План Собянина. Как москвичей насильно пересадят в автобусы и метро

http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2011/10/20/085921.11298.jpg

Сергей Собянин подвел итоги первого года своей работы на посту столичного градоначальника. Мэр уверен: за это время он в буквальном смысле свернул горы, сделав город более комфортным для жизни. И для движения – тоже. По мнению Собянина, ему удалось существенно улучшить транспортную ситуацию в Москве. Правда, для кого угодно, кроме автомобилистов. Сменив Юрия Лужкова, новый мэр определил в качестве главной своей задачи решение «пробочного» вопроса. Водителям было обещано, что очень скоро, вот еще чуть-чуть, и город поедет. Он не поехал. Более того, оказалось, что пунктом номер один в «плане Собянина» значилось ускорение транспортного коллапса. Вместо того чтобы облегчить жизнь автомобилистов, решено – и этого никто не скрывает, в том числе и сам градоначальник – сделать ее хуже, и таким образом принудительно пересадить людей из личных авто в общественный транспорт. Итак, что же было сделано за последний год?

Выделенные полосы

Это – одна из последних побед Сергея Собянина. Но, пожалуй, самая важная. Планируется, что в ближайшее время выделенные полосы появятся на всех вылетных магистралях. Под этим термином подразумеваются не только широкополосные проспекты и шоссе, но и достаточно узкие улицы, где каждое утро и каждый вечер неизбежно скапливаются пробки из желающих попасть в центр города – и обратно, на его окраины.

Водители, эксперты и бездушные роботы, анализирующие плотность трафика в рамках «пробочных» интернет-сервисов, рапортуют: чем больше выделенных полос появляется в столице, тем более катастрофичной становится ситуация с заторами на этих дорогах. Далеко за примерами ходить не надо: последний рекорд по пробкам Москва поставила в среду, 12 октября. В районе 19:00 она стала полностью «красной». Сервис «Яндекс.Пробки» выдал максимальные значения по сложившимся в городе заторам – 10 баллов из 10. Впрочем, это был вовсе не конец света. Его наступление эксперты намечают на ноябрь и декабрь: в эти месяцы, по их мнению, транспортная ситуация в городе будет самой тяжелой за всю его историю.

В первую очередь именно благодаря «выделенкам». Если учесть, что и раньше пропускная способность московских магистралей оставляла желать лучшего, то не надо быть специалистом-дорожником, чтобы понять, к чему может привести осознанное их сужение. Однако Сергей Собянин придерживается другого мнения. Он уверен, что эксперимент с выделенными полосами следует признать удачным, более того, их введение в строй ничуть не навредило водителям: «Они ситуацию для автомобилистов либо вообще не ухудшают, либо ухудшают незначительно. Почему – потому что на сегодняшний день выделенные полосы находятся с правой стороны, где до сих пор сплошняком стояли припаркованные машины. Это означает, что сейчас правая полоса фактически не работает как полоса для движения ни легкового, ни общественного транспорта. В результате автобусы и троллейбусы выезжают с крайней правой полосы на вторую и третью полосы, создавая там толчею и пробки. Сейчас мы весь общественный транспорт уводим на правую полосу. Первые опыты с выделенными полосами показали, что скорость движения автобусов и троллейбусов возрастает от 20 до 40 процентов».

http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2011/10/20/095944.22501.jpg
Выделенные полосы – одна из последних побед Сергея Собянина. Но, пожалуй, самая важная

По мнению экспертов, выделенные линии – однозначное благо для города и его жителей. Но совершенно не в том виде, в каком они существуют в Москве, уверяют они. И приводят в пример Звенигородское шоссе, где появилась отдельная полоса для никогда не ходивших там автобусов, Профсоюзную улицу, где общественный транспорт следует тем же маршрутом, что и метро, фактически его дублируя. Со своей стороны, мы добавим улицы Свободы, которая томится в многокилометровых пробках каждый будний день. На сегодня там существуют четыре полосы для движения автомобилей, по две – в каждую сторону. Несложно представить, во что превратится трафик на этом участке, если водителям оставят лишь одну полосу.

Впрочем, Сергея Собянина грядущий коллапс нисколько не смущает. И, вопреки заявлениям его подчиненных, что в Москве «официально» действует лишь семь «выделенок» (на проспекте Андропова, Ленинградском проспекте, Щелковском шоссе, Волоколамском шоссе, проспекте Вернадского, Пятницком шоссе и Севастопольском проспекте), автобусы успешно ходят по спецполосам на проспекте Маршала Жукова, Звенигородском шоссе и других трассах города, а на проспекте Мира для них и вовсе организован дорожный рай: для движения общественного транспорта отдано сразу две полосы, по которым когда-то передвигались легковушки. До конца года автобусы «съедят» еще 80 километров дорог. А чуть позже – еще 300 километров.

Правда, власти Москвы подумывают о том, чтобы разрешить простым автолюбителям ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Но... ночью.

Парковки и паркинги

Идея о развитии общественного транспорта, по мнению столичного градоначальника, также немыслима без организации перехватывающих парковок. Доехали из области до конечной станции метро – добро пожаловать в метрополитен. А машину, пожалуйста, оставьте в специально построенном для этого паркинге. Есть ли успехи в этом начинании?

Первой победой была организация транспортно-пересадочного узла (ТПУ) рядом со станцией метро «Планерная». Правда, победой это назвать сложно. После возведения торгового центра, внутри которого находится парковка для жаждущих пересесть в подземку, транспортная ситуация в этом районе накалилась до предела: водители ищут любые объездные пути, чтобы не оказаться в плену вечной пробки у «Планерной», которая рассасывается только ближе к ночи. Более того, там была проведена реорганизация движения, в результате чего подъехать к жилым домам, расположенным рядом с метро, стало практически невозможно.

Тем не менее дальнейшему строительству перехватывающих парковок дан зеленый свет. До конца этого года в Москве должны появиться 25 таких стоянок. Определились власти города и с тарифами: 50 рублей будет стоить парковка в том случае, если машина приедет на стоянку после 6 утра и покинет ее до 10 вечера. Представим себе вполне реальную ситуацию: после того как владелец авто оставил его на перехватывающей парковке, он решил продолжить путь не на метро, а на автобусе, маршрутке или пешком. В таком случае ему придется заплатить за стоянку совсем другие деньги: 50 рублей в час. То есть 500 рублей в день с учетом 9 рабочих часов и часа на дорогу! Льготный же тариф предполагается установить только для тех, кто предъявит при въезде на парковку два билета на метро.

http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2011/10/20/100732.28984.jpg
Идея о развитии общественного транспорта, по мнению Сергея Собянина, немыслима без организации перехватывающих парковок

А что же насчет парковок на придомовых территориях? Многим жителям Москвы знакома ситуация, когда приходится наматывать один круг за другим по тесным дворам, чтобы найти вожделенное место для ночлега своего авто. По мнению аналитиков компании IBM, хуже, чем в Москве, ситуация с парковкой наблюдается только в Нью-Дели, Бангалоре и Пекине. Обойти своим вниманием этот вопрос Сергей Собянин попросту не мог. Задача: необходимо обеспечить столицу дополнительными местами для парковки, в первую очередь – в спальных районах. Вопрос: как это сделать? «Только в нынешнем году было обустроено примерно пятьсот тысяч мест», – отрапортовал мэр в середине сентября. Столь амбициозный проект на поверку оказался легко выполнимым: на местах, где были газоны, и на тротуарах появилась соответствующая разметка. Иногда – исключающая саму возможность стоянки. И правда, как можно припарковать машину там, где, согласно линиям на асфальте, можно оставить лишь велосипед, или там, где исключен проезд между рядами?

Даже представители ГИБДД начали бить тревогу. По мнению заместителя начальника Главного управления ОБДД МВД России Павла Бугаева, до сих пор не создано условий, которые позволили бы водителям избежать новых санкций, поэтому за те месяцы, которые остались до введения новых штрафов, необходимо организовать как можно больше новых парковок и перехватывающих стоянок как в центре города, так и на периферии. Кроме того, требуется установить в наиболее оживленных местах камеры фотовидеофиксации. Но спуску автомобилистам после повышения штрафов в июле следующего года они давать не собираются. Мало того, столичная ГИБДД планирует организовать мобильные патрули, которые будут фиксировать на камеры нарушения правил парковки и присылать автомобилистам «письма счастья».

Строительство и реконструкция дорог

Развитие транспортной сети невозможно без строительства новых дорог. Однако не логичнее ли провести своеобразную работу над ошибками, улучшив пропускную способность на уже существующих магистралях? Кажется, именно такого мнения придерживается столичный мэр. «Нам предлагают в этой ситуации: «Давайте понастроим больше дорог, развязок, в двух уровнях, в трех уровнях, и все будет замечательно». Да, но это тупиковый путь. Это невозможно сделать, даже если бы у нас было много денег. Хотя достаточного количества денег не будет никогда, потому что в жилых районах строительство магистралей и развязок обходится в баснословные суммы, что показала, кстати, экспертиза строительства того же самого Четвертого транспортного кольца», – заявил Сергей Собянин в ходе онлайн-конференции, прошедшей в среду, 19 октября. Несложно догадаться, что масштабного строительства новых дорог ждать не приходится. Вместо этого будут реконструированы старые.

«Планируем построить около 400 км дорог, но это будут расширения действующих дорог, дублеры и так далее. Магистральные дороги создавать тоже планируется. Но построить столько, сколько необходимо для решения проблемы, невозможно. Я имею в виду, что нельзя создать столько дорог, чтобы они были везде, где автомобилисты хотят ездить. И ни один город мира себе такого позволить не может», – отметил градоначальник, вновь напомнив о том, что «все города пошли по пути развития общественного транспорта: ему отдается приоритет, а для легковых автомобилей вводятся какие-то ограничения».

http://pics.autonews.ru/autonews_pics/onews/2011/10/20/101705.5102.jpg
Масштабного строительства новых дорог в Москве ждать не приходится. Вместо этого будут реконструированы старые

Итак, какие же трассы должны преобразиться? В августе столичными властями было принято распоряжение о реконструкции сразу 19 вылетных магистралей. Это все крупные артерии столицы: Варшавское, Каширское, Рублевское, Можайское, Ярославское, Щелковское, Алтуфьевское, Дмитровское, Сколковское шоссе и шоссе Энтузиастов, а также Волгоградский, Рязанский, Ленинский, Севастопольский, Мичуринский проспекты и проспект Вернадского, улицы Профсоюзная, Люблинская, Народного Ополчения и, наконец, Садовое кольцо. Cтройка уже кипит на Варшавском и Каширском шоссе, Волгоградском и Рязанском проспектах.

Вместе с этим будут вестись реконструкционные работы на МКАД и Третьем транспортном кольце. Быть может, после этого Москва наконец и поедет. Но прежде из-за массового дорожного строительства всех столичных автомобилистов ждут такие заторы, по сравнению с которыми нынешние пробки покажутся сущей мелочью. И это – еще одна монета в копилку под названием «зеленый свет – автобусам, кирпич – личному транспорту».

Из всего сказанного выше следует лишь один вывод: никаких благ в обозримом будущем автомобилистам ждать не приходится. Максимум, что они получили, – это одно информационное табло на Ленинградском проспекте, информирующее водителей о том, что впереди, куда бы они ни повернули, их ждут заторы, а также светофоры, наглядно показывающие, сколько секунд осталось до включения зеленого света. «План Собянина» в той его части, что касается ликвидации пробок, как видно, действует в полную силу – только с обратным результатом. Не далее как вчера источник AutoNews.ru в мэрии города сообщил, что мэр дал распоряжение всем службам: сделать все возможное, чтобы использование личных авто в Москве стало нецелесообразным. Нет никаких сомнений, что это поручение будет выполнено с блеском.

Александр Кузьмин

http://www.autonews.ru/autobusiness/new … 20/1704817