14 октября 2011, 09:14 Леонид Полозов
Московские дороги сузили на 7 метров
В октябре–декабре в Москве появится 200 км выделенных полос. С их появлением ситуация в городе резко ухудшилась: в течение дня загруженность дорог составляет 8-9 баллов. Эксперты считают, полосы были нарисованы для галочки, без предварительных расчетов
Фото: ИТАР-ТАСС
В течение трех лет в Москве будет введено более 300 км выделенных полос для общественного транспорта, причем большая часть из них — 200 км — появится уже до конца 2011 года. По словам заместителя мэра столицы, руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николая Лямова, «ударным месяцем по вводу новых полос является октябрь».
Не заметить это было трудно. Так, на этой неделе, по данным «Яндекса», загруженность столичных дорог в течение дня составляет 8–9 баллов, а в часы пик — выше 10. Время в пути увеличилось как минимум в два раза.
Заммэра пояснил, что смысл выделенных полос заключается в том, чтобы люди пересели из личных авто на общественный транспорт. «Для этого они должны понять преимущество общественного транспорта. Например, уже сейчас на некоторых выделенных полосах скорость его движения с 13-15 км в час выросла до 25 км в час», — отметил Лямов в начале октября.
В среду,12 октября, глава «Мосгортранса» Петр Иванов, представляя мэру Москвы Сергею Собянину очередную выделенную полосу от улицы Касаткина до МКАДа протяженностью в 5 км, радостно отрапортовал, что она позволила увеличить скорость автобусов и троллейбусов на данном маршруте примерно на треть.
Однако большинство экспертов, опрошенных BFM.ru, радость столичных чиновников не разделяет. Они обращают внимание на то, что выделенные полосы для общественного транспорта вводятся за счет «отбора» у водителей одной из полос — то есть дороги стали уже как минимум на 7 метров (ширина полосы на столичных магистралях составляет 3,5–3,75 метра, согласно классификации, утвержденной правительством РФ).
Правда, пока далеко не все автомобилисты соблюдают предписания дорожной разметки, продолжая использовать выделенную полосу как обычную.
Но добропорядочным водителям приходится еще хуже: чтобы повернуть направо необходимо перестроится заранее, но новая разметка не позволяет сделать этого — разрыв начинается лишь за 20-30 метров до поворота. И чтобы попасть в этот «карман», водителям необходимо выстроиться в очередь, занимая вторую полосу. Получается, что они сами еле двигаются и тормозят других, которые следуют прямо.
Те, кому поворачивать не нужно, в такой ситуации вынуждены уходить на третью полосу, затрудняя движение и по ней. То есть скоростное движение может осуществляться только по четвертой полосе. Если она, конечно, есть. Таким образом, тот же Ленинский проспект фактически «сужается» с четырех до одной «полноценной» полосы.
Руководитель проекта Карты@Mail.Ru Group Дмитрий Краминов отмечает, что введением выделенных полос общее количество пробок в городе не изменилось, однако отметил, что на различных магистралях ситуация разная.
«Например, выделенная полоса на Дмитровском шоссе не изменила дорожную обстановку. У станции метро «Тимирязевская», расположенной на Дмитровском шоссе, находятся продуктовый и строительный рынки и для парковки не на проезжей части там физически нет места. Поэтому автомобили как раньше, так и сейчас, паркуются в правом ряду. Данная проблема решена на Ленинградском проспекте от Петровского парка до метро Сокол (где тоже есть выделенная полоса), где парковочная разметка нанесена на тротуаре. Там, как и на Дмитровском шоссе, «выделенка» практически не повлияла на количество пробок, так как раньше правая полоса была занята припаркованными автомобилями. Немного другая ситуация на Ленинградском проспекте в районе метро «Динамо». Тут из-за «выделенки» пробок стало больше: выделенная полоса мешает повороту направо на Петровско-Разумовскую аллею и для проезда по дублеру Ленинградского проспекта остается только две полосы, с одной из них поворачивают направо, со второй часто уходят налево в туннель Ленинградского проспекта», — рассказал Краминов.
Эксперт также отметил, что из-за «выделенки» ухудшилась дорожная ситуация на Щелковском шоссе: дорожное плотно сузилось до трех полос, одна из которых часто оказывается полосой для поворота налево. Для поворота налево автомобили выстраиваются в два ряда, и для проезда прямо остается одна полоса. На Севастопольском проспекте ситуация и того хуже: после создания выделенной полосы для проезда личного транспорта осталось только две. Левая полоса также часто становится полосой для левого поворота, а так как автомобили поворачивают налево в два ряда, то для проезда прямо полос совсем не остается», — отметил собеседник BFM.ru.
У автобуса не получается заменить автомобиль
Отмечают эксперты и тот факт, что пока автобусы и троллейбусы курсируют по своим маршрутам полупустые. Вполне возможно, что столичные власти не в курсе такого положения дел. По крайней мере, рекламные щиты, установленные в Москве в преддверии акции «День без автомобиля», прошедшей 22 сентября, сообщали горожанам о том, что 1 автобус равен 45 машинам. На первый взгляд, преимущество действительно кажется убедительным, однако, если разобраться, это уравнение не верно.
Ведь если эти 45 автомобилей выстроить в один ряд с расстоянием в 3-5 метров между ними, то они займут чуть более 400 метров. Получается, что и автобусы должны следовать друг за другом на такой дистанции, а это утопия. Не будем говорить о том, что автомобиль доставляет пассажиров в нужное место. А от автобуса до него еще приходится идти. К тому же в машине может ехать не только водитель, но еще пассажиры — тогда «грузоподъемность» автомобиля превышает тот же показатель общественного транспорта. Не забудем и про задержки автобусов в пути (даже на выделенной полосе), которые связаны с посадкой и высадкой пассажиров. Таким образом, более высокие скорости общественного транспорта на «выделенке» — это такая же натяжка, как и разговоры о равенстве автобуса и 45 легковых авто.
Впрочем, чиновники уже признают, что ситуация на столичных дорогах действительно стала ухудшаться. Но, похоже, что именно в этом и заключается план московских властей: в какой-то момент у автомобилистов из-за невыносимых пробок не останется иного выбора, как пересесть на общественный транспорт. Сработает ли столь изощренная тактика, покажет время.
Сначала нарисуем, потом разберемся
Аналитик ГК «Эшелон Геолайф» Михаил Рязанцев рассказал в интервью BFM.ru, что традиционно летом поток автомобилей снижается, а в осенние месяцы начинается его рост. «В этом году по относительным показателям мы наблюдаем такую же картину, она не изменилась. Прирост такой же, как и всегда», — сообщил он.
По мнению Рязанцева, введение выделенных полос для общественного транспорта было не до конца продуманным. «Оно было сделано в приказном порядке и, похоже, для отчета. Было явное пожелание властей отрапортовать о введении полос для общественного транспорта, и все это делается именно с этой целью. Очень хороший пример — Звенигородское шоссе, на котором вообще не было общественного транспорта, но там выделили полосу. Уже потом там был запущен маршрут, по которому сейчас ездят, грубо говоря, два пассажира. Это неудивительно — на этом участке всего 2 или 3 остановки, и все отгорожено забором. Там просто негде людям высаживаться, да и маршрут не сильно нужен. А вот скорость движения автомобилей снизилась во время пробок на 35% с 30-35 км в час до 20 км в час. Но зато команда, которая была дана сверху, выполнена», — рассказал BFM.ru Рязанцев.
Также эксперт отмечает, что наземные маршруты общественного транспорта организованы в Москве очень неэффективно. Во-первых, отмечает он, большая часть общественного транспорта не заполняется в течение дня. «Во-вторых, автобусы, троллейбусы ходят вдоль определенных дорог, вдоль шоссе, при этом шоссе дополнительно дублируется станциями метро — то есть эти автобусы выполняют дублирующую функцию, они не выполняют функцию соединительную, ими не удобно пользоваться. Вы не можете сесть на автобус рядом со своим домом и приехать к себе на работу, вам необходимо совершать пересадку на другие типы общественного транспорта», — констатирует Рязанцев.
Аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников также рассказал BFM.ru, что выделенные полосы себя оправдывают не везде. «Согласно данным сервиса «Яндекс.Карты», по некоторым выделенным полосам проходит всего один маршрут, а интервалы составляют по 15-20 минут — например, на проспекте 60-летия Октября или на Звенигородском шоссе. Более того, в первом случае вдоль наземного маршрута проходит линия метро. А вот на Щелковском шоссе, наоборот, поток наземного транспорта велик — более 5 маршрутов, а сама трасса одна из самых загруженных в Москве, поэтому введение выделенной полосы здесь вполне оправдано», — отмечает аналитик.
Михаил Рязанцев отмечает, что городская улично-дорожная сеть — это связанная вещь, и даже небольшой участок дороги влияет на общую картину. Потому, если снизить пропускную способность одной из магистралей, можно получить коллапс на связанных дорогах.
«Вот чем опасно это решение [выделенные полосы]. Более того, оно опасно в связи с приближающимся зимним периодом, потому что в зимний период и так происходит снижение скорости, а, отрезав по полосе у дорог, мы получим коллапс еще больший.
В прошлом году в городе наблюдались несколько раз кольцевые пробки, когда они на кольцевых магистралях затыкались сами в себя, хвост упирался в начало, и движение было парализовано. Удаление полосы ведет к тому, что мы эту же ситуацию искусственно создаем. Это очень негативный прогноз, но он, скорее всего, оправдается, учитывая то, как реализовывается проект», — уверен Рязанцев.
Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский согласен, что к декабрю этого года ситуация с пробками на дорогах мегаполиса может стать критичной. Непродуманное введение полос для общественного транспорта, по его словам, станет одной из главных причин этого.
«Все делается по следующему принципу — есть распоряжение нарисовать столько-то полос, их начали рисовать, а каким образом — не важно. Каким образом эти полосы функционируют, вообще никого не интересует. Качественные показатели не учитываются» — уверен Шумский. — Сама по себе выделенная полоса — хорошая штука, придумали ее не просто так. Другое дело, как это реализовывать. Когда полосы выделяются просто потому, что есть, скажем, три полосы и можно одну «забрать», а при этом на общественном транспорте либо вообще не ездят, как на Нижегородской улице, либо его там вообще нет, как на Волоколамском шоссе в тоннеле под каналом им. Москвы, это называется катастрофа».
Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, эксперт ООН Александр Стрельников в беседе с BFM.ru высказал мнение, что выделенные полосы принципиально не способны решить проблему. «Беда заключается в том, что в Москве катастрофически не хватает дорог в принципе. Плотность дорожной сети необходимо удвоить, а вместо этого дорожное пространство, по сути, сокращают», — сетует эксперт.