Кино. Аноним.
Когда я смотрела трейлер к новому фильму Роланда Эммериха “Аноним”, в котором настойчиво предлагается подумать, “кто же он на самом деле, этот Шекспир?”, то внутренне содрогнулась – неужели… баба? То есть, извините, женщина. Это и неудивительно, после “Кода Да Винчи”. Но после просмотра фильма отлегло – всё же мужик, хоть и неграмотный, и слегка придурковатый. И вот бессмертный гений Уильям Шекспир на наших глазах стараниями авторов фильма трансформируется в заурядного комедианта, мелкого жулика, наглого, глупого и жадного до денег. От настоящего Шекспира остались только усы и кудри – как на портретах в учебниках по литературе.
В фильме “Аноним” Роланд Эммерих обыгрывает версию сценариста Джона Орлоффа о том, кто на самом деле является автором бессмертных произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру. Мне известны по крайней мере ещё две рабочие версии. Первая – Шекспир был ростовщиком, на которого работал некий “литературный раб”, расплачиваясь с ним за долги гениальными произведениями. И вторая – Шекспир – это не один человек, а целый кружок одарённых литераторов, желающих оставаться неизвестными, чтобы избежать репрессий со стороны власти. Они составили фамилию “Шекспир” из первых букв своих имён, и творили под таким вот коллективным псевдонимом. Надо сказать, неоднозначная и запутанная биография Шекспира – просто кладезь для всяких измышлений в этом духе. На тему “Шекспир не Шекспир” написано немало книжек, теперь вот есть ещё и фильм, эпохальный исторический и очень костюмный.
Версия авторов фильма интересна. От неё не попахивает желтизной и намеренной сенсационностью. Просто напросто гениальные пьесы писал аристократ из самого высшего английского общества, в котором не принято было заниматься глупыми писульками. Эдвард де Вер, семнадцатый граф Оксфордский, незоконнорожденный сын королевы Елизаветы Первой, не в силах сопротивляться музам, кропает пачку за пачкой мелким убористым почерком с вензелями, и параллельно выбирает подходящего человека на роль автора своих же произведений. Ему нужна харизматичная личность не без признаков интеллекта, имеющая отношение к драматургии и театру.
Поначалу его выбор падает на Бена Джонсона, которого мы знаем теперь как просто обычного английского драматурга времён гениального Шекспира. Но Бен оказался слабаком, и не достаточно циничным, чтобы вынести бремя псевдо-славы. А вот его друг, комедиант средней руки Уилл, напротив, был хваткий малый, готовый ради денег на всё. Будучи актёром, он прекрасно сыграл роль гения, не умея даже писать.
Но для рядового зрителя, не шекспироведа, более интересными будут боковые сюжетные линии фильма, которые можно назвать “королева-девственница и её многочисленные дети”. Тайные романы и похождения Елизаветы Тюдор, её любовная связь с родным сыном, дети, раскиданные по всему королевству, в которых она сама давно запуталась – для многих это будет поинтереснее Шекспира.
Но всё же основная мысль фильма, как мне кажется – это сила и мощь слова. Написанного, напечатанного, произнесённого со сцены. Слово может изменить ход истории, ход человеческой жизни. Слово как семя, падающее в почву ума слушателя, и что из него вырастет – знает лишь Тот, Кто диктует строки автору. Эта истина чуть было не потерялась в хитросплетениях интриг и судеб героев. Но всё же в итоге понимаешь – да какая, нафиг, разница, Шекспир или не Шекспир… Главное, что все эти божественные строки всё же кто-то написал. И кто бы он ни был, суть от этого не меняется. Всех остальных деятелей той эпохи помнят лишь потому, что этот загадочный Аноним именно тогда водил пером по бумаге.
Режиссер: Роланд Эммерих.
В ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрейв, Рейф Сполл, Себастьян Арместо, Дэвид Тьюлис, Эдвард Хогг, Ксавьер Сэмюэль, Сэм Рид, Джйми Кемпбелл Бауэр, Джоли Ричардсон, Тони Уэй, Дерек Джейкоби, Марк Райланс, Вики Крипс, Нед Деннехи. ,
Трейлер фильма:
Ольга Котогонова.
13.11.2011