Российские водители стали «стучать» в полицию друг на друга. ВИДЕО
Долгое время доносительство в России считалось одним из самых страшных грехов. Это немудрено: из поколения в поколение передавались истории о стукачах сталинских времен, да и в послесталинском СССР можно было запросто лишиться работы, карьеры и семьи после какой-нибудь анонимки, отправленной в Горсовет или профсоюзную организацию.
Однако российские водители устали от беспредела на дорогах. Чинить суд Линча у нас запрещено, а полицию приходится постоянно «пинать» – с инициативой у сотрудников полиции и ДПС плоховато. Вот и заваливают активисты бедных полицейских и прокуратуру заявлениями и жалобами на других участников дорожного движения. При этом зачастую прикладывая к заявлениям видео и фотодокументы. Сейчас процедура упростилась благодаря созданию так называемого электронного правительства, ведь заявление можно направить прямо с сайта Госуслуг.
ГИБДД Санкт-Петербурга даже опубликовала официальное обращение к водителям: «Мы обращаемся к вам с просьбой проявить активную гражданскую позицию. Не оставляйте без внимания грубые нарушения Правил дорожного движения! Фиксируйте такие факты на фотоаппараты, видеокамеры мобильных телефонов, автомобильные видеорегистраторы. Присылайте имеющиеся у вас материалы на сайт Госавтоинспекции. Реализуйте ваше право инициировать возбуждение дела об административном правонарушении, предоставленное Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 28.1)».
В Москве активисты борются прежде всего с VIP-нарушителями, дерзко и грубо нарушающими ПДД: рассекающими по встречке без спецсигналов, грубо подрезающими обычных автолюбителей и пр. Не принять или замять заявление автолюбителей становится все сложнее, некоторых водителей даже удается привлечь к ответственности.
Не отстают и регионы. Известный свердловский борец за права автолюбителей Кирилл Форманчук недавно стал свидетелем грубого нарушения ПДД другим водителем. Не раздумывая, он подъехал к автомобилю ДПС, и тот, что удивительно, немедленно кинулся в погоню. Интересно, что в свое время Кирилл Форманчук сам настрадался от действий сотрудников МВД, когда разъезжал на своем Land Rover с транзитами и сувенирным знаком MEDVED01.
Представители ГИБДД действительно приветствуют инициативных водителей – ведь им проще работать с «готовым» материалом, нежели самим заниматься оперативно-розыскными мероприятиями. Правда, сетуют полицейские, зачастую к заявлениям прикладывают даже не видеоматериал, а ссылку на сторонний ресурс, где размещен ролик с нарушением. «А ссылку к делу не подошьешь», – говорит представитель полиции. Кроме того, часто в заявлениях не указывается дата правонарушения, а сами «стукачи» не являются в полицию для дачи пояснений. «А если мы не опросим того человека, который зафиксировал правонарушение, дать делу ход мы не можем», – говорит собеседник AutoNews.ru в ГУ ГИБДД по Москве. Не является большинство активистов в полицию по двум причинам: во-первых, им лень, ведь надо куда-то ехать, давать показания, терять время вдали от любимого интернета. А во-вторых – опасаясь за свою жизнь. Ведь обвиняемый вправе ознакомиться с материалами дела, где, естественно, будут указана и контактная информация о том, кто подал заявление. А это означает – нести ответственность за свои слова. Ведь времена анонимок прошли. Остается надеяться, что большинство российских водителей будут проявлять стойкую гражданскую позицию и доводить начатое до конца, не опасаясь расправы от неадекватных нарушителей закона.
Матвей Дышло