Вечные ценности: Меньше знаешь — крепче спишь

Майя Кучерская

28.08.2009, №161 (2431)

По всей Москве растяжки: «1 сентября — день знаний». Непонятно только, почему это так важно. Приятно, конечно, полюбоваться на нарядных девочек и мальчиков с ранцами и при букетах, полюбоваться и… тут же пожалеть их время, здоровье и юные силы, потраченные на уроки. Потраченные для большей части этих детей впустую. Ведь для жизненного процветания школьные науки им понадобятся в последнюю очередь.

Горделивая фраза «детям дал образование», равно как и призыв «учись, сынок» отдают смешным, наивным, позавчерашним — собственно советскими временами, когда престиж и даже культ знаний действительно существовал. Существовал по той очевидной причине, что образование способствовало продвижению по социальной лестнице. Реально. Если не подняться, то по крайней мере войти в социальный лифт без диплома было невозможно. И люди, которые вводили тебя под белы рученьки в этот лифт, были твои учителя. Как же было не ценить тех, кто способствовал твоему продвижению и в конечном счете благополучию. Оттого-то они и сами себя ценили и в учителя шли с большей охотой и учителей хороших было больше. А теперь что?

Родители, которым приходилось сталкиваться с проблемой «найти ребенку хорошую школу», знают: сейчас в Москве по-настоящему хороших государственных школ с творческими, заинтересованными в детях преподавателями — примерно десяток. Все они отлично известны. Все входят в первые строчки рейтингов «лучшие школы Москвы». И поступить в них нередко сложнее, чем в университет.

Хотя еще каких-нибудь 20-30 лет назад отдавать ребенка в «хорошую» школу в часе езды от дома не было ни малейшей необходимости — школа, условно говоря, в твоем дворе с огромной долей вероятности и была хорошей. Самые же амбициозные родители отправляли детей в спецшколы — с углубленным изучением иностранного языка. И обычно оставались довольны. Самое интересное, что в школах нескольколетней давности — и спец-, и обычных — действительно неплохо учили. Пусть и тогда встречались ужасные учителя, но в целом картина была явно более благополучной.

Значит все это только одно. Общественного спроса на качественное школьное образование больше не существует. Спрос рождает предложение, и 10 пристойных школ — как раз столько, сколько необходимо сейчас 15-миллионной Москве. Потому что сегодня, чтобы быть успешным и богатым, образование, полученное в одной из 10 лучших городских школ, не нужно. Оттого и 11-летний процесс получения аттестата превращается в формальность, не образование важно — корочка.

Так что можно еще долго сокрушаться о том, сколько у нас плохих школ и никому не нужных вузов, в которых состав преподавателей чудовищен, а рутина заменяет живую науку. Но до тех пор, пока ловкость, быстрота реакции, острота обоняния, часто беспринципность и, само собой, правильные знакомства, а вовсе не хорошее образование прокладывают путь к жизненному успеху, новых хороших школ у нас и не появится.

Автор — книжный обозреватель «Ведомостей»

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … /28/211853