Искусство переговоров: детский курс
Дмитрий Потапенко
Фото: ИТАР-ТАСС/fotoimedia
Единственный метод, которым ребенка можно чему-то научить, – собственный пример. Другого я не приемлю. Объяснять теоретически, что нужно делать? Бесполезно, если ты не можешь этого сам. Относится и к искусству переговоров. Если ребенок видит, как вы успешно применяете свои коммуникационные навыки в повседневной жизни, неважно, где: в ресторане, магазине, столовой, автоцентре – он будет впитывать знания, как губка. Так что неплохо, например, если дети бывают у вас на работе и видят, как вы применяете свои навыки общения, решаете вопросы с сотрудниками или подчиненными, особенно в сложных ситуациях.
Искусство переговоров, основанное на умении опираться на факты, необходимо привносить в детскую жизнь. В спорных ситуациях стоит не давить на ребенка авторитетом, а спокойно обрисовать ситуацию такой, какая она есть. А уже ребенок должен самостоятельно принять решение и нести за него ответственность. И научить этому можно.
Мы, например, всегда гуляем за детской площадкой, стараясь свести к минимуму возможное вмешательство в процесс общения между детьми. В случае конфликта, как и все дети, наши дочери обращаются к маме и папе. И мы, прежде всего, стремимся разобраться в его причинах. Я никогда не говорю дочерям, что они должны сделать; только то, что они могут сделать. Кстати, важно, чтобы этому процессу не мешали бабушки. Они-то, как правило, любят детей баловать и защищать.
Пожалуй, главное здесь – умение нести ответственность, которого нам не хватает во всех сферах жизни еще с 1917 года. Это еще важнее, чем коммуникационные навыки. А у детей немало возможностей применения искусства переговоров. Скажем, моя старшая дочь очень усидчива, часто выигрывает физико-математические олимпиады. Бывают ситуации, когда она недовольна оценкой, даже если это четверка. И в этом случае она спокойно идет и оспаривает результат, нисколько не комплексуя, и зная, как себя вести. Мы всегда ее поощряем в этом, но при этом говорим: если ты считаешь, что знаешь лучше, то докажи; но учти – результат может быть противоположным желаемому. Она это понимает и принимает решение сама.
В советское время все было бы гораздо сложнее из-за всеобщей кумиризации. Авторитет, в том числе, авторитет учителя был почти неоспорим. Слава богу, сейчас эта часть системы разрушена. Как-то нас вызвали в школу, где учится младшая: была недостаточно внимательна при работе с психологом. Выяснилось, что проблема с целеполаганием: она не понимала, зачем ей это нужно. Нам обрисовали проблему как неумение признавать авторитет. Мы ответили, что такова наша система воспитания: наши дети не привыкли признавать что-то, если это не подтверждено фактами. А умение собирать факты, анализировать, принимать решение и нести за него ответственность – гораздо нужнее ребенку, чем умение признавать авторитеты.