимистичные оценки в рейтингах Россия получает, несмотря на усилия властей по борьбе с коррупцией. Эта борьба стала едва ли не одной из основных тем для власти после того, как Дмитрий Медведев назвал взяточничество врагом общества № 1 и утвердил стратегию по борьбе с коррупцией.
В период президентства Медведева был определен список чиновников, которые обязаны подавать ежегодные декларации о доходах, а также тех, кто обязан их публиковать. В список вошли не только главы федеральных ведомств, к примеру, и их заместители, представители президентской администрации, члены правительства, полпреды, губернаторы, мэры, главы госкорпораций и их заместители, но и сам президент и премьер. Чиновников обязали публиковать также сведения о доходах членов семей и несовершеннолетних детей. В 2010 году впервые отчитались о доходах депутаты (ранее публиковать декларации обязаны были только кандидаты в депутаты).
Но при этом достоверность указанной в декларациях информации никто толком не проверял. Ситуация немногим отличалась от той, что сложилась в 1990-е. Тогда, в 1997 году, президент Борис Ельцин своим указом обязал чиновников подавать декларации. С их согласия эти данные публиковались в СМИ. Однако список чиновников был не полным, а со временем и о публичности деклараций как-то забыли. «Они лежали мертвым грузом», — охарактеризовали ситуацию в конце прошлого года эксперты по борьбе с коррупцией.
В январе 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил Федеральной налоговой службе и Генпрокуратуре проверить достоверность сведений, указанных в декларациях чиновников. В конце апреля генпрокурор Юрий Чайка огласил результаты этой проверки: его ведомство выявило более 40 тысяч нарушений. В основном чиновники не указывали объекты недвижимости в собственности и пользовании, скрывали полученные доходы или же не подавали декларации.
24 ноября стало известно и о расхождениях в декларациях кандидатов в депутаты Госдумы шестого созыва, выборы в которую состоятся в ближайшее воскресенье. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» и проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики Высшей школы экономики сравнили декларации о доходах у 266 депутатов. Они как действующие парламентарии отчитывались о доходах за 2010 год в апреле уже этого года, а позднее подавали декларации в ЦИК в качестве кандидатов в депутаты. Выяснилось, что у 183 человек данные о доходах в двух декларациях за один год расходятся. У 16 человек расхождения превысили сумму в 1 млн рублей, максимальное расхождение — 142,1 млн рублей.
Днем ранее, 23 ноября, Дмитрий Медведев сообщил, что теперь недостоверные данные в декларациях чиновников и членов их семей могут стать основанием для увольнения с государственной службы с формулировкой «утрата доверия». Также он сообщил, что банки и налоговые органы теперь обязаны представлять при наличии соответствующего запроса от проверяющих органов сведения по операциям, счетам и вкладам муниципальных чиновников, а также членов их семей. Генпрокурор Юрий Чайка в свое время жаловался на то, что у ведомства недостаточно полномочий для того, чтобы проверить полноту сведений в декларациях.
Ранее неоднократно появлялись идеи проверять не только доходы, но и расходы. Стоит учесть, что Россия с 2006 года так и не ратифицировала пункт 20 («незаконное обогащение») Конвенции ООН против коррупции, хотя сам документ принят. А непринятый пункт как раз и предполагает сравнение доходов с расходами и сведениями об имуществе. Однако против такого сравнения выступил президент. Он заявил, что декларирование расходов может только спровоцировать коррупцию и стать инструментом для сведения счетов.
Вместо этого он предложил жестче контролировать доходы и внес в Госдуму проект федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных сделок».
Данная Конвенция предполагает, что страна, ее поддерживающая, считает подкуп должностного лица иностранного государства поводом для выдачи преступника. А если между странами не существует договора об экстрадиции, то данная конвенция может считаться правовыми основанием для этого.
Между тем, в России действует запрет на выдачу собственных граждан другим государствам, что прописано в 61-й статье Конституции. И прецедентов не будет, подтвердил в сентябре этого года президент Дмитрий Медведев на встрече с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Отвечая на вопрос по поводу возможности выдачи Великобритании Андрея Лугового, президент России заявил: «И перед кем бы ни ставился этот вопрос, ответ будет один. Это невозможно, запомните».
Таким образом, полноценное следование пунктам Конвенции в России остается под вопросом.