Как изменить площадь вашего участка
Мастер-класс Александра САПЕЛИНА
Искусство перемен, или 7 способов увеличить площадь сада
Часто мы, листая проспекты ландшафтных фирм и страницы глянцевых журналов, говорим себе: «Ну конечно, здесь-то сады каких размеров, нам на наших-то 4 (6,8 и т.д.) сотках так не жить!» И даже не пытаемся что-то из увиденного применить к такому маленькому, но собственному клочку земли. Я не буду убеждать вас в том, что и на шести сотках сад может быть и красив, и эффектен - это тема совсем другой статьи. Я только попытаюсь рассказать, как маленький участок сделать чуть больше, не вступая при этом в судебные тяжбы с соседями и родственниками. Забор конечно же останется на том месте, на котором стоял, но тем не менее вы сможете зрительно увеличить вашу территорию. Для этого существует несколько проверенных способов.
СПОСОБ ПЕРВЫЙ. ЦВЕТ
Попробуйте дома провести эксперимент. Возьмите одну скатерть светло-желтую, а другую темно-синюю и накройте ими два одинаковых по размеру стола. Вы тут же увидите, как столы, которые были одинаковыми, поменяют свои размеры. Желтый приподнимется и расширится, а синий - как бы сожмется, его границы будут четко очерченными, и он будет казаться меньше. Так стоит ли и свой сад сужать, застилая его темным ковром? Может, лучше небольшие территории «накрыть желтой скатертью»?
В принципе сказанное выше касается не только синего и желтого, но и вообще всех светлых и всех темных цветов. Часто от женщин мы слышим: «Белое полнит, черное стройнит». В данном случае белое - это все светлое, а черное - это все темное. На самом деле, темное не стройнит, а показывает реальные размеры, подчеркивая границы, а светлое границы как бы размывает. Это явление называется иррадиацией. Именно поэтому стол с желтой скатертью (а также поле под снегом, светлое мощение в саду) кажется больше, чем стол под синим полотном (перепаханное поле, темное мощение).
Все 4 изображения имеют одну и ту же площадь, но визуально они нам кажутся разными. На рисунке 1 белый и черный квадрат. Белый кажется больше. Однако это касается не только белого и черного, но и всех светлых (кажутся больше) и всех темных (кажутся меньше). Изображения на рисунке 2 это подтверждают.
На рисунке 1 и 2 изображена одна и та же дорожка, одной и той же длины и ширины. Окаймлена она в обоих случаях одинаково, но с той только разницей, что в первом случае цвета изменяются от темных к светлым, а во втором от светлых к темным. Это меняет и восприятие длины самой дорожки. Во втором случае она короче.
Этот же принцип используется в посадках. В советское время, например, часто можно было увидеть, как в аллею высаживались попарно, скажем, сорта сирени. Начиналась аллея со светлых (чисто-белые, нежно-розовые, светло-голубые), затем проходила через средние (розовые, маджентовые) и заканчивалась темными (бордовые, насыщенно лиловые) парами сортов. Когда человек попадал в аллею со светлой стороны и смотрел в темную сторону, протяженность аллеи казалась ему меньше, чем она есть на самом деле. Стоило только перейти на противоположную сторону, как та же аллея увеличивалась в своих размерах. Понятно, что сиреневая аллея вряд ли возможна в небольшом садике, но важна суть. В классическом проектировании такое явление получило название «воздушная перспектива». Используя ее законы, мы могли бы добиваться такого же эффекта, который был от использования сиреней, но используя, к примеру, сорта дельфиниумов, расположив их от чисто-белых через голубые к кобальтово-синим, или сорта флоксов от белых через розовые к насыщенно-малиновым.
Интересно действие не только светлых и темных цветов, по и холодных и теплых. Теплые тона (красный, оранжевый) всегда кажутся ближе, чем они есть на самом деле, а холодные (синий, голубой) - дальше. И если около забора по одной линии растут, к примеру, пурпурнолистный барбарис и голубая ель, то ель будет казаться чуть дальше, чем она есть на самом деле, а барбарис - ближе. Если же их реально разнести (красный ближе, голубой дальше), то описанная ситуация усилится.
На рисунке 1 - контрольный вариант площади участка. А на рисунке 2 и 3 появляется его наполнение растениями теплых и холодных тонов. На рисунке 2 они находятся на одной линии, но ощущение все же, что красный кустарник ближе голубого хвойного. Если же мы их еще к тому же намеренно раздвинем (красный ближе, а голубой дальше), то это ощущение усиливается. Речь при всем при том может идти не только о растениях разной окраски, но и цвете забора, стены дома и пр.
Причем это не обязательно должны быть растения. Это могут быть и постройки, и цвет забора, и т. д. Так, если вы войдете в калитку и, стоя между двух красных барбарисов около нее, будете любоваться домиком, окрашенным в синий цвет, домик будет казаться дальше, чем он есть на самом деле. Если же у калитки будут голубые ели, а сам дом будет из красного кирпича, то расстояние между ним и калиткой будет казаться меньше. Чем не искусственное изменение размеров участка?
Способ второй. Перспектива
Мы уже упомянули о «воздушной перспективе», но есть и понятие «линейной перспективы». Не вдаваясь вглубь теории, попробую пояснить это на конкретных примерах.
Явление перспективы хорошо заметно на дороге, уходящей вдаль. И правая и левая ее сторона сходятся на горизонте в одной точке. В реальности это две параллельные прямые, которые никогда не пересекаются, но нам кажется, что они сошлись в одной точке. Оказывается, если намеренно эти две линии начать сводить (то есть по мере удаления дорожка будет немного сужаться), то мы как бы искусственно эту перспективу усиливаем, а дорожка в итоге кажется более длинной, чем в действительности. Правда, если встать на ее противоположный конец, то она будет казаться короче, чем на самом деле. Подобный фокус можно провести и с каналом, и с цветником линейной формы.
На рисунках 1 и 2 изображена дорожка между деревьями, уходящая вдаль. В обоих случаях она имеет одну и ту же длину. Отличается она в одном и втором случае лишь тем, что на рис. 2 сужается в плане. В результате при восприятии ее в саду дорожка кажется длиннее, чем та, что изображена на рисунке 1, ширина которой не меняется.
На всех трех рисунках изображен угол сада, окруженный с двух сторон забором. Везде площадь этого пространства одна и та же. Но кажется нам она неодинаковой. Связано это с тем, что на рисунке 2 забор (а это может быть и живая изгородь, и опора с вьющимися растениями, и ряд фонарей) повышается в сторону угла. На рисунке же 3 - уменьшается к углу. В результате и удаленность этого угла нам кажется разной, а соответственно и площадь отличается.
Но все это - как бы плоскостное изменение перспективы. А оно может быть и пространственным. Когда мы стоим в аллее, смотря в ее глубь, то деревья по мере удаления кажутся нам все меньше и меньше по своей высоте, хотя на самом деле они одинаковые. Так вот, если их сделать реально уменьшающимися, то можно как бы искусственно усилить перспективу, и дорожка будет казаться длиннее. Делать это можно не только с растениями в аллее, но, например, с фонарями, постепенно уменьшая их высоту. Интересным может быть намеренное изменение высоты стриженой живой изгороди и забора, в котором каждый последующий столб ниже предыдущего. Так, если вы смотрите на утол участка, и в реальности столб в этом углу, держащий ваш забор, самый маленький, а остальные, уходя от него, постепенно увеличиваются, то этот угол кажется много дальше, чем на самом деле.
Аналогичным образом работает и использование растений с разным размером листвы. Если растения с очень крупной листвой расположить ближе к видовой точке, потом расположить растения с листьями средних размеров, а затем с мелкими, линейная перспектива искусственно увеличится. Если поступить наоборот, - уменьшится. Это явление при строительстве своих садов использовали древние японцы. Они же сужали дорожку - по мере удаления от наблюдателя. В результате всего этого их небольшие садики казались несколько больше.
Способ третий. Отражения
Вспомните себя в спортивном зале, где одна из стен - зеркальная. Пространство кажется огромным, хотя по всем правилам оно должно было увеличиться лишь в 2 раза. Зеркала, конечно же, очень сильно раздвигают пространство. В саду имитацией такого большого зеркала мог бы стать водоем. Независимо от того, отражается в нем небо или яркие прибрежные растения, он заметно расширяет пространство сада, фактически прибавляя к нему все то, что в нем отражается (фото внизу). В связи с этим напомню, что лучшими отражающими качествами обладают водоемы притененные, а не освещенные; глубокие, а не мелкие. Если же ваш пруд мелок и незатенен, то он может стать «зеркалом» лучшего качества, если дно его будет темным.
Не стоит пренебрегать и собственно зеркалами, которые могут не только расширить пространство сада, но и придать ему некоторую загадочность. Сейчас их используют уже не так редко, тем более что существуют устойчивые к атмосферным осадкам пластиковые варианты. Следует все же помнить, что в подавляющем большинстве случаев зеркала в саду хороши тогда, когда мы не подозреваем о том, что это зеркала, в каких бы вариантах и стилизациях они пи использовались.
Способ четвертый. Рельеф
Не удивляйтесь, но даже рельеф оказывает влияние на восприятие сада в тех или иных размерах. Думаю, не сгоит никому доказывать, что если человек стоит в яме глубиной в десять метров или на холме такой же высоты, то ощущения он испытывает совершенно разные. В случае с ямой площадь кажется существенно меньше. Так же и на вашем участке.
Конечно, подъем уровня сада - вещь дорогостоящая, но если он возвышается над соседними участками хотя бы на 20-30 сантиметров, он уже выглядит больше, чем есть на самом деле, а соответственно, и больше соседних участков, которые в реальности имеют те же размеры. Кстати, это правило касается не только участка в целом, но и отдельных его частей. Так, если водоем имеет крутые склоны, то он будет казаться меньше, а если пологие - больше (при одной и той же площади водного зеркала). Не забывайте, что плотные высокие заборы по периметру работают точно так же, как склоны глубокой ямы и с точки зрительного восприятия ничем от них не отличаются.
Включение окружающих видов. На рисунках 1 и 2 за забором один и тот же пейзаж. Забор в обоих случаях одинаков. Но отличается решение призаборной территории на самом участке. В первом случае окружающий ландшафт никак не учитывается, игнорируется. Во втором композиция построена с его учетом. В результате на рис. 2 сад не обрывается резко, мы не чувствуем его границ и зрительно его граница несколько отодвигается.
Этот рисунок наглядно показывает, как изменяется (визуально, конечно же) длина отрезка в зависимости от того, как и чем он ограничен. 1 - это контроль, 2, 3 - это может быть и водоем (с высокими пологими берегами), и замощенная площадка, окаймленная растениями (стелющимися и высокими).... Но что бы это ни было, видно, насколько визуально меняется длина отрезка, которая на самом деле выражена одной и той же величиной. 4, 5 - ситуация, похожая на то, что изображено на рисунках 2, 3, но пространство ограничено растениями. Восприятие размеров меняется не только от формы крон растений, но и от их цветовых характеристик (светлые или темные).
Способ пятый. Окружение
Продолжаем разговор о рельефе. Несомненно, что участок на возвышенности кажется больше еще и потому, что мы начинаем просматривать округу. В классической ландшафтной архитектуре вообще включению окружающих видов в ландшафт (так называемые «заимствованные виды») уделяется очень большое значение. Когда с участка мы видим даль, то автоматически добавляем ее к своей территории, тем самым подсознательно увеличивая ее.
Подозреваю, что многие, прочитав этот постулат, усмехнутся: «При чем тут наши сады, окруженные соседними домами (часто не самыми эффектными) и сараями?»
Тем более обидно, что такая редчайшая возможность включения окружающих видов, когда она все же становится возможной, игнорируется! А ведь стоит даже подумать об особом (может, приподнятом и т.п.) расположении видовых точек, чтобы открыть с них вид на сельский храм или деревенское поле.
Если же такой возможности нет, то не стоит все же забывать об этом правиле. Не открывается вид на поле? Но видна соседская яблоня или елки за дорогой. Не стоит отделять их от вашего участка жесткой линией забора, под которым высажены мелкие многолетники. Этот забор как нож отрезает ваш участок от окружения, может, и не уменьшая его площадь, но очень сильно акцентирует внимание на его границах. А вот если вы начинаете обыгрывать соседскую яблоню или лес за околицей, то ситуация становится иной. Чужая яблоня становится частью вашего участка, так как ей подчинен какой-то кустарник, но уже на вашей территории. Даже если забор или его часть видны, то пространство все равно шире. Забор в этом случае просто не является разделителем, а лишь намекает на границу.
Что касается окружения, то хотелось бы сказать и о самом ограничении, самом заборе или его альтернативной замене, например, стриженой живой изгороди. Если это монотонная стена с неизменяющейся высотой и шириной, то такое решение периметра создает ощущение нахождения в коробке. Как только высота изгороди начинает меняться, она сама становится более разнообразной, меняется ее ширина, сад сразу становится интереснее и кажется несколько большим, чем есть на самом деле. Если это забор, то и его можно обыграть, изменив и его ширину, и его высоту (растениями, конечно же, часть которых может быть выше него, часть ниже, часть может быть посажена практически вплотную к нему, а часть сильно выдаваться вперед). Это также поможет раздвинуть границы сада.
На рисунках последовательно изображено визуальное уменьшение участка. На рисунке 1 - контрольный вариант. На втором - тот же участок, ограниченный светлой или полупрозрачной изгородью. Он уже кажется меньше, но не настолько, как на рисунке 3, где ограничен темным забором. И уж совсем от участка ничего не остается, когда он окружен не только темным ограждением, но и стеной из туй. На последнем рисунке человек и вовсе ощущает себя «в коробке».
А теперь рассмотрим два разных варианта «включенного пейзажа».
Вверху сад авторитетного специалиста из Санкт-Петербурга Юрия Марковского. Его сад невелик, но кулисы, которые скрывают соседский забор, создают иллюзию того, что при желании можно углубиться в лес. Внизу сад Светланы Чудновой, участвовавшей в нашем конкурсе «В поисках райского сада». Здесь не пренебрегли редкой возможностью включить в сад роскошный пейзаж, отгородившись от него всего лишь прозрачной сеткой.
И напоследок об используемых формах. Приходилось ли вам бывать в узком коридоре, где на стенах наклеены обои с рисунком из вертикальных полос? Если приходилось, то вы наверняка запомнили свои ощущение в тот момент: и без того узкий, коридор кажется еще теснее и при этом выше. Человеку кажется, что он на дне высокого пивного бокала. То же самое происходит и в саду: если по боковым сторонам небольшого прямоугольного участка вдруг появляются кипарисоподобные вертикали или даже просто стройные стриженые изгороди, то он становится еще более узким и еще более вытянутым. Представьте себе на мгновение дорожку, обсаженную вертикальными сортами туи и дорожку того же размера, но обсаженную невысокими полустелющимися кустарниками. В первом случае дорожка будет казаться уже, во втором будет практически в своих размерах. Если же в это вмешается еще и цвет, а об этом мы говорили в прошлый раз, и колонны вдруг станут темными, а полустелющиеся кустарники покроются белыми цветками, то эти ощущения заметно усилятся. Учитывайте это.
Способ шестой. Угол зрения
Человек созерцает композицию, которая вся целиком не попадает в его горизонтальный угол зрения (30 градусов). Для того чтобы увидеть ее полностью, он вынужден хоть незначительно, но повернуть голову. В таком случае композиция кажется человеку больше, чем она есть на самом деле. Этого бы не произошло, если бы вся композиция попала в горизонтальный угол зрения целиком.
Существуют горизонтальный и вертикальный углы зрения. В деле визуального изменения пространства сада для нас особенно важен горизонтальный угол. Не вдаваясь в тонкости особенностей зрительного восприятия, скажем лишь, что у среднестатистического человека этот угол составляет 28 градусов. Это означает, что если посадить человека на скамейку перед протяженным по длине цветником, то он будет видеть лишь его часть. Эта часть будет именно той, что попадает в названный угол. В нашей власти построить такую композицию, которая целиком попадала бы в этот угол или такую, которая не попадала бы. От чего это зависит?
Если мы хотим показать изолированность и самодостаточность какой-либо композиции (например, скульптурной группы), то мы должны показать ее целиком и сразу, то есть вписать ее всю в горизонтальный и вертикальный углы зрения. Если же мы хотим показать безграничность какого-либо элемента, то он, напротив, не должен попасть целиком в этот угол, а должен хоть чуть-чуть,хотя бы каким-то своим краешком выйти за его границы.
Очень странно бывает наблюдать, как такие масштабные в нашем понимании элементы, как газон, водное зеркало и т.д., вдруг вписываются в один угол. Их площади читаются целиком, и они воспринимаются буквально клочками. Но стоит этим же элементам лишь незначительно выйти за пределы угла, как их площадь визуально кажется больше. Как только человек, для того чтобы увидеть всю предлагаемую картину, должен хотя бы незначительно повернуть голову, размеры элемента ему сразу кажутся большими, чем они есть на самом деле. А раз большими кажутся элементы сада, то и сам сад также кажется больше.
Способ седьмой. Структура
Замечали ли вы когда-нибудь, как отодвигаются в стороны стены комнаты, когда в ней стелют круглый ковер или ставят круглый стол для семейных обедов? Круг действительно удивительная фигура, имеющая целый ряд достоинств. Но сейчас нас прежде всего интересует то, что круг заметно расширяет пространство вокруг себя.
Особенно отчетливо это происходит, если круг светлый. И если такой круг (газон, мощение, вода с отражающимся небом и так далее) существует в саду, то пространство сада расширяется. Квадрат же или прямоугольник, особенно если он параллелен границам участка, слишком уж эти самые границы подчеркивает. Все понятно, а значит, несколько скучно.
Но стоит разрушить эту параллельность, и сад становится совсем иным. Открывается куда больше возможностей в его проектировании, а значит, сад становится более интересным. При этом его площадь визуально увеличивается, так как у посетителя в этом случае происходит некоторая потеря ориентации в пространстве. Особенно это важно на всевозможных узких местах, например, между стеной дома и забором. Использование там кругов (или шаров) расширит его. Что это будет в реальности (растения, рисунок мощения или ковки с извилистыми линиями, водные устройства, скульптура...) - решать вам. Кстати, чтобы не сделать такие места еще более узкими, при проектировании необходимо максимально использовать линии, параллельные короткой стороне, и минимально - параллельные длинной.
С другой стороны, расширяя узкие пространства сада, не забывайте и о том, что очень легко можно свести на нет уже существующие обширные открытые пространства. Плоскость газона, водоема и так далее может серьезно уменьшиться, если на них вдруг случайно появятся инородные включения (острова или мостики на воде, группы или цветники на газоне). И тем ситуация трагичнее, чем ближе этот элемент располагается к геометрическому центру открытого пространства. Только не подумайте, что мы отговариваем вас от размещения подобных элементов. Мы лишь хотим сказать о том, что к этому отнестись надо крайне осторожно, ведь если, расширяя участок в одном месте, мы так бездарно уменьшим его в другом, это будет напрасный труд, трата времени и сил.
Ну и в заключение хочется сказать о самом главном. Слава Богу, что сейчас становится все меньше людей, которым требуется доказывать, что помимо физической существует и эмоциональная составляющая сада. И без последней хороший сад немыслим. Не удивляйтесь и тому, что эта характеристика самым непосредственным образом влияет на то, «большой» сад мы имеем или нет. Сад, читаемый как «на ладони», где все ясно, все понятно, соблюдены законы пропорции и колористики, все же будет пустым, ненаполненным, а значит - маленьким. Более просторным будег казаться тот, где из-за каждого поворота открываются все новые и новые кусочки, пусть и меньшие по площади, но зато каждый со своей загадкой, со своим настроением. Успехов вам!
Полностью материал опубликован в №14 и №15 журнала «Вестник цветовода» за 2007 год.