Леонид Полозов, Екатерина Тропова

«Народные гаражи» не приближаются к народу

В Москве не продано и половины «народных гаражей», а число недовольных этим проектом продолжает расти. Цены на места в таких паркингах собираются изменить — где-то увеличить, где-то уменьшить. А власти денег на этот проект не жалеют

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/10/26/narodnyye_parkovki_3.jpg
Фото: РИА Новости

Столичные власти планируют изменить ценовую политику при продаже машиномест в «народных гаражах». По словам директора ГУПа «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» Игоря Кузнецова, установленная единая цена на одно место в паркинге, построенном по программе, не является справедливой. «350 тысяч в 2005 году и 350 тысяч в 2011 году — это не одни и те же деньги», — пояснил позицию государственного предприятия ее руководитель.

Программа «Народный гараж» стартовала в Москве в 2009 году, а продажа мест в паркингах началась 15 февраля 2010 года. В декабре 2010 года в ходе проверки московская Контрольно-счетная палата установила, что программа «потерпела крах». По мнению аудиторов, большинство парковок возводились «вне зоны шаговой доступности», из-за чего спрос на них у жителей Москвы крайне низкий. Также представители ведомства отметили, что цена места в «народном гараже» в 350 тысяч рублей — слишком высокая.

О намерениях пересмотреть цены в «народных гаражах» столичные власти заявляют не в первый раз. Ранее говорилось о том, что, в частности, в спальных районах столицы плата за место может снизиться до 250 тысяч рублей. Однако окончательного решения по этому вопросу принято так и не было.

В интервью BFM.ru пресс-секретарь ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» Татьяна Битюкова рассказала, что сейчас разрабатывается новая ценовая политика, согласно которой подход к цене машиноместа в «народных гаражах» будет дифференцированным.

— Каким образом будет меняться цена? С чем это связано? Можно ли обозначить верхнюю и нижнюю границы стоимости машиноместа в «народном гараже»?

— Стоимость парковочного места в гаражных объектах планируется устанавливать с учетом рыночных механизмов. На себестоимость машиноместа в первую очередь влияет обременение земельного участка, где построен гараж. Например, в ЦАО средняя себестоимость машиноместа в «народном гараже» превышает 700 тысяч рублей, так как там мало свободной земли. Кроме того, вся земля в ЦАО серьезно обременена инженерными коммуникациями, перенос которых требует немалых финансовых затрат.

На окраине столицы другая ситуация. Там есть свободная земля, необремененная коммуникациями. Так, например, если при строительстве нового микрорайона сразу запроектировать возведение паркинга, то его себестоимость уменьшится в разы.

Четких границ стоимости машиномест в «народных гаражах» обозначить нельзя. В настоящее время наше предприятие активно перестраивает работу по проектированию гаражей. Ставка делается на применение передовых технологий, которые позволят удешевить как само проектное решение, так и ускорить строительство. Поэтому, если не будет роста инфляции, не исключено, что в некоторых районах Москвы могут появиться паркинги дешевле 350 тысяч рублей за место.

— Как вы оцениваете выполнение программы «Народный гараж» к настоящему времени? Все ли задуманное удается выполнять в сроки?

— К настоящему времени наше предприятие ввело в эксплуатацию 57 гаражных объектов на 19 тысяч 300 машиномест, таким образом, внутридворовые территории разгружены почти на 20 тысяч автомобилей. Это хороший показатель. Кроме того, до конца года в эксплуатацию введут 49 гаражных объектов более чем на 17 тысяч машиномест. Еще 54 объекта, которые должны были ввести в этом году, перенесены на 2012 год. До середины следующего года эти паркинги планируется достроить.

Уже тот факт, что в некоторых «народных гаражах» все или практически все машиноместа раскупаются на стадии строительства, говорит о том, что программа «Народный гараж» востребована москвичами. Минус в том, что многие гаражи находятся вне зоны шаговой доступности от жилых домов, поэтому и продажи там не столь высоки.

Кроме того, многие жители говорят о необходимости размещения в гаражах автомоек, шиномонтажей, магазинов. Мы эти пожелания учтем в проектах новых объектов.

— В чем основные сложности реализации программы?

— Во-первых, это проблема с оформлением прав собственности по уже введенным объектам. Вызваны они, прежде всего, межведомственными сбоями документооборота. БТИ до недавнего времени выдавало документы, которые не принимали в Росреестре, потому что бумаги имеют изъяны в оформлении. Проблема главным образом была в сбое работы автоматизированных систем форм документов БТИ. Сейчас созданы две рабочие группы, которые занимаются не только решением данного вопроса, но и разрабатывают четкий механизм для того, чтобы в будущем не было подобных сбоев и накладок. Диалог налажен, работа началась.

Планируем, что до конца года документы о собственности машиноместа получат более 6 тысяч человек. А с нового года эта работа будет отлажена, поставлена на поток и имущественные права будут оформляться в течение двух месяцев после ввода гаража в эксплуатацию.

Второй момент заключается в том, что земля под строительство гаражей иногда выделялась вдалеке от жилых кварталов, на незаселенных территориях. Продажи там идут не очень хорошо, потому что машиноместа востребованы тогда, когда они находятся рядом с домом. Поэтому сейчас важно начинать строительство гаражных объектов на тех участках, где они реально будут востребованы автовладельцами. Для этого наше предприятие проводит публичные слушания, на которых жители высказывают свое мнение — за возведение гаража или против строительства.

Москва не продала и половины «народных гаражей»

По словам директора ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» Игоря Кузнецова, у предприятия возникли финансовые трудности: появились долгострои, просроченные обязательства. Но при этом он подчеркнул, что задачи зарабатывать на строительстве «народных гаражей» у предприятия нет. «Но и работать в убыток мы не можем», — пояснил позицию предприятия Кузнецов.

При этом руководитель ГУПа не исключает, что могут появиться и паркинги дешевле 350 тысяч рублей за место. Разработка новой ценовой политики предприятия с учетом рыночных механизмов будет завершена к 1 декабря, а стоимость места будет зависеть от местоположения гаража, отметил он.

Однако пока в Москве не реализовано около половины паркингов, построенных в рамках программы «Народный гараж». Главная причина, по мнению Кузнецова, в том, что в проекте не учтены все сегодняшние реалии. «Не секрет, что сейчас любой москвич может «бросить» свою машину практически в любом месте — на газоне, на детской площадке, зная, что никаких строгих санкций за этим не последует. Проще говоря, зачем платить 350 тысяч рублей за машиноместо, когда можно бесплатно оставить автомобиль на улице?» — задается вопросом Кузнецов. При этом он отметил, что там, где гаражи возводились рядом с жилыми массивами, продажи составляли 100%.

Эксперт проекта Авто@Mail.Ru Денис Смольянов констатирует: ситуация с «народными гаражами» в Москве достаточно напряженная. «На этом фоне увеличение цен на места в паркингах ни к чему хорошему не приведет, особенно если речь идет об окраинах столицы. Что касается центра города, то здесь ситуация несколько иная. В самых престижных местах стоимость «народных гаражей» действительно можно будет спокойно увеличить. Но, увы, в центре столицы «народные гаражи» практически не строятся, поэтому рассуждать на эту тему бессмысленно. Что касается снижения цен на места в «народных гаражах», то есть очень большие сомнения, что это произойдет» — сказал Смольянов BFM.ru.

Генеральный директор «Вэлью Менеджмент Групп», автор сайта «Антинародный гараж» Алексей Лазутин отмечает, что стоимость — важный, но не единственный фактор для потребителя при принятии решения о покупке гаража. «В данном случае, если будут реализованы проекты в ЦАО, конечно же, найдется значительное количество потенциальных клиентов программы и по завышенной цене. Если говорить о проектах в спальных районах, то здесь без изменения концепции самого проекта повышать цену нецелесообразно», — рассказал BFM.ru эксперт.

По словам Алексея Лазутина, вероятность очередного невыполнения планов по реализации программы очень высока. Это связано в том числе с рядом организационных проблем, с которыми сталкиваются желающие приобрести машиноместо в «народном гараже». Это и постоянное изменение сроков строительства, и трудности с оформлением права собственности, и неудобство заезда/съезда на верхний этаж по узкой «улитке» неопытным водителям.

«Народный гараж» в настоящий момент — это одна большая проблема, причем как для потребителей, так и для чиновников. Такое ощущение, что руководство программы пытается пробить лбом непрошибаемую стенку», — пояснил BFM.ru Лазутин.

Потребление бюджетных денег

Между тем, во вторник, 25 октября, у мэрии Москвы прошла акция протеста под лозунгом «Народный гараж — позор Москвы!». Идея ее проведения принадлежит «Комитету защиты прав владельцев гаражей». Организация планирует проводить одиночные пикеты, на которые не нужно разрешение, каждый вторник.

У участников движения масса претензий к властям. По словам зампредседателя движения Елены Холодковой, под «народные гаражи» нередко изымаются участки, где расположены уже существующие обычные гаражи. Комитет готовится, помимо проведения пикетов, направить письмо мэру, в котором будет изложена позиция столичных владельцев гаражей.

«Все «гаражники» Москвы делятся на 3 категории: в первой те, кто надеется сохранить гаражи в том виде, в котором они сейчас существуют. Поэтому они хотят продлить аренду земли, так как она сейчас приостановлена под всеми гаражами. Представители второй категории готовы снести свои гаражи, но получить за это компенсацию, чтобы на эти деньги купить место в «народном гараже». Третья категория — это те, кто хотят сами строить свой гараж, по своему проекту», — рассказала Холодкова Business FM.

Глава S-Holdings Алексей Шепель уверен, что вся эта структура строительства «народных гаражей» создана исключительно для «потребления бюджетных денег и земельных ресурсов Москвы». А интересы автомобилистов, по его словам, стоят на последнем месте.

«Есть альтернатива, когда землю старым советским способом по известному фильму Эльдара Рязанова будут выделять гаражным кооперативам. И гаражные кооперативы сами решат, сколько должен стоить гараж, какие будут размеры машиномест, что туда дополнительно можно поставить — мойку, магазин, офис. Это будет личное дело граждан. А задача чиновников — просто все фиксировать. Тогда можно будет сократить бюрократический аппарат, и никаких денег из бюджета не выделять. Они просто будут не нужны. Все вот эти миллиарды — это деньги на откаты, на воровство», — уверен Шепель.

Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что те гаражи, которые сносятся для последующего возведения «народных», также со временем растут в цене. «Люди вполне справедливо заявляют следующее: если «народные гаражи» растут в цене, то наши, которые уже стоят, также подорожали. Ведь и земля, и недвижимость в Москве только дорожает. Если мы идем по этому пути, то давайте все делать по закону. У людей есть гаражи, они принадлежат им по праву частной собственности, стоят на арендованной земле. Вы хотите забрать у них землю, то есть вы практически хотите снести их недвижимость, которая стоит на этой земле. Компенсируйте людям те издержки, которые они понесут в случае сноса», — высказал свою позицию Сергей Канаев в беседе с BFM.ru.

При этом эксперт считает, что гаражные кооперативы могут решать вопросы строительства самостоятельно. «Хватит дурачить людей, говорить им о том, что «народные гаражи» построить сложно. Председатели гаражных кооперативов сами говорят: дайте нам землю, мы сами построим по проекту, сделаем так, как нам нужно. Но я думаю, в данном случае властям Москвы такие проекты не нужны. Гаражники — это очень большая группа населения, которая готова выйти хоть на баррикады, потому что у них действительно отнимают их частную собственность. Причем если мы говорим о ракушках, то там предупреждали, что земля отдана во временное пользование. Но ведь есть гаражные кооперативы, которые управляют землей и исправно платят за аренду. Выживать их — неправильно», — считает Канаев.

Еще один миллиард

В середине октября стало известно, что Банк Москвы открыл кредитную линию московскому ГУП «Дирекция гаражного строительства...» в размере 990 млн рублей в рамках реализации городской программы. Как отмечается в пресс-релизе банка, денежные средства будут направлены на цели проектирования и строительства гаражей в столице.

Ранее глава столичного комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) Константин Тимофеев сообщал, что ГУП может привлечь кредиты в общей сложности до 1 млрд рублей для финансирования строительства «народных гаражей» в Москве. Он заявил, что финансирование должны предоставить пять банков, уже имевших опыт сотрудничества с дирекцией. Также ранее сообщалось о том, что власти Москвы выделили 8 млрд рублей на увеличение уставного капитала «Дирекции гаражного строительства…».

http://www.bfm.ru/realty/2011/10/27/nar … arodu.html