Как сделать садик «японский», садик «аристократический», садик «деревенский»

Мастер-класс Александра САПЕЛИНА

Уроки стилизации

Давайте посмотрим, как из одного и того же изначально заданного варианта с по­мо­щью от­дель­ных эле­мен­тов, осо­бо­го ас­сор­ти­мен­та и его рас­по­ло­же­ния мож­но сде­лать три других варианта, сти­ли­сти­че­ски аб­со­лют­но непо­хо­жие друг на дру­га. Все бу­дет за­ви­сеть толь­ко от то­го, к че­му тя­го­те­ет ва­ша ду­ша и ка­кие ус­ло­вия на уча­ст­ке. Пред­ло­жен­ные варианты (са­ди­ки) - раз­ные не толь­ко по сти­лям, но и по ус­ло­ви­ям про­из­ра­ста­ния рас­те­ний. Опе­ри­руя эти­ми ха­ра­к­те­ри­сти­ка­ми (эко­ло­гия ме­с­та и сти­ли­сти­ка) мож­но со­з­дать и са­ды со­в­сем дру­го­го пла­на, так как тот же де­ре­вен­ский сол­неч­ный бу­дет ра­зи­тель­но от­ли­чать­ся, к при­ме­ру, от де­ре­вен­ско­го те­не­во­го. Ана­ло­гич­ной бу­дет си­ту­а­ция и с дру­ги­ми ком­по­зи­ци­я­ми.

Итак, что же нам за­да­но? Впол­не обыч­ная си­ту­а­ция: за­бор, на фо­не ко­то­ро­го рас­тет куст. В на­шем слу­чае это куст бу­зи­ны ки­с­ти­стой, та­кой рас­про­стра­нен­ный и мно­ги­ми счи­та­ю­щий­ся на­сто­я­щим му­со­ром. А тем не менее, это очень кра­си­вое рас­те­ние, име­ю­щее и мас­су эф­фект­ней­ших сор­тов. Это рас­те­ние пла­стич­но с точ­ки зре­ния сти­ли­сти­ки и кар­ди­наль­но ме­ня­ет свой об­лик в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кой сви­той его ок­ру­жить. Оно то ста­но­вит­ся со­в­сем япон­ским, то при­об­ре­та­ет лоск ари­сто­кра­ти­че­ской Фран­ции, а то и во­все пред­ста­ет пе­ред на­ми де­рев­ня де­рев­ней.

Я по­пы­тал­ся сде­лать три сти­ли­сти­че­ских ва­ри­ан­та. Мож­но, ко­неч­но, ис­поль­зо­вать и их, но це­лью бы­ло не столь­ко дать го­то­вое ре­ше­ние, сколь­ко по­пы­тать­ся за­ста­вить вас смо­т­реть бо­лее ши­ро­ко на по­доб­ные ве­щи. Ведь пер­вое, что при­хо­дит на ум при ви­де бу­зи­ны у за­бо­ра, – это сде­лать де­ре­вен­ский са­дик, второе – же­ла­ние спи­лить рас­те­ние и при­ду­мать что-то но­вое и эф­фект­ное. Я по­пы­тал­ся сде­лать:

– са­дик «япон­ский» (ком­по­зи­ция 1),

– са­дик «ари­сто­кра­ти­че­ский» (ком­по­зи­ция 2),

– са­дик «де­ре­вен­ский» (ком­по­зи­ция 3).

Вы­б­ран­ная те­ма сти­ли­за­ции до­с­ти­га­ет­ся не толь­ко ак­сес­су­а­ра­ми, но и рас­те­ни­я­ми. Сей­час в пуб­ли­ка­ци­ях по сти­ли­сти­ке са­да на­ме­ча­ет­ся не­кий крен. Раз­го­вор о сти­ли­сти­ке ча­с­то сво­дит­ся к фо­на­рям, ска­мей­кам, за­бор­чи­кам и про­чим ма­лым ар­хи­те­к­тур­ным фор­мам. А ведь са­ми рас­те­ния за­ча­с­тую име­ют свой чет­ко вы­ра­жен­ный фи­зи­о­но­ми­че­ский тип и не­сут впол­не кон­крет­ные ас­со­ци­а­ции с са­дом той или иной сти­ли­сти­ки.

Есть пла­стич­ные рас­те­ния, кар­ди­наль­но ме­ня­ю­щие свой об­лик в за­ви­си­мо­сти от ок­ру­же­ния (к при­ме­ру, бу­зи­на из на­ших ва­ри­ан­тов). Есть и та­кие, ко­то­рые мо­гут раз­ру­шить кар­тин­ку пол­но­стью, ес­ли на­хо­дят­ся «не в сво­ей та­рел­ке» и их фи­зи­о­но­ми­че­ский тип не со­от­вет­ст­ву­ет вы­бран­ной сти­ли­сти­ке (ки­па­ри­со­по­доб­ные вер­ти­ка­ли мож­же­вель­ни­ков стран­но смо­т­ре­лись бы в япон­ском са­ду, а мно­го­лет­ни­ки с ло­пу­ши­сты­ми ли­сть­я­ми - в са­ду сре­ди­зем­но­мор­ском, есть и мас­са дру­гих при­ме­ров).

Соз­да­вая дан­ные об­ра­зы, я пы­тал­ся учесть и фи­зи­о­но­ми­че­ский тип ис­поль­зу­е­мых рас­те­ний, и снаб­дить кар­тин­ки со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми ак­сес­су­а­ра­ми, ко­то­рые под­ска­жут ас­со­ци­а­ции че­ло­ве­ку, во­шед­ше­му в сад.

Композиция 1. «Японская»

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/buzina.jpg

Ра­с­те­ния, до­ба­в­ля­е­мые к су­ще­ст­ву­ю­ще­му бу­зин­но­му ку­с­ту

В боль­шин­ст­ве ти­пов сво­их са­дов япон­цы ис­поль­зу­ют ма­ло рас­те­ний, их ас­сор­ти­мент ка­но­ни­зи­ро­ван, все рас­те­ния стро­го на сво­их ме­с­тах. Ра­с­те­ния, ис­поль­зу­е­мые на­ми, не толь­ко сти­ли­за­ция. Не­ко­то­рые из них ис­поль­зу­ют­ся и са­ми­ми япон­ца­ми (па­по­рот­ни­ки, ас­тиль­бы, ири­сы), хо­тя у них это дру­гие ви­ды.

Используемые виды растений

1 – Бузина
2 – Стра­ус­ник обык­но­вен­ный (Matteuccia struthiopteris)
3 – Се­дум по­бе­го­нос­ный (Sedum stolonifrum)
4 – Хо­с­ты (Hosta sp.) (лю­бой из уз­ко­ли­ст­ных сор­тов)
5 – Ирис си­бир­ский (Iris sibirica) (лю­бой из вы­со­ко­рос­лых, бо­лее 1 м, сор­тов)
6 – Ас­тиль­ба (Astilbe sp.) в ас­сор­ти­мен­те (раз­но­вы­со­кие ви­ды, но сход­ной цве­то­вой гам­мы)

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/buzina1.jpg

Ус­ло­вия для дан­но­го ас­сор­ти­мен­та растений

Все рас­те­ния вы­но­сят по­лу­тень (кро­ме ири­са си­бир­ско­го, но он вы­не­сен за про­ек­цию кро­ны бу­зи­ны), хо­ро­шо раз­ви­ва­ют­ся на пло­до­род­ных и влаж­ных поч­вах, не вы­но­ся пе­ре­сы­ха­ния. Все ви­ды аб­со­лют­но зи­мо­стой­ки и спе­ци­аль­ных аг­ро­тех­ни­че­ских при­е­мов при воз­де­лы­ва­нии не тре­бу­ют. При по­сад­ке стра­ус­ни­ка луч­ше с са­мо­го на­ча­ла ог­ра­ни­чить его рост, так как он обиль­но раз­ра­с­та­ет­ся под­зем­ны­ми по­бе­га­ми. Ис­поль­зу­е­мые рас­те­ния бы­ст­ро рас­тут, и ком­по­зи­ция ста­но­вит­ся го­то­вой к со­зер­ца­нию за очень ко­рот­кое вре­мя. Се­зон­ная де­ко­ра­тив­ность на­чи­на­ет­ся с вес­ны, ко­гда раз­во­ра­чи­ва­ют свои ваи стра­ус­ни­ки и цве­тет бу­зи­на, про­дол­жа­ет­ся ле­том во вре­мя цве­те­ния ири­сов (июнь), сме­ня­ю­щих­ся ас­тиль­ба­ми (с ию­ля и до кон­ца ле­та). В это же вре­мя по­я­в­ля­ют­ся и яр­ко-крас­ные яго­ды на бу­зи­не. Зи­мой кар­тин­ка так­же до­с­та­точ­но вы­ра­зи­тель­на, в «зим­ней Япо­нии» своя эс­те­ти­ка.

Ес­ли бу­зи­на еще не по­са­же­на, есть смысл вы­брать не вид, а один из ее раз­рез­но­ли­ст­ных сор­тов, на­при­мер ‘Плю­мо­за’ (‘Plumosa’). То­г­да ее фи­зи­о­но­ми­че­ский тип бу­дет ас­со­ци­и­ро­вать­ся с кле­ном япон­ским, ко­то­рый в на­ших ус­ло­ви­ях не смо­жет до­с­тичь боль­ших раз­ме­ров.

Ак­сес­су­а­ры, под­чер­ки­ва­ю­щие вы­бран­ную сти­ли­сти­ку.

Во-пер­вых, де­ко­ри­ру­ем сте­ну. Свер­ху при­де­лы­ва­ем к ней со­ло­мен­ный или пру­тя­ной ко­зы­рек, а са­му пло­с­кость сте­ны де­ко­ри­ру­ем под сте­ну тра­ди­ци­он­но­го чай­но­го до­ми­ка. Цвет свет­лый: от сли­воч­но-бе­ло­го и кре­мо­во­го до свет­ло-жел­то­го. Мож­но ли­бо по­кра­сить су­ще­ст­ву­ю­щую сте­ну, ли­бо обить ее па­не­ля­ми, ко­то­рые по­том и по­кра­сить (хо­рош для этих це­лей пло­ский ши­фер, но мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но и что-то еще). В са­мой сте­не пы­та­ем­ся сы­ми­ти­ро­вать тра­ди­ци­он­ное для Япо­нии круг­лое «лун­ное ок­но». Ес­те­ст­вен­но, сте­ну к со­се­ду про­би­вать не обя­за­тель­но, это мо­жет быть от­вер­стие в том же пло­с­ком ши­фе­ре, с зад­ней сто­ро­ны за­тя­ну­тое, на­при­мер, бе­лым не­бле­стя­щим пла­сти­ком, ими­ти­ру­ю­щим ри­со­вую бу­ма­гу. Са­ма пло­с­кость сте­ны снаб­жа­ет­ся де­ре­вян­ны­ми и бам­бу­ко­вы­ми пе­ре­тяж­ка­ми, ко­то­рые обыч­но тем­но­го цве­та, ча­с­то тем­но-ко­рич­не­во­го или ино­го, но в лю­бом слу­чае тем­нее са­мой сте­ны.

Во-вто­рых, фо­нарь. Без не­го не обой­тись. Он мо­жет быть ку­п­лен или сде­лан са­мо­сто­я­тель­но, на­при­мер, из де­ре­ва. Это очень про­сто. Пом­ни­те лишь о том, что роль ре­аль­но­го ос­ве­ти­тель­но­го уст­рой­ст­ва са­да ему от­во­дить не сто­ит. Да, в нем что-то мо­жет мер­цать, но он сам тре­бу­ет под­свет­ки в ноч­ное вре­мя.

В-треть­их, кам­ни. До Япо­нии лед­ник не до­шел, най­ти там ока­ты­ши не­воз­мож­но, со­от­вет­ст­вен­но и на­ши ва­лу­ны с трас­сы не по­дой­дут. Ищи­те кам­ни с рва­ны­ми, ост­ры­ми кра­я­ми, же­ла­тель­но ах­ро­ма­ти­че­ские (чер­ный или се­рый во всем мно­го­об­ра­зии от­тен­ков). Они все­гда долж­ны быть тем­нее галь­ки, на ко­то­рой рас­ста­в­ле­ны. Вы мо­же­те также ис­поль­зо­вать ще­бень, гра­вий, гра­нит­ный от­сев – по­до­б­рав по цве­ту и ко­шель­ку ва­ри­ант имен­но для се­бя.

Рисунки Александра Сапелина.


Композиция 2. «Аристократическая»

Ра­с­те­ния, до­ба­в­ля­е­мые к су­ще­ст­ву­ю­ще­му бу­зин­но­му ку­с­ту

Этот сад дол­жен быть изящ­ным и изы­скан­ным. В со­от­вет­ст­вии с та­кой за­да­чей под­би­ра­ет­ся ас­сор­ти­мент рас­те­ний: они долж­ны от­ли­чать­ся про­дол­жи­тель­ным пе­ри­о­дом де­ко­ра­тив­но­сти, иметь чет­кие кон­ту­ры и не раз­ва­ли­вать­ся при до­ж­де и ве­т­ре. Их ли­стья, цве­то­но­сы, со­цве­тия долж­ны быть гео­ме­т­рич­ны и хо­ро­шо чи­та­е­мы. Кра­сок – ми­ни­мум, ни­ка­кой пе­ст­ро­ты. Бу­дем ис­поль­зо­вать фа­к­ту­ру по­верх­но­сти, от­тен­ки зе­ле­но­го ли­ст­вы и хо­лод­ную цве­то­вую гам­му цве­тов.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/buzina2.jpg

Используемые виды растений

1 –Бузина

2 – Гор­тен­зия дре­во­вид­ная ‘Ан­на­бель’ (Hydranga arborescens ‘Annabelle’)

3 – Ирис си­бир­ский (Iris sibirica) (бе­ло­цвет­ко­вые или неж­но-­го­лу­бые сор­та)

4 – Род­жер­сия конскокаш­та­но­ли­ст­ная (Rodgersia aesculofolia)

5 - Поилка для птиц

6 – Бар­ви­нок ма­лый (Vinca minor)

7 – Хо­с­та (Hosta) в ас­сор­ти­мен­те (кро­ме жел­то­ли­ст­ных сор­тов)
8 – Кня­жик аль­пий­ский (Atragene alpine) (бе­лые или го­лу­бые сор­та)

9 – Де­ви­чий ви­но­град пя­ти­ли­с­точ­ко­вый ‘Эн­гель­ма­ни’ (Parthenocissus quinquefolia ‘Engelmani’)

10 – Ме­ду­ни­ца (Pulmonaria) в ас­сор­ти­мен­те.

Ус­ло­вия для дан­но­го ас­сор­ти­мен­та растений

По сво­им ус­ло­ви­ям дан­ная ком­по­зи­ция тре­бу­ет по­лу­те­ни­сто­го ме­с­та с пло­до­род­ной, до­с­та­точ­но влаж­ной, но не мок­рой поч­вой. Се­зон­ная де­ко­ра­тив­ность на­чи­на­ет­ся с цве­ту­щих по вес­не кня­жи­ков и под­чер­ки­ва­ю­щих их сво­им цве­те­ни­ем ме­ду­ниц (май) на фо­не тем­но-зе­ле­но­го ков­ра из бар­вин­ка. Поз­же эс­та­фе­ту пе­ре­ни­ма­ют ири­сы (июнь), а на сме­ну им при­хо­дят род­жер­сии и гор­тен­зии (июль). Пос­лед­ние ра­ду­ют и то­г­да, ко­гда бу­зи­на по­кры­ва­ет­ся яр­ко-крас­ны­ми пло­да­ми, а де­ви­чий ви­но­град, до­се­ле на­ми ос­та­вав­ший­ся не­за­ме­чен­ным, вдруг вспы­хи­ва­ет алым ог­нем осен­них ли­сть­ев.

Ак­сес­су­а­ры и ма­лые ар­хи­те­к­тур­ные фор­мы

В от­ли­чие от япон­ско­го са­ди­ка, сте­на в этой сти­ли­сти­че­ской ком­по­зи­ции за­кры­та поч­ти вся и про­гля­ды­ва­ет лишь в от­дель­ных сво­их фраг­мен­тах. Ко­неч­но, дан­ный под­ход пред­по­ла­га­ет ка­мен­ную (воз­мож­но, и кир­пич­ную) ог­ра­ду или ее ими­та­цию. От это­го и сто­ит от­тал­ки­вать­ся. Ес­ли это дей­ст­ви­тель­но ка­мень или кир­пич – за­ме­ча­тель­но. Но кир­пич не дол­жен быть очень яр­ким, – ина­че про­гля­ды­ва­ю­щие сквозь зе­лень фраг­мен­ты ог­ра­ды бу­дут слиш­ком вы­де­лять­ся на фо­не изум­руд­ной зе­ле­ни ли­ст­вы. Ва­ри­ан­ты вы­би­рай­те са­ми: мож­но по­кра­сить кир­пич под ста­рый по­зе­ле­нев­ший, мож­но сплошь за­пол­нить его вью­щи­ми­ся рас­те­ни­я­ми или ис­поль­зо­вать де­ко­ра­тив­ные па­не­ли, ко­их сей­час не­ма­ло (ча­с­то их ис­поль­зу­ют, на­при­мер, для де­ко­ри­ро­ва­ния цо­ко­ля до­ма под ка­мень).

По­нят­но, что до­рож­ка, про­хо­дя­щая ми­мо та­кой ком­по­зи­ции, или пло­щад­ка око­ло нее не мо­гут ос­та­вать­ся грун­то­вы­ми. Са­ма вы­бран­ная сти­ли­сти­ка пред­по­ла­га­ет до­с­та­ток, и здесь не­об­хо­ди­мо мо­ще­ние на­ту­раль­ным или ис­кус­ст­вен­ным кам­нем.

Ков­ка в ка­че­ст­ве под­вес­ной и ус­та­но­в­лен­ной опо­ры уси­ли­ва­ет ощу­ще­ние вы­бран­но­го сти­ли­сти­че­ско­го на­пра­в­ле­ния. Ра­с­те­ния ря­дом с эти­ми ко­ва­ны­ми эле­мен­та­ми долж­ны лишь слег­ка скры­вать их, но ни в ко­ем слу­чае не пря­тать пол­но­стью.

До­пол­ни­тель­ный эле­мент – ка­мен­ная ча­ша с во­дой, ко­то­рую мож­но счи­тать по­ил­кой для птиц. Сей­час та­кие ча­ши раз­ных раз­ме­ров (и це­ны) в про­да­же не ред­кость. Рас­по­ло­жить ча­шу не­об­хо­ди­мо та­ким об­ра­зом, что­бы че­ло­век, про­хо­дя­щий по до­рож­ке, ви­дел в зер­ка­ле во­ды от­ра­же­ние рас­те­ний. Это вне­сет не­обык­но­вен­ный ко­ло­рит и уют в ком­по­зи­цию.

Рисунки Александра Сапелина.


Композиция 3. «Деревенская»

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/buzina3.jpg

Ра­с­те­ния, до­ба­в­ля­е­мые к су­ще­ст­ву­ю­ще­му бу­зин­но­му ку­с­ту

В от­ли­чие от пре­ды­ду­щей ком­по­зи­ции здесь – буй­ст­во форм и цве­та. Все­го мно­го, рас­те­ния име­ют со­в­сем иной фи­зи­о­но­ми­че­ский тип: что-то сре­д­нее ме­ж­ду са­до­вы­ми и при­род­ны­ми, у них нет чет­ких гео­ме­т­ри­че­ских кон­ту­ров, не за­мет­но, что се­лек­ци­о­нер при­ло­жил к ним ру­ку.

Используемые виды растений

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/buzina4.jpg

1 – Бузина

2 – Мо­ло­чай ки­па­ри­со­вый (Euphorbia cyparissias)

3 – Ка­ли­на обык­но­вен­ная ‘Ком­па­к­тум’ (Viburnum opulus ‘Compactum’)

4 – бар­ба­рис обык­но­вен­ный (Berberis vulgaris) или не стра­да­ю­щие от муч­ни­стой ро­сы б. ко­рей­ский, б. амур­ский

5 – Ря­бин­ник ря­би­но­ли­ст­ный (Sorbaria sorbifolia)

6 – Аро­ния чер­но­плод­ная ‘Ви­кинг‘ (Aronia melanocarpa ‘Viking’)

7 – Хмель обык­но­вен­ный (Humulus lupulus), воз­мож­но, его зо­ло­ти­сто­ли­ст­ная фор­ма ‘Ау­реа’

8 – Вер­бей­ник мо­нет­ча­тый (Lysimachia nummularia)

9 – Де­вя­сил вы­со­кий (Inula helenium)
10 – Со­ли­да­го ги­б­рид­ное (Solidago x hybrida), сор­та до 1 м вы­со­той

11 – Снеж­но­я­год­ник бе­лый (Symphoricarpos albus)

12 – Лап­чат­ка ку­с­тар­ни­ко­вая (Potentilla fruticosa), лю­бой жел­то­цвет­ко­вый сорт сре­д­не­го раз­ме­ра

13 – Ако­нит кло­буч­ко­вый (Aconitum napellus), воз­мож­ны так­же маль­ва, на­пер­стян­ка.

Ус­ло­вия для дан­но­го ас­сор­ти­мен­та растений

Ме­с­то для ком­по­зи­ции пред­поч­ти­тель­но ос­ве­щен­ное или с со­в­сем лег­кой по­лу­те­нью, а к поч­вам по­до­б­ран­ные на­ми рас­те­ния нетре­бо­ва­тель­ны (ес­те­ст­вен­но, на пло­до­род­ных они бу­дут раз­ви­вать­ся луч­ше), вы­дер­жи­ва­ют за­су­ху (кро­ме ря­бин­ни­ка ря­би­но­ли­ст­но­го), но не слиш­ком дли­тель­ную. Ра­с­те­ния здесь цве­тут дол­го: вес­ной и в на­ча­ле ле­та ра­ду­ют мо­ло­чаи, ка­ли­на, поз­же вер­бей­ни­ки, де­вя­си­лы, ря­бин­ни­ки, ако­ни­ты. На про­тя­же­нии все­го ле­та и до осе­ни цве­тут лап­чат­ки, а осе­нью при­вле­ка­ют к се­бе вни­ма­ние ок­ра­ска ли­ст­вы и пло­дов ка­ли­ны, бе­ло­снеж­ные гроз­ди снеж­но­я­год­ни­ка, алые пло­ды бу­зи­ны, про­дол­жа­ю­щий цве­сти со­ли­да­го, ря­бин­ни­ки и бар­ба­ри­сы,  ок­ра­ши­ва­ю­щи­е­ся в не­обык­но­вен­ные то­на.

Ак­сес­су­а­ры и ма­лые ар­хи­те­к­тур­ные фор­мы

Та­кой де­ре­вен­ский сад дол­жен ка­зать­ся до­с­та­точ­но за­ро­с­шим, за­пу­щен­ным. Ог­ра­ж­де­ния мы здесь не ви­дим во­все, оно скры­то ку­ща­ми рас­ти­тель­но­сти. Но там, где оно про­гля­ды­ва­ет­ся, оно мо­жет быть лю­бым, вплоть до кра­ше­нной в тем­ные цве­та сет­ки «ра­би­ца» с мел­ки­ми ячей­ка­ми. Эта лег­кость в вы­бо­ре ог­ра­ж­де­ния и пра­к­ти­че­ски от­сут­ст­вие его де­ко­ра объ­яс­ня­ет­ся тем, что мы ис­поль­зу­ем до­пол­ни­тель­ные фальш-за­бор­чи­ки в ка­че­ст­ве ак­сес­су­а­ров. Ча­с­то по­че­му-то в ка­че­ст­ве та­ких за­борч­ков вы­би­ра­ют­ся плет­ни. Но дол­жен на­пом­нить, что плет­ни ха­ра­к­тер­ны для юга Рос­сии, как и крын­ки на нем. К то­му же в на­шем слу­чае не­про­зрач­ная пло­с­кость плет­ня не под­хо­дит, тре­бу­ет­ся что-то бо­лее лег­кое. Мо­гу пред­ло­жить кон­ст­рук­ции, ко­то­рые тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись для ог­ра­ни­че­ния за­го­на ско­та: мощ­ные бру­сья, а на них 1–2–3 не­оте­сан­ных до­с­ки или да­же кра­си­во изо­г­ну­тый гор­быль. За­бор­чи­ки рас­по­ло­же­ны не в од­ной пло­с­ко­сти, что ви­зу­аль­но уве­ли­чи­ва­ет рас­сто­я­ние до за­бо­ра.

Пред­ла­гаю от­ка­зать­ся от та­ких из­люб­лен­ных при­е­мов, как крын­ки на стол­бах, те­ле­ги с цве­та­ми, ви­лы и плу­ги на сте­не, по­сколь­ку, на мой взгляд, эти эле­мен­ты силь­но дис­кре­ди­ти­ро­ва­ны оте­че­ст­вен­ны­ми ланд­шафт­ни­ка­ми и за­ча­с­тую вы­гля­дят про­сто как китч. Я не про­тив ко­лес и те­лег в прин­ци­пе, но это не долж­но быть на­вяз­чи­вым. Я да­же вклю­чил ко­ле­со в ком­по­зи­цию, но не по­ве­сил его на сте­ну, а как бы не­вз­на­чай бро­сил под ку­с­том, где че­рез не­го, опять же как бы не­вз­на­чай, про­рос­ла тра­ва. И вот ко­гда это все «не­вз­на­чай», то­г­да-то и на­чи­на­ет­ся гар­мо­ния.

В про­ти­во­вес ари­сто­кра­ти­че­ско­му са­ди­ку здесь, на­про­тив, бо­лее уме­ст­на грун­то­вая или га­леч­ная до­рож­ка вдоль мик­сбор­де­ра, а вы­ле­за­ю­щие на нее поч­во­по­к­ров­ные и упав­шие от до­ж­дя цве­то­но­сы бу­дут вы­гля­деть не как не­до­с­та­ток ухо­да, а как раз как «то, что на­до».

Рисунки Александра Сапелина.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/diza/sadikirazn/