Леонид Полозов
Пары алкоголя в автомобилях вычислят лазером
МВД планирует до конца года принять на вооружение дистанционный датчик выявления паров алкоголя в движущемся автомобиле. Эксперты ставят под сомнение эффективность подобного прибора
Фото: ИТАР-ТАСС
До конца этого года на дорогах столицы будут установлены датчики, которые смогут дистанционно выявлять наличие паров этилового спирта в салоне движущегося автомобиля. В понедельник заместитель министра внутренних дел Сергей Герасимов заявил, что алколазер «Бутон» прошел все необходимые испытания и готов в тестовом режиме помогать сотрудникам ГИБДД выявлять потенциальных нарушителей закона.
По словам Герасимова, в дальнейшем на вооружение МВД будут приниматься лишь те образцы устройств, в которых ведомство будет уверено на 100%. Причем прибор будет устанавливаться на самых проблемных трассах. «Это недешевый прибор, и в массовом порядке его вряд ли можно будет применять», — сообщил Герасимов, добавив, что после завершения всех испытаний совместно с Госавтоинспекцией и будут определены потенциально опасные дороги, где и планируется установить такие датчики.
Замглавы МВД уверен, что это устройство действительно окажет большую помощь при выявлении нетрезвых водителей. «Оно будет посылать сигнал на пульт сотрудника ДПС, который уже сможет уделить более пристальное внимание данному автомобилю», — отметил он.
«Бутон» за миллионы
Стоит отметить, что разработки лазерного алкотестера начались давно — еще в 2007 году. Тогда разработчики предполагали, что он поступит на вооружение ГАИ уже в 2009 году, однако экономический кризис, а также некоторые технические трудности внесли коррективы в эти планы, и разработка этих устройств была отодвинута на более поздние сроки.
В дальнейшем на разработку «Бутона» государство выделило 24,6 млн рублей. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте госзаказов, контракт на опытно-конструкторскую разработку был заключен в начале 2010 года с питерским ООО НПП «Лазерные системы». Компания была единственной, подавшей заявку на конкурс.
Любопытно, что сейчас в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) значатся сразу несколько фирм со схожими названиями и зарегистрированных в разное время. Введя запрос «Лазерные системы» и указав город Санкт-Петербург, система поиска выдает следующие результаты:
На сайте «Лазерных систем» говорится, что алколазер является уникальной системой, позволяющей дистанционно определять пары этанола в транспорте, двигающемся на скорости до 150 км/час. Также отмечается, что система работает в любых погодных условиях и не требует дополнительного техобслуживания.
Проверка автомобилей осуществляется без остановки всего транспортного потока и персонального досмотра каждого водителя. При этом процедура выполняется не выборочно, а для всех участников дорожного движения. В случае обнаружения паров этанола сигнал поступает по беспроводной сети Wi-Fi сотруднику ГИБДД, а результат сразу же демонстрируется на дисплее с одновременной фотосъемкой транспортного средства.
Представитель компании «Лазерные системы» Наталья Александрова рассказала BFM.ru, что приборы будут выпускаться в двух вариантах — мобильные и стационарные.
Тесты будут проводиться на стационарных приборах. «Они будут установлены в Москве на постах ДПС. Тестовая эксплуатация продлится где-то около года», — сказала Александрова. По ее словам, к эксплуатации готовы два прибора, аналогов которых нет в мире. Примерную стоимость прибора собеседница BFM.ru назвать затруднилась, отметив лишь, что цена будет зависеть от объемов заказа.
По данным СМИ, мобильный вариант алколазера стоит в районе 10 тысяч долларов. Для сравнения: используемые в настоящее время лазерные измерители скорости стоят около 7 тысяч долларов.
Эффект плацебо не исключен
Однако у многих есть сомнения относительно качества работы нового прибора. Татьяна Киппер, директор по рекламе санкт-петербургской компании «Алкотектор», занимающейся контактными алкометрами, отмечает, что в выдыхаемом из легких воздухе содержание алкоголя в 2000 раз ниже, чем в крови.
«Сопоставьте объем воздуха в легких и в салоне автомобиля. Даже если водитель и находится в состоянии алкогольного опьянения, какой должен быть порог чувствительности прибора, чтобы это определить? Компания-разработчик этих данных не предоставляет. Мы пытались спросить у них, но безрезультатно», — рассказала Киппер BFM.ru.
Она также обращает внимание на то, что в машине, кроме водителя, могут быть пассажиры. «К тому же, кто сказал, что водитель в машине должен быть один? Абсолютно законопослушный гражданин, поняв, что он выпил, вызывает таксиста. Таксист его сажает в свою машину и везет домой. В это время лазерный алкометр в потоке выхватывает их машину. И что отсюда следует, какие дальше будут действия? Ведь в данном случае все по закону. Теперь что, вообще запретить находиться в салоне в состоянии алкогольного опьянения? Я понимаю, когда используют дистанционные методы, например, при нарушениях скоростного режима, но здесь — это перебор», — считает Киппер.
Собеседница BFM.ru рассказала, что за рубежом тема дистанционных алкотестеров действительно обсуждается. «Но там пока как раз пытаются выяснить, что стоит за этими разговорами о лазерных алкометрах в России. Нужно еще учитывать и то, что за рубежом немножко другие представления о балансе прав водителя транспортного средства и соблюдения закона. Не принято выхватывать просто так машину из потока и говорить, что нам показалось, что у вас алкоголь», — рассказала Киппер.
Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев согласен, что в случае с алколазерами для начала необходимо определить, что является критерием эффективности этого прибора. «Если говорить о том, что прибор безошибочно, с гарантией на 100% вычисляет автомобили, в которых кто-то из пассажиров или водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то это одно. Может быть, действительно алколазер для этой цели будет очень эффективным прибором. Но когда мы говорим о том, что эти автомобили будут останавливать сотрудники ГИБДД, которые не могут так же, как этот прибор, беспристрастно относиться к водителям, то здесь всплывает вопрос о коррупции. Поводов для нее найдется много», — считает руководитель ФАР.
По словам Канаева, организация намерена обратиться к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с предложением провести совместное исследование работы этих приборов. «Тогда и можно будет подводить итоги, анализировать, отвечают ли устройства критериям эффективности или нет», — рассказал лидер ФАР, отметив, что обращение уже готово.
Водителей и экспертов волнует еще Олин вопрос: будет ли алколазер «вычислять» пары спирта в стеклоомывающей жидкости, которой пользуются все автомобилисты. Александрова заверила BFM.ru, что с этим проблем не возникнет, поскольку такие жидкости имеют другой химический состав, нежели воздух, выдыхаемый человеком, употребившим алкоголь.
В целом, эксперты сходятся во мнении, что на данный момент данных о приборе слишком мало, чтобы делать выводы о его полезности. Мало того, есть предположения, что завеса тайны, которая окутывает данный проект, — уловка, рассчитанная на профилактику вождения в нетрезвом виде.
Алколазер. Фото: vesti.ru
http://www.bfm.ru/articles/2011/10/24/p … zerom.html