Как сделать садик «японский», садик «аристократический», садик «деревенский»
Мастер-класс Александра САПЕЛИНА
Уроки стилизации
Давайте посмотрим, как из одного и того же изначально заданного варианта с помощью отдельных элементов, особого ассортимента и его расположения можно сделать три других варианта, стилистически абсолютно непохожие друг на друга. Все будет зависеть только от того, к чему тяготеет ваша душа и какие условия на участке. Предложенные варианты (садики) - разные не только по стилям, но и по условиям произрастания растений. Оперируя этими характеристиками (экология места и стилистика) можно создать и сады совсем другого плана, так как тот же деревенский солнечный будет разительно отличаться, к примеру, от деревенского теневого. Аналогичной будет ситуация и с другими композициями.
Итак, что же нам задано? Вполне обычная ситуация: забор, на фоне которого растет куст. В нашем случае это куст бузины кистистой, такой распространенный и многими считающийся настоящим мусором. А тем не менее, это очень красивое растение, имеющее и массу эффектнейших сортов. Это растение пластично с точки зрения стилистики и кардинально меняет свой облик в зависимости от того, какой свитой его окружить. Оно то становится совсем японским, то приобретает лоск аристократической Франции, а то и вовсе предстает перед нами деревня деревней.
Я попытался сделать три стилистических варианта. Можно, конечно, использовать и их, но целью было не столько дать готовое решение, сколько попытаться заставить вас смотреть более широко на подобные вещи. Ведь первое, что приходит на ум при виде бузины у забора, – это сделать деревенский садик, второе – желание спилить растение и придумать что-то новое и эффектное. Я попытался сделать:
– садик «японский» (композиция 1),
– садик «аристократический» (композиция 2),
– садик «деревенский» (композиция 3).
Выбранная тема стилизации достигается не только аксессуарами, но и растениями. Сейчас в публикациях по стилистике сада намечается некий крен. Разговор о стилистике часто сводится к фонарям, скамейкам, заборчикам и прочим малым архитектурным формам. А ведь сами растения зачастую имеют свой четко выраженный физиономический тип и несут вполне конкретные ассоциации с садом той или иной стилистики.
Есть пластичные растения, кардинально меняющие свой облик в зависимости от окружения (к примеру, бузина из наших вариантов). Есть и такие, которые могут разрушить картинку полностью, если находятся «не в своей тарелке» и их физиономический тип не соответствует выбранной стилистике (кипарисоподобные вертикали можжевельников странно смотрелись бы в японском саду, а многолетники с лопушистыми листьями - в саду средиземноморском, есть и масса других примеров).
Создавая данные образы, я пытался учесть и физиономический тип используемых растений, и снабдить картинки соответствующими аксессуарами, которые подскажут ассоциации человеку, вошедшему в сад.
Композиция 1. «Японская»
Растения, добавляемые к существующему бузинному кусту
В большинстве типов своих садов японцы используют мало растений, их ассортимент канонизирован, все растения строго на своих местах. Растения, используемые нами, не только стилизация. Некоторые из них используются и самими японцами (папоротники, астильбы, ирисы), хотя у них это другие виды.
Используемые виды растений
1 – Бузина
2 – Страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris)
3 – Седум побегоносный (Sedum stolonifrum)
4 – Хосты (Hosta sp.) (любой из узколистных сортов)
5 – Ирис сибирский (Iris sibirica) (любой из высокорослых, более 1 м, сортов)
6 – Астильба (Astilbe sp.) в ассортименте (разновысокие виды, но сходной цветовой гаммы)
Условия для данного ассортимента растений
Все растения выносят полутень (кроме ириса сибирского, но он вынесен за проекцию кроны бузины), хорошо развиваются на плодородных и влажных почвах, не вынося пересыхания. Все виды абсолютно зимостойки и специальных агротехнических приемов при возделывании не требуют. При посадке страусника лучше с самого начала ограничить его рост, так как он обильно разрастается подземными побегами. Используемые растения быстро растут, и композиция становится готовой к созерцанию за очень короткое время. Сезонная декоративность начинается с весны, когда разворачивают свои ваи страусники и цветет бузина, продолжается летом во время цветения ирисов (июнь), сменяющихся астильбами (с июля и до конца лета). В это же время появляются и ярко-красные ягоды на бузине. Зимой картинка также достаточно выразительна, в «зимней Японии» своя эстетика.
Если бузина еще не посажена, есть смысл выбрать не вид, а один из ее разрезнолистных сортов, например ‘Плюмоза’ (‘Plumosa’). Тогда ее физиономический тип будет ассоциироваться с кленом японским, который в наших условиях не сможет достичь больших размеров.
Аксессуары, подчеркивающие выбранную стилистику.
Во-первых, декорируем стену. Сверху приделываем к ней соломенный или прутяной козырек, а саму плоскость стены декорируем под стену традиционного чайного домика. Цвет светлый: от сливочно-белого и кремового до светло-желтого. Можно либо покрасить существующую стену, либо обить ее панелями, которые потом и покрасить (хорош для этих целей плоский шифер, но может быть использовано и что-то еще). В самой стене пытаемся сымитировать традиционное для Японии круглое «лунное окно». Естественно, стену к соседу пробивать не обязательно, это может быть отверстие в том же плоском шифере, с задней стороны затянутое, например, белым неблестящим пластиком, имитирующим рисовую бумагу. Сама плоскость стены снабжается деревянными и бамбуковыми перетяжками, которые обычно темного цвета, часто темно-коричневого или иного, но в любом случае темнее самой стены.
Во-вторых, фонарь. Без него не обойтись. Он может быть куплен или сделан самостоятельно, например, из дерева. Это очень просто. Помните лишь о том, что роль реального осветительного устройства сада ему отводить не стоит. Да, в нем что-то может мерцать, но он сам требует подсветки в ночное время.
В-третьих, камни. До Японии ледник не дошел, найти там окатыши невозможно, соответственно и наши валуны с трассы не подойдут. Ищите камни с рваными, острыми краями, желательно ахроматические (черный или серый во всем многообразии оттенков). Они всегда должны быть темнее гальки, на которой расставлены. Вы можете также использовать щебень, гравий, гранитный отсев – подобрав по цвету и кошельку вариант именно для себя.
Рисунки Александра Сапелина.
Композиция 2. «Аристократическая»
Растения, добавляемые к существующему бузинному кусту
Этот сад должен быть изящным и изысканным. В соответствии с такой задачей подбирается ассортимент растений: они должны отличаться продолжительным периодом декоративности, иметь четкие контуры и не разваливаться при дожде и ветре. Их листья, цветоносы, соцветия должны быть геометричны и хорошо читаемы. Красок – минимум, никакой пестроты. Будем использовать фактуру поверхности, оттенки зеленого листвы и холодную цветовую гамму цветов.
Используемые виды растений
1 –Бузина
2 – Гортензия древовидная ‘Аннабель’ (Hydranga arborescens ‘Annabelle’)
3 – Ирис сибирский (Iris sibirica) (белоцветковые или нежно-голубые сорта)
4 – Роджерсия конскокаштанолистная (Rodgersia aesculofolia)
5 - Поилка для птиц
6 – Барвинок малый (Vinca minor)
7 – Хоста (Hosta) в ассортименте (кроме желтолистных сортов)
8 – Княжик альпийский (Atragene alpine) (белые или голубые сорта)
9 – Девичий виноград пятилисточковый ‘Энгельмани’ (Parthenocissus quinquefolia ‘Engelmani’)
10 – Медуница (Pulmonaria) в ассортименте.
Условия для данного ассортимента растений
По своим условиям данная композиция требует полутенистого места с плодородной, достаточно влажной, но не мокрой почвой. Сезонная декоративность начинается с цветущих по весне княжиков и подчеркивающих их своим цветением медуниц (май) на фоне темно-зеленого ковра из барвинка. Позже эстафету перенимают ирисы (июнь), а на смену им приходят роджерсии и гортензии (июль). Последние радуют и тогда, когда бузина покрывается ярко-красными плодами, а девичий виноград, доселе нами остававшийся незамеченным, вдруг вспыхивает алым огнем осенних листьев.
Аксессуары и малые архитектурные формы
В отличие от японского садика, стена в этой стилистической композиции закрыта почти вся и проглядывает лишь в отдельных своих фрагментах. Конечно, данный подход предполагает каменную (возможно, и кирпичную) ограду или ее имитацию. От этого и стоит отталкиваться. Если это действительно камень или кирпич – замечательно. Но кирпич не должен быть очень ярким, – иначе проглядывающие сквозь зелень фрагменты ограды будут слишком выделяться на фоне изумрудной зелени листвы. Варианты выбирайте сами: можно покрасить кирпич под старый позеленевший, можно сплошь заполнить его вьющимися растениями или использовать декоративные панели, коих сейчас немало (часто их используют, например, для декорирования цоколя дома под камень).
Понятно, что дорожка, проходящая мимо такой композиции, или площадка около нее не могут оставаться грунтовыми. Сама выбранная стилистика предполагает достаток, и здесь необходимо мощение натуральным или искусственным камнем.
Ковка в качестве подвесной и установленной опоры усиливает ощущение выбранного стилистического направления. Растения рядом с этими коваными элементами должны лишь слегка скрывать их, но ни в коем случае не прятать полностью.
Дополнительный элемент – каменная чаша с водой, которую можно считать поилкой для птиц. Сейчас такие чаши разных размеров (и цены) в продаже не редкость. Расположить чашу необходимо таким образом, чтобы человек, проходящий по дорожке, видел в зеркале воды отражение растений. Это внесет необыкновенный колорит и уют в композицию.
Рисунки Александра Сапелина.
Композиция 3. «Деревенская»
Растения, добавляемые к существующему бузинному кусту
В отличие от предыдущей композиции здесь – буйство форм и цвета. Всего много, растения имеют совсем иной физиономический тип: что-то среднее между садовыми и природными, у них нет четких геометрических контуров, не заметно, что селекционер приложил к ним руку.
Используемые виды растений
1 – Бузина
2 – Молочай кипарисовый (Euphorbia cyparissias)
3 – Калина обыкновенная ‘Компактум’ (Viburnum opulus ‘Compactum’)
4 – барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris) или не страдающие от мучнистой росы б. корейский, б. амурский
5 – Рябинник рябинолистный (Sorbaria sorbifolia)
6 – Арония черноплодная ‘Викинг‘ (Aronia melanocarpa ‘Viking’)
7 – Хмель обыкновенный (Humulus lupulus), возможно, его золотистолистная форма ‘Ауреа’
8 – Вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia)
9 – Девясил высокий (Inula helenium)
10 – Солидаго гибридное (Solidago x hybrida), сорта до 1 м высотой
11 – Снежноягодник белый (Symphoricarpos albus)
12 – Лапчатка кустарниковая (Potentilla fruticosa), любой желтоцветковый сорт среднего размера
13 – Аконит клобучковый (Aconitum napellus), возможны также мальва, наперстянка.
Условия для данного ассортимента растений
Место для композиции предпочтительно освещенное или с совсем легкой полутенью, а к почвам подобранные нами растения нетребовательны (естественно, на плодородных они будут развиваться лучше), выдерживают засуху (кроме рябинника рябинолистного), но не слишком длительную. Растения здесь цветут долго: весной и в начале лета радуют молочаи, калина, позже вербейники, девясилы, рябинники, акониты. На протяжении всего лета и до осени цветут лапчатки, а осенью привлекают к себе внимание окраска листвы и плодов калины, белоснежные грозди снежноягодника, алые плоды бузины, продолжающий цвести солидаго, рябинники и барбарисы, окрашивающиеся в необыкновенные тона.
Аксессуары и малые архитектурные формы
Такой деревенский сад должен казаться достаточно заросшим, запущенным. Ограждения мы здесь не видим вовсе, оно скрыто кущами растительности. Но там, где оно проглядывается, оно может быть любым, вплоть до крашенной в темные цвета сетки «рабица» с мелкими ячейками. Эта легкость в выборе ограждения и практически отсутствие его декора объясняется тем, что мы используем дополнительные фальш-заборчики в качестве аксессуаров. Часто почему-то в качестве таких заборчков выбираются плетни. Но должен напомнить, что плетни характерны для юга России, как и крынки на нем. К тому же в нашем случае непрозрачная плоскость плетня не подходит, требуется что-то более легкое. Могу предложить конструкции, которые традиционно использовались для ограничения загона скота: мощные брусья, а на них 1–2–3 неотесанных доски или даже красиво изогнутый горбыль. Заборчики расположены не в одной плоскости, что визуально увеличивает расстояние до забора.
Предлагаю отказаться от таких излюбленных приемов, как крынки на столбах, телеги с цветами, вилы и плуги на стене, поскольку, на мой взгляд, эти элементы сильно дискредитированы отечественными ландшафтниками и зачастую выглядят просто как китч. Я не против колес и телег в принципе, но это не должно быть навязчивым. Я даже включил колесо в композицию, но не повесил его на стену, а как бы невзначай бросил под кустом, где через него, опять же как бы невзначай, проросла трава. И вот когда это все «невзначай», тогда-то и начинается гармония.
В противовес аристократическому садику здесь, напротив, более уместна грунтовая или галечная дорожка вдоль миксбордера, а вылезающие на нее почвопокровные и упавшие от дождя цветоносы будут выглядеть не как недостаток ухода, а как раз как «то, что надо».
Рисунки Александра Сапелина.